Решение задач по теме
«Генетика. Неполное доминирование»
ЕГЭ по биологии, линия 28
УМК любой, 11 класс
В линии 28 на ЕГЭ по биологии учащиеся должны решить задачу по генетике. В предлагаемом ресурсе рассматривается неполное наследование признаков при моногибридном и дигибридном скрещивании.
Цель: Дать учащимся рекомендации по выполнению задания линии 28 при подготовке к ЕГЭ.
Задачи: информировать учащихся о типах задач по генетике; познакомить с правилами решения задач линии 28 на примере неполного наследования признаков; мотивировать учащихся к успешной подготовке к ЕГЭ.
Материал состоит из теоретического обоснования темы, двух решённых задач и шести задач для самостоятельной работы. Данный материал можно использовать при изучении неполного наследования признаков в 9-10 классах, а также при подготовке к ВПР и олимпиаде по биологии.
Теоретическое обоснование темы
Взаимодействие аллельных генов происходит по следующим направлениям:
Полное доминирование – доминантная аллель полностью скрывает присутствие рецессивной аллели (1 закон Менделя, или закон доминирования).
Неполное доминирование – проявление промежуточного признака.
Кодоминирование – проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями.
Сверхдоминирование – доминантный ген в гетерозиготном состоянии имеет более сильное проявление, чем в гомозиготном.
Множественные аллели – иногда к числу аллельных генов могут относиться не два, а большее число генов.
Неполное доминирование — один из видов взаимодействия аллельных генов, при котором один из аллельных генов (доминантный) в гетерозиготе не полностью подавляет проявление другого аллельного гена (рецессивного), и в F1 выражение признака носит промежуточный характер. Так, при скрещивании ночной красавицы с красной окраской цветков (АА) с растением, имеющим белые цветки (аа), в F1, все растения имеют промежуточную розовую окраску цветков (Аа).
Неполное доминирование очень широко распространено в природе. Оно обнаружено при изучении наследования окраски цветков у многих растений, строения перьев у птиц, окраски шерсти у крупного рогатого скота и овец, ряда биохимических признаков у человека и др.
У гибридов последующих поколений наблюдалось расщепление и раздельное, независимое наследование признаков, что подтверждает справедливость гипотезы «чистоты гамет».
Примером неполного доминирования могут быть андалузские куры, которые получены от скрещивания чистопородных черных кур и "обрызганных белых". Черная окраска кур обусловлена аллелем, который отвечает за синтез пигмента меланина ("B"). У "обрызганных белых" кур этот аллель отсутствует ("bb"). А у гетерозигот меланин синтезируется в небольшом количестве и дает только голубоватый отлив в оперении. При скрещивании таких гибридов соотношение по фенотипам будет 1 черная : 2 с голубым отливом : 1 белая.
Рассмотрим решение задач по теме «Неполное доминирование».
При неполном доминировании гибрид F1 (Аа) не воспроизводит полностью ни одного из родительских признаков, выражение признака оказывается промежуточным, с большим или меньшим уклонением к доминантному или рецессивному состоянию, но все особи этого поколения одинаковы по фенотипу.
Примером неполного доминирования может быть промежуточная розовая окраска ягоды у гибридов земляники (Fragaria vesca), полученных от скрещивания форм с красной и белой ягодами (рис. 1).
Наследование окраски ягоды при неполном доминировании у земляники: АА — красная; аа — белая; Аа — розовая окраска.
Задача 1. У земляники красная окраска ягод неполно доминирует над белой. Какое потомство следует ожидать от скрещивания двух растений с розовыми ягодами? Запишите генотипы и фенотипы гибридов.
Решение: обозначим доминантный ген буквой А, а рецессивный – а. Отметим, что доминантные гомозиготы будут иметь красные ягоды, рецессивные гомозиготы – белые, а гетерозиготы – розовые.
Записываем ход скрещивания. Обе родительские формы – гетерозиготы. Так как по условию они имеют розовые ягоды. Гетерозиготы дают два типа гамет.
Схема решения задачи:
Дано:
Признак, фенотип Ген, генотип
_______________________________________
Красная окраска ягод А (неполное доминирование принято обозначать чертой над буквой)
Белая окраска ягод а
Розовые ягоды Аа
F1 - ?
Генотип F1– ?
Фенотип F1- ?
Решение:
Р ♀ Аа х ♂ Аа
розовые розовые
G: A a A a
F1: AA ; Аа; Аа; аа
Или по решётке Пеннета:
Определяем генотипы и фенотипы первого поколения гибридов.
Обратите внимание, что при неполном доминировании (промежуточном характере наследования) расщепление по фенотипу совпадает с расщеплением по генотипу.
Расщепление по фенотипу: 1:2:1
Расщепление по генотипу: 1:2:1
Ответ: 25 % доминантных гомозигот с красными ягодами АА, 50 % гетерозигот с промежуточной окраской плодов – розовой – Аа и 25 % рецессивных гомозигот с белыми ягодами – аа.
При решении задач на дигибридное скрещивание один признак может проявлять неполное доминирование, а второй – любую другую закономерность (полное доминирование, кодоминирование, сцеплённое наследование, сцепление с полом и т.д.).
Задача 2.
У крупного рогатого скота красная окраска шерсти неполно доминирует над светлой, окраска гетерозиготных особей чалая. Гены признаков аутосомные, не сцеплены.
Скрещивали красных комолых (В) коров и чалых рогатых быков, в потомстве получились красные комолые (безрогие) и чалые комолые особи. Полученные гибриды F1 с разными фенотипами были скрещены между собой. Составьте схемы решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в обоих скрещиваниях, соотношение фенотипов в поколении F2. Какой закон наследственности проявляется в данном случае? Ответ обоснуйте.
Решение.
Дано:
ĀĀ — красная окраска шерсти
Āа — чалая окраска шерсти
аа — светлая окраска шерсти
ВВ Bb — комолые (безрогие)
bb — рогатые
♀ ĀĀВВ — красная комолая корова (по второму признаку ВВ, т.к. в F1 всё потомство комолое, т.е. по правилу единообразия гибридов первого поколения скрестили ВВ х Вb)
♂ Āаbb — чалый рогатый бык
Задачи для самостоятельного решения
Задача 1.
У львиного зева при скрещивании растений с широкими листьями образуются широкие листья, при скрещивании растений с узкими листьями образуются узкие листья. При скрещивании растения с широкими листьями с растением с узкими листьями образуются листья с промежуточной шириной. Каковы будут фенотипы и генотипы потомства при скрещивании двух растений с листьями промежуточной ширины? Какой вид скрещивания? Какая закономерность проявляется в данном случае?
Ответ: 1) По фенотипу: 1 часть растений будет с широкими листьями – генотип АА, 2 части с листьями промежуточной ширины – Аа, 1 часть растений с узкими листьями - аа.
2) Моногибридное скрещивание.
3) Неполное доминирование признака.
Задача 2.
Кохинуровые норки (светлая окраска с черным крестом на спине) по-
лучаются в результате скрещивания белых норок с темными. Скрещивание
между собой белых норок дает белое потомство, а скрещивание между собой темных норок - темное.
1. Какое потомство получится от скрещивания кохинуровых
норок с белыми?
2. На звероферме от скрещивания кохинуровых норок получено
потомство 74 белых, 77 черных и 152 кохинуровых.
Сколько особей из них и какие будут гомозиготными?
Ответ: 1) Кохинуровые норки – результат проявления неполного доминирования генов. При скрещивании кохинуровых норок с белыми получается 50%- кохинурового окраса и 50%-белого окраса, т.е. соотношение 1:1.
2) Соотношение по генотипу и фенотипу: 1:2:1. Гомозиготами будут 74 белые норки, 77 чёрных норок. Всего гомозиготами будет 151 норка.
Задача 3.
У львиного зева красная окраска цветка не полностью доминирует над белой. У львиного зева обычная форма цветка неправильная, (т.е зигоморфная) полностью доминирует над пилорической (правильной формой, т.е актиноморфной). Какое потомство получится от двух дигетерозиготных растений? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.
Ответ:
1) Генотипы родителей: АаВв – розовые цветки с нормальной формой цветка.
2) Генотипы потомков определяем с помощью решётки Пеннета:
9А_В_ : 3 А_вв : 1 аавв.
3) фенотипы потомков: с розовыми нормальными цветками – 6/16; с розовыми пилорическими цветками – 3/16; с красными нормальными цветками – 3/16; с белыми нормальными цветками – 3/16; с белыми пилорическими цветками – 1/16.
Задача 4.
Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, полученного при скрещивании растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи и обоснуйте ответ.
Ответ:
1) Генотипы родителей: розовые ягоды и промежуточная чашечка – АаВв, красные ягоды и листовидная чашечка – Аавв.
2) Генотипы и фенотипы потомков F1 :
1 часть-АаВв – красные ягоды, промежуточная чашечка.
1 часть - АаВв – розовые ягоды, промежуточная чашечка.
1 часть - ААвв- красные ягоды, листовидная чашечка.
1 часть – розовые ягоды, листовидная чашечка.
3) Дигибридное скрещивание с независимым наследованием признаков (сцепления генов нет, т.к. гены располагаются в разных хромосомах), неполное доминирование по двум парам признаков.
Примечание: над буквами А и В в решении задачи и в ответе необходимо поставить черту.
Задача 5.
При скрещивании пёстрой хохлатой курицы (В) с таким же петухом было получено 8 цыплят: 4 цыплёнка пёстрых хохлатых, два белых (а)хохлатых и два чёрных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните характер наследования и появления особей с пёстрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?
Ответ:
1) генотипы родителей: пёстрые хохлатые – АаВВ.
2) Генотипы и фенотипы потомства:
4 цыплёнка АаВВ - пёстрые хохлатые.
2 цыплёнка ааВВ – белые хохлатые.
2 цыплёнка ААВВ – чёрные хохлатые.
3) Характер наследования – неполное доминирование, т.к. в потомстве три фенотипа: АА- чёрное оперение, аа- белое оперение, Аа – пёстрое оперение.
4) Проявляются законы независимого наследования признаков и расщепления признаков.
Задача 6.
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.
Ответ:
1) Первое скрещивание.
Генотипы родителей: ААВВ – есть усы, красные ягоды, аавв – нет усов, белые ягоды.
F1 – АаВв – есть усы, ягоды розовые.
2) Второе скрещивание.
Генотипы родителей: ааВв – без усов, розовые ягоды, ааВВ – без усов , красные ягоды.
Генотипы и фенотипы потомства второго скрещивания:
ааВв - без усов, розовые ягоды,
ааВВ – без усов, красные ягоды.
3) Характер наследования – неполное доминирование, закон независимого наследования признаков.
Источники информации
http://poisk-ru.ru/s10974t2.html - неполное доминирование признаков
http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image002.jpg - наследование окраски ягод у земляники
http://konspekta.net/poisk-ruru/baza2/594592701297.files/image004.jpg - наследование окраски ягод у земляники
http://images.myshared.ru/7/821005/slide_8.jpg - наследование окраски цветков у ночной красавицы
https://bio-ege.sdamgia.ru/problem?id=21368 - наследование окраски шерсти у коров
http://ok-t.ru/studopediaru/baza12/373032937184.files/image090.jpg
андалузские куры
Горбачёва Марина Юрьевна
Реликт
Виктория Александровна
Реликт
Зинаида Павловна
Реликт
Самойлова Наталья Владимировна
Реликт
Буньков Андрей Владимирович
Реликт