Урок русского языка «Определение имени существительного»
Русский язык
Тема: Определение имени существительного
Цель: – развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.
СЛАЙД №1
1. Организационный момент
– Добрый день, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, вы их всех знаете, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им и друг другу. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку русского языка. (Дети показывают сигнальные карточки)
СЛАЙ №2
– Ну, тогда начинаем наш урок,
Он пойдёт ребятам впрок
Мы в лингвистов поиграем,
Что-то новое узнаем.
2. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.
– Ну, а прежде, чем вы узнаете что-то новое, я хочу посмотреть, как вы усвоили предыдущую тему и, как справились с домашним заданием. Сейчас я проведу блиц-опрос, но работать вы будете в парах. Я начинаю предложения, а вам необходимо их закончить, теми словами, которые у вас записаны на фиолетовых карточках. Итак, положите перед собой карточки и внимательно слушайте предложения и совещайтесь с товарищем, но не забывайте о правилах работы в группе и в парах. (работаем дружно и не мешаем товарищам)
СЛАЙД №3
1. Блиц-опрос.
– Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи).
– Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос).
– Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (самостоятельными).
– Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос).
– Особое место среди частей речи занимают … (междометия).
Проверьте себя, сравните с доской. Оцените себя по алгоритму оценивания и покажите соответствующую сигнальную карточку. (зеленый, желтый, красный) 1.Что нужно было сделать? 2.Справились с заданием полностью или частично? 3.Справились правильно или с ошибкой? 4. Справились самостоятельно или с помощью товарища?)
– Молодцы, вы отлично справились с заданием, а это значит, что вы готовы продолжать изучение языка.
3. Формулирование проблемы (с элементами словарной работы), планирование деятельности.
– На предыдущем уроке мы познакомились с понятием, которое обозначает большие группы слов и это понятие… (части речи), а сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одной из частей речи, а с какой именно вы ответите мне сами, но после выполнения следующего задания.
– Я буду называю вам словосочетание, а вы заменяете его одним словом (работаем в тетради, подчеркивая орфограммы, слова записывайте через запятую):
СЛАЙД №4
Движение воздуха - (ветЕр)
Буря на море – (шторм)
Сильный ветер со снегом – ( мЕтелЬ)
Ненастье с громом и молнией- грОза
– Что общего у всех этих слов? (На какие вопросы отвечают эти слова? (что?)
– Что обозначают? (явления природы))
– Догадались о какой части речи пойдет сегодня речь на уроке? (о существительном)
– Предположите, какая же будет тема урока? (имя существительное)
– Запишите её зеленой ручкой в тетрадях (на доске появляется надпись темы).СЛАЙД №5
– Сформулируйте цель урока, ЧЕМУ НУЖНО СЕГОДНЯ НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить имена существительные в предложении и тексте.) А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи.(КЛИК НА СЛАЙДЕ)
– Цель определена, давайте составим план, который, поможет достигнуть эту цель. Перед вами ключевые слова, которые и помогут составить план урока СЛАЙД №6 (признаки, определение, находить) (Учитель вместе с детьми составляет примерный план)
План:
Выявить признаки им.сущ.
Дать определение им. Сущ.
Научиться находить им.сущ. в предложении и в тексте.
– Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)
Открытие новых знаний
– Итак, для достижения поставленной цели, нам необходимо провести исследование, а исследовать мы будем группы слов. Поработаем в парах. Какое правило работы в парах вы знаете? (работаем дружно)
Перед вами карточки голубого цвета. Прочитайте слова на карточках и определите, по какому признаку их объединили в группы, дайте название каждой группе и поставьте вопросы к каждой группе. Задание понятно? (да/нет с помощью сигнальных карточек)
СЛАЙД №7
Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
Заяц женщина страх
Сорока командир радость
Ворона мужчина уныние
Насекомые товарищ печаль
Лошадки ученик любовь
Медведь хозяин тоска
Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6
Нож доктор апельсин
Ножницы летчик лимон
Грабли плотник огурец
Лопата космонавт ромашка
Топор шофёр смородина
Кисточка повар осина
(Отчет пар и пополнение слайда.)
У. – Прочитайте слова орфографически, назовите группу и вопрос.
Что? Кто?
Чувства животные
Инструменты люди
Профессии
Растения
– Итак, подведем итог, все слова в карточках отвечают на вопросы (кто? Что?) и обозначают названия (животных, людей, чувства, инструмент, профессий, растений).
– К какой части речи можно отнести все эти слова? (имя существительное)
– Правильно.
– Ребята, как вы думаете, почему слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? названы именем существительным?
(предположения детей) И каково главное значение этих слов?
– Хорошо, спасибо. Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211). (один ребенок читает Аня Н., остальные следят)
– На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название?
Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Рудченко) (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее).
– Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите?
– Какое представление о существительном у Афанасия? (высказывания детей)
– А теперь прочитаем текст Упр. 212 тоже лингвиста Льва Успенского и определим его главную мысль.( дети читают самостоятельно)
– Какая же главная мысль текста?
– О чём говорится в тексте?
– Кто попробует обобщить информацию, которую мы получили из этих двух научных текстов, а помогут вам вспомогательные вопросы после упражнения. СЛАЙД № 8 (Ярослав Д.)
Физминутка
– Ну а теперь проверим, как вы поняли, что же такое существительное. Встаньте, пожалуйста, подравняйтесь. Я буду называть слова разных частей речи, а вы хлопаете вверху, если я называю существительное, приседаете и хлопаете внизу, если называю другую часть речи:
Только не забывайте, что:
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
тарелка, чистая, лошадка, мчится. Золотой, пишет, ложка, бабушка, слово, дышим.
– Молодцы, у вас хорошо получается, садитесь, отдохнули немножко, повеселились? А теперь продолжаем работу лингвистов.
2) Роль имён существительных в речи.
Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём.
1.) Чтение задания.
– Что такое пролог? (вступление к сказке)
2.) Найдите и прочитайте имена существительные. (Чтение текста, называние имен существительных (по цепочке )
– Как вы думаете, почему же так много имен существительных в этом прологе? (автор знакомит нас с героями, называет их, рассказывает, где они жили, а для этого нужны существительные).
2. Работа с определением (с. 10).
– Итак, пришло время обобщить представление об имени существительном, ещё раз назовите признаки имени существительного. А теперь проверим, совпали наши выводы с правилом в учебнике.
– Прочитайте текст определения в цветной рамке.
– Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи.
– Кто сможет самостоятельно рассказать, что такое имя существительное? (схема)СЛАЙД № 9
Развитие умений – применение знания.
– Раз мы уже так много узнали об имени существительном, пора применить наши знания и выполнить упр. 214 (развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя)
– Прочитайте. Слова, какой части речи здесь перечислены? Как вы это определили?
1) Постановка вопроса к слову, определение части речи с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное, относится к качествам человека». Запись слов по тематическим группам. (Дети выходят записывают по цепочке)
... - люди.
... - животные.
... - предметы, вещи.
... - качества человека.
... - явления природы.
... - состояния человека.
По ходу записи обозначай в словах орфограммы.
Доп. Задание : Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр–от–а, гроз–а.
СЛАЙД № 10 - Оцени свою работу, С помощью алгоритма оценивания.
Итог урока
а). Какая была цель урока, она достигнута? СЛАЙД №11 какие поставлены задачи?
- что показалось трудным, на что надо обращать внимание?
- что же узнали о существительном?(несколько детей перечисляют признаки им. Сущ.)
Задание, наличие времени.
б). А кто из литературных героев прав? (Учитель читает высказывания, дети показывают ответы с помощью сигнальных карточек).
СЛАЙД № 12
Незнайка: «Существительное – это часть речи, которая обозначает названия людей и животных».
Буратино: «Существительное – часть слова, отвечающее на вопросы кто? и что?»
Домовой Афанасий: «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? и что?»
– Я благодарю всех за работу. С каким настроением вы уходите с урока? Если у вас радостное настроение – возьмите зеленый кружок, спокойное – жёлтый, печальное – красный. Откройте дневнички и нарисуйте кружок соответствующего цвета.
Запишите ДЗ Упр. 1, с. 19. Выучить определение с.10
в). Стихи для запоминания имени существительного.
Имя существительное
Сущность, существо.
Невозможно нашу жизнь
Представить без него.
Предметы и явления
Оно обозначает.
На вопросы кто? и что?
Только отвечает!
частями речи
задать вопрос
знаменательными
нельзя задать вопрос
междометия
Карточка №1 |
Карточка №2 |
|||||
Назв.группы: ___________ |
Назв.группы: ___________ |
Назв.группы: ___________ |
Назв.группы: ___________ |
Назв.группы: ___________ |
Назв.группы: ___________ |
|
Вопрос: _________? |
Вопрос: _________? |
Вопрос: _________? |
Вопрос: _________? |
Вопрос: _________? |
Вопрос: _________? |
|
Заяц |
Женщина |
Страх |
Нож |
Доктор |
Апельсин |
|
Сорока |
Командир |
Радость |
Ножницы |
Летчик |
Лимон |
|
Ворона |
Мужчина |
Уныние |
Грабли |
Плотник |
Огурец |
|
Насекомые |
Товарищ |
Печаль |
Лопата |
Космонавт |
Ромашка |
|
Лошадки |
Ученик |
Любовь |
Топор |
Шофёр |
Смородина |
|
Медведь |
хозяин |
Тоска |
кисточка |
Повар |
Осина |