Урок русского языка «Определение имени существительного»

1
0
Материал опубликован 10 June 2016

Русский язык

Тема: Определение имени существительного

Цель: развитие умений определять признаки существительного как части речи, находить имена существительные в тексте.

СЛАЙД №1

1. Организационный момент

–  Добрый день, ребята, сегодня к нам на урок пришли гости, вы их всех знаете, давайте поздороваемся с нашими гостями, улыбнемся им и друг другу. Садитесь. Проверьте, всё ли готово к уроку русского языка. (Дети показывают сигнальные карточки)

СЛАЙ №2

Ну, тогда начинаем наш урок,

Он пойдёт ребятам впрок

Мы в лингвистов поиграем,

Что-то новое узнаем.

2. Актуализация знаний с элементами проверки домашнего задания.

–  Ну, а прежде, чем вы узнаете что-то новое, я хочу посмотреть, как вы усвоили предыдущую тему и, как справились с домашним заданием. Сейчас я проведу блиц-опрос, но работать вы будете в парах. Я начинаю предложения, а вам необходимо их закончить, теми словами, которые у вас записаны на фиолетовых карточках. Итак, положите перед собой карточки и внимательно слушайте предложения и совещайтесь с товарищем, но не забывайте о правилах работы в группе и в парах. (работаем дружно и не мешаем товарищам)

СЛАЙД №3

1. Блиц-опрос.

Большие группы слов в русском языке называются … (частями речи).

Чтобы определить часть речи, надо … (задать вопрос).

Слова, к которым можно задать вопросы, называются … (самостоятельными).

Служебные части речи – это части речи, к которым … (нельзя задать вопрос).

Особое место среди частей речи занимают … (междометия).

Проверьте себя, сравните с доской. Оцените себя по алгоритму оценивания и покажите соответствующую сигнальную карточку. (зеленый, желтый, красный) 1.Что нужно было сделать? 2.Справились с заданием полностью или частично? 3.Справились правильно или с ошибкой? 4. Справились самостоятельно или с помощью товарища?)

–  Молодцы, вы отлично справились с заданием, а это значит, что вы готовы продолжать изучение языка.

3. Формулирование проблемы (с элементами словарной работы), планирование деятельности.

–  На предыдущем уроке мы познакомились с понятием, которое обозначает большие группы слов и это понятие… (части речи), а сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с одной из частей речи, а с какой именно вы ответите мне сами, но после выполнения следующего задания.

–  Я буду называю вам словосочетание, а вы заменяете его одним словом (работаем в тетради, подчеркивая орфограммы, слова записывайте через запятую):

СЛАЙД №4

Движение воздуха - (ветЕр)
Буря на море – (шторм)
Сильный ветер со снегом – ( мЕтелЬ)
Ненастье с громом и молнией- грОза

–  Что общего у всех этих слов? (На какие вопросы отвечают эти слова? (что?)
– Что обозначают? (явления природы))

–  Догадались о какой части речи пойдет сегодня речь на уроке? (о существительном)
–  Предположите, какая же будет тема урока? (имя существительное)
–  Запишите её зеленой ручкой в тетрадях (на доске появляется надпись темы).СЛАЙД №5

–  Сформулируйте цель урока, ЧЕМУ НУЖНО СЕГОДНЯ НАУЧИТЬСЯ. (Научиться находить имена существительные в предложении и тексте.) А для этого нам нужно изучить признаки, которые отличают имена существительные от других частей речи.(КЛИК НА СЛАЙДЕ)

–  Цель определена, давайте составим план, который, поможет достигнуть эту цель. Перед вами ключевые слова, которые и помогут составить план урока СЛАЙД №6 (признаки, определение, находить) (Учитель вместе с детьми составляет примерный план)

План:

Выявить признаки им.сущ.

Дать определение им. Сущ.

Научиться находить им.сущ. в предложении и в тексте.

Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

Открытие новых знаний

– Итак, для достижения поставленной цели, нам необходимо провести исследование, а исследовать мы будем группы слов. Поработаем в парах. Какое правило работы в парах вы знаете? (работаем дружно)
Перед вами карточки голубого цвета. Прочитайте слова на карточках и определите, по какому признаку их объединили в группы, дайте название каждой группе и поставьте вопросы к каждой группе. Задание понятно? (да/нет с помощью сигнальных карточек)

СЛАЙД №7

Карточка №1 Карточка №2 Карточка №3
Заяц женщина страх
Сорока командир радость
Ворона мужчина уныние
Насекомые товарищ печаль
Лошадки ученик любовь
Медведь хозяин тоска
 

Карточка №4 Карточка №5 Карточка №6
Нож доктор апельсин
Ножницы летчик лимон
Грабли плотник огурец
Лопата космонавт ромашка
Топор шофёр смородина
Кисточка повар осина
 

(Отчет пар и пополнение слайда.)
У. – Прочитайте слова орфографически, назовите группу и вопрос.
Что? Кто?
Чувства животные
Инструменты люди
Профессии
Растения 
 

–  Итак, подведем итог, все слова в карточках отвечают на вопросы (кто? Что?) и обозначают названия (животных, людей, чувства, инструмент, профессий, растений).

–  К какой части речи можно отнести все эти слова? (имя существительное)

–  Правильно.

–  Ребята, как вы думаете, почему слова, которые отвечают на вопросы кто? или что? названы именем существительным? 
(предположения детей) И каково главное значение этих слов?

–  Хорошо, спасибо. Прочитайте, как это объясняет учёный-лингвист Лев Успенский (упр. 211). (один ребенок читает Аня Н., остальные следят)

На основе информации, полученной из текста, попробуйте ответить на вопрос: почему существительные получили своё название?

Используйте при ответе слова, фразы из текста. (Рудченко) (Существительные – это слова, которые обозначают всё то, что можно увидеть, услышать, потрогать, т.е. всё существующее).

Рассмотрите рисунок после упр. 211. Что вы на нём видите?

Какое представление о существительном у Афанасия? (высказывания детей)

–  А теперь прочитаем текст Упр. 212 тоже лингвиста Льва Успенского и определим его главную мысль.( дети читают самостоятельно)

Какая же главная мысль текста?

О чём говорится в тексте?

–  Кто попробует обобщить информацию, которую мы получили из этих двух научных текстов, а помогут вам вспомогательные вопросы после упражнения. СЛАЙД № 8 (Ярослав Д.)

Физминутка

–  Ну а теперь проверим, как вы поняли, что же такое существительное. Встаньте, пожалуйста, подравняйтесь. Я буду называть слова разных частей речи, а вы хлопаете вверху, если я называю существительное, приседаете и хлопаете внизу, если называю другую часть речи:

Только не забывайте, что:

Имя существительное

Очень удивительное.

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

тарелка, чистая, лошадка, мчится. Золотой, пишет, ложка, бабушка, слово, дышим.

–  Молодцы, у вас хорошо получается, садитесь, отдохнули немножко, повеселились? А теперь продолжаем работу лингвистов.

2) Роль имён существительных в речи.

Упр. 213 – развитие умения находить существительные в тексте и определять их роль в нём.

1.) Чтение задания.
– Что такое пролог? (вступление к сказке)
2.) Найдите и прочитайте имена существительные. (Чтение текста, называние имен существительных (по цепочке )
–  Как вы думаете, почему же так много имен существительных в этом прологе? (автор знакомит нас с героями, называет их, рассказывает, где они жили, а для этого нужны существительные).
2. Работа с определением (с. 10).

–  Итак, пришло время обобщить представление об имени существительном, ещё раз назовите признаки имени существительного. А теперь проверим, совпали наши выводы с правилом в учебнике.

Прочитайте текст определения в цветной рамке.

Что в языке относят к предметам? Ответ на этот вопрос можно найти в серой рамке после определения существительного как части речи.

– Кто сможет самостоятельно рассказать, что такое имя существительное? (схема)СЛАЙД № 9

Развитие умений – применение знания.

Раз мы уже так много узнали об имени существительном, пора применить наши знания и выполнить упр. 214 (развивается умение распределять имена существительные по тематическим группам. Выполняется под руководством учителя)

– Прочитайте. Слова, какой части речи здесь перечислены? Как вы это определили?
1) Постановка вопроса к слову, определение части речи с проговариванием: «Совесть. Слово отвечает на вопрос что?, обозначает предмет – значит, это имя существительное, относится к качествам человека». Запись слов по тематическим группам. (Дети выходят записывают по цепочке)

... - люди.
... - животные.
... - предметы, вещи.
... - качества человека.
... - явления природы.
... - состояния человека.
По ходу записи обозначай в словах орфограммы.
Доп. Задание : Повторение изученного: разбор слов по составу: по–друж–к–а, добр–от–а, гроз–а.

СЛАЙД № 10 - Оцени свою работу, С помощью алгоритма оценивания.

Итог урока

а). Какая была цель урока, она достигнута? СЛАЙД №11 какие поставлены задачи?

  • что показалось трудным, на что надо обращать внимание?
  • что же узнали о существительном?(несколько детей перечисляют признаки им. Сущ.)

Задание, наличие времени.

б). А кто из литературных героев прав? (Учитель читает высказывания, дети показывают ответы с помощью сигнальных карточек).

СЛАЙД № 12

Незнайка: «Существительное – это часть речи, которая обозначает названия людей и животных».

Буратино: «Существительное – часть слова, отвечающее на вопросы кто? и что?»

Домовой Афанасий: «Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы кто? и что?»

–  Я благодарю всех за работу. С каким настроением вы уходите с урока? Если у вас радостное настроение – возьмите зеленый кружок, спокойное – жёлтый, печальное – красный. Откройте дневнички и нарисуйте кружок соответствующего цвета.

Запишите ДЗ Упр. 1, с. 19. Выучить определение с.10

в). Стихи для запоминания имени существительного.

Имя существительное

Сущность, существо.

Невозможно нашу жизнь

Представить без него.

Предметы и явления

Оно обозначает.

На вопросы кто? и что?

Только отвечает!

частями речи

задать вопрос

знаменательными

нельзя задать вопрос

междометия

Карточка №1

Карточка №2

Назв.группы:

___________

Назв.группы:

___________

Назв.группы:

___________

Назв.группы:

___________

Назв.группы:

___________

Назв.группы:

___________

Вопрос:

_________?

Вопрос:

_________?

Вопрос:

_________?

Вопрос:

_________?

Вопрос:

_________?

Вопрос:

_________?

Заяц

Женщина

Страх

Нож

Доктор

Апельсин

Сорока

Командир

Радость

Ножницы

Летчик

Лимон

Ворона

Мужчина

Уныние

Грабли

Плотник

Огурец

Насекомые

Товарищ

Печаль

Лопата

Космонавт

Ромашка

Лошадки

Ученик

Любовь

Топор

Шофёр

Смородина

Медведь

хозяин

Тоска

кисточка

Повар

Осина

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации