12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

План – конспект урока русского языка

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО

Этапы урока:

I. Организационный момент.

Приветствие. Запись даты, классной работы.

- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.

II. - Начать наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.


 

Всему название дано-

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных нету.

И всё, что может видеть глаз,-

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,-

Означено словами.

Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном) Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.

III. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа у доски (2 чел)

Возле дач (ж.р., 1 скл., р.п.), сельская молодежь (ж.р., 3 скл., И.п., употребляется только в форме ед.ч.), городской белоручка ( существительное общего рода, сложное, состоит из двух корней), вкусные лисички и пушистые лисички (отличаются категорией одушевленности и неодушевленности), плыть по Волге (имя собственное), записать в тетради, точным чертежом (Т.п.), крепкие ворота (употребляется только в форме множественного числа)

Мы вспомнили все постоянные/непостоянные признаки существительного

IV Включение в систему знаний и повторение.

«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.

Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:

Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).

Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).

Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).

Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).

Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).

Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)

 

Устное комментирование своего выбора.

Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.

Фронтальный опрос:

1. Что такое имя существительное? (самостоятельная часть речи)

2. Что обозначает имя существительное? (конкретный предмет, вещество, абстрактное явление)

3 На какие вопросы оно отвечает? (кто? что?)

4. Назовите мне постоянные признаки имени существительного. (категория одушевленности, собственные/нарицательные, род, склонение)

5. Непостоянные признаки. (число, падеж)

6 Какую синтаксическую функцию выполняет существительное в предложении. (подлежащее, дополнение, обстоятельство)

Определение темы и целей урока

Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания? Все верно, для морфологического разбора.

V. Объяснение нового материала. Морфологический разбор имени существительного. Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.

-В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой – враг твой ) Какому человеку в назидание она может быть сказана?

(один ученик у доски)

Язык

Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?

Н. ф. – язык.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.

В предложении выполняет функцию подлежащего.

VI. Закрепление нового материала. Комплексный анализ текста.

Ученикам даётся карточка с текстом, они должны вставить пропущенные буквы и выполнить задание к тексту.

1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:

 (1) Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся в…рхушек д…ревьев, от…скал в листве шарики зеленых яблочек. (2) Дрож… света пр…бежала по саду, и заискрились алмазами р..синки на пр…дорожной траве. (3) Ра..г…релось со…нце, и словно пламенем в..пыхнули густые ветки деревьев.

1. Определите тему текста.

2. Определите тип речи.

3. Определите стиль речи.

4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Дрожь света пробежала по саду и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.

У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. Составить паспорт любого существительного из домашнего задания, используя схему разбора.

Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. (Солнце)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________

VII. Подведение итогов урока

Рефлексия.

VIII. Домашнее задание.

1. §33, упр 246.

Опубликовано


Комментарии (1)

Синева Анна Олеговна, 09.12.19 в 16:40 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за урок! Многое взяла себе на заметку. Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.