Урок русского языка в 6 классе по теме «Морфологический разбор имени существительного»
План – конспект урока русского языка
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Этапы урока:
I. Организационный момент.
Приветствие. Запись даты, классной работы.
- Доброе утро, ребята, уважаемые гости! Я рада видеть вас на нашем уроке. Прошу всех удобно располагаться на своих рабочих местах, настроиться на серьёзную, но интересную работу.
II. - Начать наш урок я хочу с небольшого стихотворения Александра Шибаева.
Всему название дано-
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным- полно,
А безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,-
Означено словами.
Ребята, о какой части речи говорится в этом стихотворении? (о существительном) Правильно, в этом стихотворении говорится о существительном, и мы будем сегодня с вами говорить об этой части речи.
III. Объяснительный диктант. Индивидуальная работа у доски (2 чел)
Возле дач (ж.р., 1 скл., р.п.), сельская молодежь (ж.р., 3 скл., И.п., употребляется только в форме ед.ч.), городской белоручка ( существительное общего рода, сложное, состоит из двух корней), вкусные лисички и пушистые лисички (отличаются категорией одушевленности и неодушевленности), плыть по Волге (имя собственное), записать в тетради, точным чертежом (Т.п.), крепкие ворота (употребляется только в форме множественного числа)
Мы вспомнили все постоянные/непостоянные признаки существительного
IV Включение в систему знаний и повторение.
«Третий лишний». Самостоятельная работа по карточке.
Найти лишнее слово, подчеркните его и объяснить, почему оно лишнее:
Бремя, время, солнце, имя (разносклоняемые сущ.).
Луч, камыш, ночь, мяч (все сущ. мужского рода).
Луж, задач, туч, ключ ( все сущ. множественного числа).
Москва, Курск, «Правда», Минск ( собственные имена сущ. городов).
Собака, кошка, мышь, стол (одушевлённые сущ.).
Космос, планета, ракета, учитель (неодушевлённые сущ. и связаны одной темой – космос)
Устное комментирование своего выбора.
Ребята, слова какой части речи были представлены в карточке? Все верно, это существительные. Давайте вспомним с вами, что мы знаем об этой части речи.
Фронтальный опрос:
1. Что такое имя существительное? (самостоятельная часть речи)
2. Что обозначает имя существительное? (конкретный предмет, вещество, абстрактное явление)
3 На какие вопросы оно отвечает? (кто? что?)
4. Назовите мне постоянные признаки имени существительного. (категория одушевленности, собственные/нарицательные, род, склонение)
5. Непостоянные признаки. (число, падеж)
6 Какую синтаксическую функцию выполняет существительное в предложении. (подлежащее, дополнение, обстоятельство)
Определение темы и целей урока
Как вы думаете, для какого вида работы нам пригодятся эти знания? Все верно, для морфологического разбора.
V. Объяснение нового материала. Морфологический разбор имени существительного. Ученики записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся выполняют разбор существительного из предложения Язык твой-друг твой.
-В какой пословице утверждается обратное? (Язык твой – враг твой ) Какому человеку в назидание она может быть сказана?
(один ученик у доски)
Язык
Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос что?
Н. ф. – язык.
А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
В предложении выполняет функцию подлежащего.
VI. Закрепление нового материала. Комплексный анализ текста.
Ученикам даётся карточка с текстом, они должны вставить пропущенные буквы и выполнить задание к тексту.
1. Запишите текст, вставляя и объясняя графически пропущенные буквы:
(1) Лучик со…нца бл…снул из-за леса, к…снулся в…рхушек д…ревьев, от…скал в листве шарики зеленых яблочек. (2) Дрож… света пр…бежала по саду, и заискрились алмазами р..синки на пр…дорожной траве. (3) Ра..г…релось со…нце, и словно пламенем в..пыхнули густые ветки деревьев.
1. Определите тему текста.
2. Определите тип речи.
3. Определите стиль речи.
4. Выполните синтаксический разбор 2 предложения.
Дрожь света пробежала по саду и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
У людей есть документы. Даже у предметов есть паспорт, рассказывающий, где и когда они сделаны, как с ними обращаться. Существительные являются жителями страны Морфология, а у каждого жителя этой страны есть свой документ – морфологический разбор. Составить паспорт любого существительного из домашнего задания, используя схему разбора.
Морфологический разбор имени существительного на основе паспорта. (Солнце)
Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.
1. Моя начальная форма: ____________________.
2. Мои морфологические признаки:
а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное-неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);
б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).
3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.
Сегодня я играю роль_____________________
VII. Подведение итогов урока
Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
1. §33, упр 246.
Синева Анна Олеговна