КАРТОТЕКА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАГЛЯДНО-ИГРОВЫХ ПОСОБИЙ
ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Автор:
учитель-логопед
Мырова Е.С.
Пояснительная записка.
Название пособия: «Картотека логопедических наглядно-игровых пособий по автоматизации звуков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.»
Цель: автоматизировать поставленный звук в речи ребёнка.
Задачи: -формировать фонематические процессы у дошкольника;
-закреплять навык правильного произношения звука;
-развивать умение слушать и слышать родную речь;
-обогащать лексический строй речи;
-формировать навыки словообразования и словоизменения;
-учить детей составлять предложения с заданным словом.
Игры предназначены для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В картотеке указаны игры по автоматизации различных групп звуков. Корректируются различные дефекты звукопроизношения:
-Сигматизм свистящих. Игры: «Смайлики», «В миске у киски», «Звёздное небо».
-Сигматизм шипящих. Игры: «Воздушные шарики», «Мишкины шишки».
-Ламбдацизм. Игры: «Забей в ворота гол», «Спаси колобка», «Луноходы», «Мы делили апельсин»
-Ротацизм. Игра «Разноцветные рыбки».
Использование пособий опирается на основную деятельность дошкольного возраста -игровую, что повышает мотивационную заинтересованность детей, что сказывается на результативности коррекционно-образовательного процесса.
Игры оформлены ярко, красочно. Пособия заламинированы.
Пособия можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях.
Работая в дошкольном образовательном заведении с детьми с ОВЗ, имеющими ТНР, использую данные пособия не только для автоматизации звуков, но и для расширения лексического строя речи, формирования навыка словоизменения и словообразования, развития умения распространять синтаксические конструкции.
Дидактическая игра «Смайлики» (автоматизация звука С)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –С- в словах и предложения, формирование умения согласовывать существительные с притяжательными местоимениями. Оборудование: смайлики с многоразовыми липучками, трафарет буквы С.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается назвать предметы, в названии которых встречается звук –С-.
1 вариант. Далее предлагается ребёнку назвать слово со звуком –С- и нажать на смайлика из образа буквы –С-
2 вариант. Ребёнок называет слово со звуком –С-, получает смайлика и приклеивает к трафарету буквы –С-.
Много слов на белом свете,
Но задание дано:
Слово со звуком – С - ты назови
И весёлого смайлика получи!
3 вариант. Ребёнку предлагается поиграть в «Жадину»
Послушай и продолжи:
Моя лиса, мой сундук, мои столы и т.д.
4 вариант. Послушай загадку, назови отгадку (из слов по картинкам) Придумай предложение с этим словом.
Дидактическая игра «В миске у киски» (автоматизация звука С)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –С- в словах и стихах, формирование умения согласовывать существительные с числительными.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная киска с миской, плоскостные сосиски.
Ход игры.
1.Перед ребёнком лежат картинки.
Предлагается взять картинку, назвать слово и
выложить только те картинки,
в названии которых встречается звук –С-.
2. Посчитай: Одна коляска, две коляски, три..четыре, пять…и т.д.
3.-Познакомься, это наша киска. Киска очень любит сосиски. Накорми киску. Назови слово со звуком –С- и положи сосиску в миску для киски.
Выучи стихотворение:
В миске у киски вкусные сосиски,
Вкусные сосиски в миске у киски.
Дидактическая игра «Звёздное небо» (автоматизация звука З)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –З-.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостное небо, плоскостные звёзды.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –З-. -Посмотри, это звёздное небо. Назови слово со звуком –З- и «зажги» на небе свою звезду. Посчитай звёзды.
Как прекрасен небосвод!
Звёзды водят хоровод.
Мой учитель - звездочёт -
строгий им ведёт учёт.
Я всего лишь ученик.
Звёздный я веду дневник. (Ашомко И.)
Дидактическая игра «Цып-цып-цып, цыплятки!» (автоматизация звука Ц)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ц- в словах, в предложениях, стихах.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная курица, плоскостные цыплята.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки.
Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить
только те картинки, в названии которых встречается звук –Ц-.
-Потеряла курица
Всех цыплят на улице.
Куд-куда, куд-куда
Собирайтесь все сюда!
-Помоги маме курице собрать цыплят. Назови слово со звуком –Ц-
и возьми цыплёнка.
Цып-цып-цып мои цыплятки.
Кто играет со мной в прятки?
Не найти и не поймать,
Невозможно сосчитать.
Пересчитай цыплят!
Дидактическая игра «Воздушные шарики» (автоматизация звука Ш)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ш- .
Оборудование: буква Ш, разноцветные шарики, клей.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ш-. -Посмотри какая буква перед тобой, назови. Укрась букву шариками. Но на каждый шарик надо придумать слово со звуком Ш.
.
Дидактическая игра «Мишкины шишки»» (автоматизация звука Ш)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ш-.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная сюжетная картинки, плоскостные шишки.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ш-.
-Посмотри, а это мишка. Мишка очень любит собирать шишки. Однажды он своей подружке мышке подарил шишку:
- Подружился мишка с мышкой,
Подарил ей мишка шишку.
Мышка шишке очень рада,
Шишка мышке как награда.
-Но, к сожалению, остальные мышки-шалунишки решили подшутить над мишкой, прогрызли его мешок и утащили шишки.
Помоги мишке заполнить мешок шишками. Назови слово со звуком –Ш- и положи шишку для мишки.
Дидактическая игра «Забей гол» (автоматизация звука –Л-)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л- в словах, в предложениях, стихах.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостные футбольные ворота, плоскостные футбольные мячи.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Л-.
-Скорей на стадион, ура!
Нас ждет любимая игра.
В ней главное, конечно, гол.
Зовется та игра - футбол.
-Приглашаю тебя поиграть в футбол.
Назови слово со звуком –Л- и возьми футбольный мяч.
Предлагается придумать предложения со словами.
Дидактическая игра на автоматизацию звука –Л- «Луноходы»
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л-, формирование умения согласовывать существительное с числительным, формирование умения согласовывать существительное с прилагательным, формирование умения придумывать предложения.
Оборудование: карточки с предметными картинками,
плоскостные луноходы.
Ребёнку предлагается инструкция.
Посмотри на картинку, мы отправимся в путешествие на луну.
Но, для того, чтобы исследовать Луну, нам необходимо
собрать лунные машины- луноходы.
Назови слово со звуком –Л- и ты получишь луноход.
-Пересчитай, сколько у тебя луноходов.
-Подбери слова-признаки к слову «луноход»
-При думай предложение со словом «луноход».
Дидактическая игра «Спаси колобка» (автоматизация звука Л)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Л- в словах, предложениях.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостная лиса с колобком, плоскостные яблоки.
Ход игры.
Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Л-.
Однажды колобок спрыгнул с окошка и отправился в путешествие. Долго путешествовал колобок, но тут встретился с лисой. А лиса была голодная-преголодная и сказала: «Колобок, я тебя сейчас съем!»
Спаси колобка! Накорми лису яблоками. Назови слово со звуком Л и предложи лисе яблоко.
Ребёнку предлагается назвать слово со звуком –Ль-
И получить дольку апельсина.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька для лисят,
Эта долька для телят,
Эта долечка- для льва,
Ну а волку- кожура.
Дидактическая игра «Мы делили апельсин» (автом-ия звука Ль)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Ль- в словах, стихах.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостной апельсин, плоскостные дольки апельсина.
Ход игры. Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Ль-.
Дидактическая игра «Разноцветные рыбки» (автоматизация звука –Р-)
Цель: развитие фонематических процессов, автоматизация звука –Р-, формирование умения согласовывать существительные с числительными и прилагательными, , формирование умения образовывать родственные слова, формирование умения составлять предложения с заданным словом.
Оборудование: карточки с предметными картинками, плоскостной сюжет морского дна, плоскостные разноцветные рыбки.
Ход игры.
1.Перед ребёнком лежат картинки. Предлагается взять картинку, назвать слово и выложить только те картинки, в названии которых встречается звук –Р-.
Далее ребёнку предлагают заполнить море разноцветными рыбками. Но, как говориться в пословице: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Слово со звуком –Р- ты назови
И рыбёшку в море запусти.
Ребёнок называет слово со звуком –Р-, берёт рыбёшку и запускает в море..
2.Предлагается посчитать рыбок.
3.Предлагается подобрать к слову рыба слова-признаки.
4.Предлагается подобрать слова-родственники к слову «рыба»(рыбёшка, рыбка, рыбак, рыбный, рыболов и т.д.)
5.Предлагается придумать предложение с заданными словами.