Статья «Развитие предпосылок к одаренности у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие одарённости у детей старшего дошкольного возраста
В современном мире всё более ценится высокий интеллект и креативность, растёт потребность в творческих личностях, которые смогут справляться со сложными задачами и создавать новые технологии.
Высоко развитые способности в интеллектуальной, художественной, коммуникативной и других видах деятельности, позволяющие достигать более серьёзных результатов по сравнению с остальными людьми, называют одарённостью.
Педагогами-психологами доказано, что развитию одарённости способствуют не только врождённые способности человека, но и приобретённые в течение жизни. Самым благоприятным периодом для раскрытия имеющихся способностей и формирования новых является старший дошкольный возраст.
Это самое важное время в развитии личности ребёнка, в которое он может проявить как одарённость, так и отдельные способности. В этот период важно создавать для детей особые условия, направленные на развитие таких качеств, как любознательность, самостоятельность, интерес к новому, инициативность. Для этого в группах старшего дошкольного возраста создается специальная предметно-пространственная среда, позволяющая ребёнку экспериментировать, исследовать, сравнивать и т.д.
В этом возрасте одарённость наиболее эффективно развивать посредством воображения, так как в жизни ребёнка оно играет гораздо большую роль, чем у взрослого. Свои представления об окружающей действительности дети способны быстро и ярко преобразовывать в новые, отсутствующие в реальности, представления. Например, создавать в своём воображении различные ситуации. Так ребёнок познает мир и развивает предпосылки к творчеству.
В дошкольном образовании работа с одарёнными детьми является приоритетным направлением. Главная его задача - получение детьми творческого опыта и создание условий для саморазвития в разных видах деятельности, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру. Реализовать это возможно благодаря созданию в детском саду системы психолого-педагогического сопровождения по развитию одарённости.
Развитию одарённости должна способствовать среда с учётом следующих особенностей:
Наличие неопределенности и предоставление возможностей. Среда должна стимулировать ребёнка на поиск собственных решений, а не предлагать ему готовые. Выбор возможностей означает, что путей решения может быть несколько, в том числе креативных
Предметно-информационное разнообразие. Среда должна содержать максимальное количество разнообразных предметов, доступных для использования детьми
Возможность трансформации. Предметно-пространственная среда должна иметь возможность быстро и эффективно преобразовываться
Гибкость. В среде отсутствуют прямые указания педагога. Дети самостоятельно ставят себе задачи и выбирают способы их решения, а также удобные им время, средства и материалы
Сочетание индивидуальной и коллективной деятельности. Одарённого ребёнка не следует отлучать от коллектива. Обучать творческой деятельности стоит как индивидуально, так и в группе
На основании перечисленных особенностей развивающей среды можно выделить несколько способов развития одарённости у детей старшего дошкольного возраста:
Свободные игры со сверстниками, в ходе которых дети обмениваются информацией, учатся выражать своё мнение, прислушиваться к другим, принимать совместные решения.
Отказ от строгих рамок и условий, постановка проблем. Ребёнок должен иметь возможность вырабатывать собственные средства осуществления деятельности, а не использовать готовые.
Творческие виды деятельности: рисование, аппликация, конструирование, лепка. Большой эффект дают выставки и конкурсы детских работ, формирующие инициативу, самостоятельность.
Возможность задавать педагогу вопросы, что тренирует упорство, речь, логику и учит последовательно рассуждать.
Привлечение внимания родителей к одарённости ребёнка. Это может быть совместная практическая деятельность детей и взрослых, беседы и консультации для родителей способных детей, разработка наглядности.
Насыщение информационной среды: использование информационно-коммуникационных технологий, встречи с интересными и креативными людьми, экскурсии
Исследовательская работа, позволяющая научить детей наблюдать за окружающим миром, ценить природу, а также формулировать проблемы, экспериментировать, строить гипотезы, делать выводы.
Театральная деятельность. Это отлично развивает фантазию и воображение, тренирует память и речь, позволяет ребёнку раскрепоститься и показать себя.
Создание благоприятной психологической атмосферы. Дети способны творить и развиваться только в нормальном эмоциональном состоянии, поэтому очень важно устранять все негативные факторы и поддерживать благоприятный микроклимат в группе.
Использование современных форм и методов образовательной деятельности для развития одарённости детей старшего дошкольного возраста способствует развитию любознательности, самостоятельности, коммуникативности, повышая творческий потенциал и уровень социализации детей.