«Оренбургский край - промысловый край!»

7
0
Материал опубликован 28 May


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «СОЛНЫШКО» Г.МЕДНОГОРСКА»




Городской конкурс методических разработок «Дошкольник»

                                           «ЛЕТОПИСЬ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»

Номинация: конспект занятия (для детей 6 – 7 лет)

«Оренбургский край - промысловый край!»

t1716915663aa.png

Разработал: воспитатель первой квалификационной категории

Гурьянова Алла Владимировна




2023г

Пояснительная записка

Актуальность темы

С каждым годом значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности, как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.

Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Время показывает, что показать детям эту нить и укреплять ее необходимо как можно раньше.

Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. И эти знания необходимо давать детям с дошкольного возраста. Воспитывать у них чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа.

Организационная информация

Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие

Вид деятельности детей : Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.

Методическая информация

Методы и приемы реализации содержания занятия: Беседа с детьми «Для чего нужна нефть?», знакомство с новыми профессиями «Бурильщик»«Геолог», презентация "Продукция Саракташского фаянсового завода "; дидактическая игра "Как хлеб попадает к нам на стол"; физминутка под песню А. Рыбникова «Про Красную шапочку», рассматривание коллекции «Оренбургских пуховых платков»; прослушивание песни в исполнении Л. Зыкиной "Оренбургский пуховый платок"; продуктивная деятельность "Роспись тарелок Саракташского Фаянсового завода"

Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: 6-7 лет

Цель: Развитие у детей познавательного интереса в процессе ознакомления с богатствами и промыслами родного края.

Задачи:

-Дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;

-Расширить и закрепить их знания о пуховязальном промысле, о Саракташском фаянсовом заводе, о нефтеперерабатывающих заводах Бузулукского района;

-Развивать воображение, любознательность, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

-Развивать навыки учебной деятельности;

-Способствовать развитию логического мышления, связной речи;

-Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;

-Способствовать гендерному воспитанию детей.

Планируемые результаты:

Сформировано представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области; о пуховязальном промысле, о Саракташском фаянсовом заводе, о нефтеперерабатывающих заводах Бузулукского района.

Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

Принимает участие в продуктивной деятельности по росписи посуды.

Проявляет интерес в получении новых знаний ;свободно общается со сверстниками во время совместной деятельности

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):Костюм Почтальона Печкина, посылка, коллекция пуховых платков, кольцо, макет нефтеперерабатывающего завода, опорные картинки к дидактической игре, шапочка красного цвета, маска колобка, музыкальный центр, проектор, посуда для росписи, краски, емкости с водой, салфетки, кисточки.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Беседа о богатствах родного края, рассматривание иллюстраций по теме. Продуктивная деятельность «Элементы росписи», прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок».





























Ход занятия:

1.Организационный момент.Вводная часть.

Дети под музыку «Край родной» (муз.Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.

Воспитатель: Ребята, в какой области мы живем?

(Конечно в Оренбургской)

Воспитатель: А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.

Воспитатель: Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие.

(Стук в дверь, входит почтальон Печкин)

Почтальон Печкин:Здравствуйте ребята, меня зовут почтальон Печкин. И я пришел к вам не случайно, мне очень нужна ваша помощь. В руках у меня очень тяжелая коробка. Вы знаете что это?

- Ответы детей

Почтальон  Печкин:Да, это посылка, а в ней нерасписанная посуда и я должен доставить её на фаянсовый завод, который находится в Саракташе. Но вот беда, на заводе выпускают очень много посуды и не хватает мастеров по росписи. А вы хотите помочь мне доставить посылку и расписать посуду?

- Ответы детей…

Воспитатель: Но учтите, путешествие будет долгим и очень интересным. По пути, мы с вами будем останавливаться на различных станциях, там мы будем узнавать много нового и интересного о богатствах и промыслахнашего края и выполнять различные задания. Вы знаете, что поселок Саракташ находится на территории Оренбургской области? Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до места назначения?

- Ответы детей…

Воспитатель:Да, вы правы, отправимся мы туда на поезде. Ну что же, все готовы? Тогда в путь, занимаем свободные места!

(Дети встают друг за другом, руками имитируя движение колес поезда.)

2. Основная часть.

1 станция«Илекский район»

 Почтальон Печкин: Вот мы и приехали на первую станцию. Кто сможет прочитать название станции? (Один из детей вслух читает название)

А вы знаете, что Илекский район занимает ведущее место по сбору урожая пшеницы?А для чего нужна пшеница?

Ответы детей…

Почтальон Печкин: Правильно, её перемалывают и получают муку.

Сейчас я вам предлагаю выполнить одно задание: Вам нужно выбрать себе по одной картинке и встать в том порядке, чтобы получилась цепочка «Как хлеб на стол попал».

Проводится дидактическая игра.

(После построения, дети составляют описательный рассказ.)

Почтальон  Печкин: Молодцы, дети, а сейчас нам пора ехать дальше, занимаем места.

2 станция: «Новосергеевский район»

И отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами. 

(Входит молочница, на ней одет белый халат) читает стихотворение :

Новосергеевцы спешат

Всех порадовать ребят

Маслом, сыром, молоком,

Сладким, вкусным творожком.

Наши коровы

Ухожены, здоровы.

И душевно так мычат,

Словно спеть они хотят.

Воспитатель: Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей) 

А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:

Физминутка «Конь»

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)

Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)

На ветру играет гривой

Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)

Быстро на седло вскочу,

Не поеду — полечу, (подскоки на месте)

Цок — цок — цок,

Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)

Там за дальнею рекой

Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)

3 станция: «Соль – Илецкий район»

Воспитатель:Вот и добрались мы до Соль-Илецка.

Здесь расположено целебное озеро Развал.

Воспитатель: Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается.Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.

А еще вСоль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы. 

Соль-Илецкие арбузы

Очень любят карапузы.

Их не просто собирать,

Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)

Воспитатель: Спасибо Соль-Илецкомурайону, а нас вновь ждет поезд и мы отправляемся в Сакмарский район.

4 станция: «Сакмарский район»

Воспитатель: А чем он славится Сакмарский район  – догадаетесь, когда отгадаете загадки:

***

Растет она – в земле,

Известна – в целом мире.

Частенько на столе

Красуется в мундире.

- картошка –

***

Что за скрип? Что за хруст?

Это что ещё за куст?

Как же быть без хруста,

Если я …

- капуста -

***

Красная девица

Росла в темнице,

Люди в руки брали,

Косы обрывали.

- морковь –

***

Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла,

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? …

- свекла –

***

Сразу этот овощ по цвету узнают,

Синим господином все его зовут.

С кожурой блестящей и продолговат,

Угостить он взрослых и детишек рад.

- баклажан

**

Он бывает, дети, разный –

Желтый, травяной и красный.

То он жгучий, то он сладкий,

Надо знать его повадки.

А на кухне – глава специй!

Угадали? Это…

- перец –

Воспитатель: Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарскийрайон? 

Дети: Овощами.

Воспитатель:Чем же богат Сакмарский район?

Из Сакмарского района

Привезли мы овощей.

И капусту, и картошку

И для супа и для щей.

5 станция«Бузулукский район»

Почтальон Печкин : И вот мы на следующей станции. Кто сможет прочитать название? (один из детей читает)

Город Бузулук является центром Бузулукского района. Он находится на западе нашей области.

Воспитатель: Что вы уже знаете об этом городе и районе?

Дети: Там находится Бузулукский бор.

Воспитатель: А что такое бор?

Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.

Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. (Работа с иллюстрациями).

Воспитатель: Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что в 1961 году здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Нефть – это жидкость темно — коричневого цвета, маслянистая, а ещё она обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.

Ребята, а для чего нам нужна нефть?

Дети: Из неё делают бензин, керосин.

Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из-под земли с помощью специальных нефтяных вышек.

Почтальон  Печкин: Давайте сейчас рассмотрим макет нефтеперерабатывающего завода. (Дети рассматривают)

Почтальон Печкин: Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадав их вы узнаете две самые главные профессии в нефтяной отрасли:

Путь его тяжёл и долог,

Ищет залежи. (Геолог.)

Бурение работа не простая,

И сутками идёт процесс.

На нефть и газ мы бурим, бурим,

Чтоб ездил твой автомобиль. (Бурильщик)

Воспитатель: А кто может ответить, Чем занимается геолог, а чем бурильщик? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, а нам пора в путь, но до следующей станции мы с вами пойдем пешком, а чтобы нам было веселее идти я сейчас включу музыку.

(Выполняется физминутка под песню из кинофильма про Красную шапочку А. Рыбникова.)

6 станция«Саракташский район»

Почтальон Печкин: Вот мы с вами и не заметили, как подошли к следующей станции. (Ребенок читает название)

Мы уже совсем близко от места нашего назначения. Это село Желтое. Славится оно тем, что здесь зародился пуховязальный промысел. Давайте с вами пройдем и посмотрим на выставку «Оренбургский пуховыйплаток».

(Дети подходят, рассматривают экспонаты под песню в исполнении

Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»)

Почтальон Печкин: А вы знаете, что нити, из которых вяжутся паутинки очень тонкие и готовое связанное изделие (паутинка) легко пройдет в обычное колечко.Давайте сейчас проведем этот небольшой эксперимент.

(Вызывается ребенок, которому дают паутинку и кольцо)

Почтальон Печкин: Ну вот ребята, вы теперь сами смогли убедиться, что это возможно.

Воспитатель: А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?

 Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)

Почтальон Печкин: Ну что же, идемте дальше. А вот и фаянсовый Саракташский завод.Давайте зайдем внутрь и посмотрим, продукцию, которую изготавливают на этом заводе.

(Просмотр презентации изделий.)

Почтальон Печкин: А теперь, садитесь за столы, где для вас уже все подготовили, а я сейчас открою свою посылку, достану тарелки и раздам их вам для росписи.

( Задание: упрощение - "роспись посуды» с использованием наглядного пособия; усложение- придумывание собственных узоров.)

Почтальон  Печкин: А теперь, дети приступаем к работе.

(Дети, под тихую и спокойную музыку, выполняют роспись посуды.)

3. Заключительная часть.Подведение итогов.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Почтальон Печкин: Какие красивые тарелки у вас сегодня получились, работники завода благодарят вас за помощь.

Они решили подарить вам эти тарелки на память, их упакуют и я обязательно доставлю их к вам в детский сад.

Расскажите, а что нового и интересного вы сегодня узнали?

Чем богат наш Оренбургский край?

О каких новых профессиях вы сегодня узнали?

С какими промыслами родного края познакомились?

- Ну а теперь, вам пришла пора возвращаться обратно.

Поезд вас ждет.

(Дети возвращаются в групп

Список литературы:

1. Аксаков, С. Т. Рассказы о родной природе : [для среднего и старшего школьного возраста] / С. Т. Аксаков. – Москва : Детская литература, 1988. - 142 с. : ил. – Текст : непосредственный.

2.Обильный край, благословенный... : пейзажи оренбургских художников. ХХ век : живопись, графика : каталог выставки / [редактор Ю. Э. Комлев ; автор предисловия Л. С. Медведева ; составитель Т. В. Орлова; дизайн А. А. Маннакова]. - Оренбург :Димур, 2013. - 166 с. : цв.ил., рис. – Текст : непосредственный

3.Федорова, О. А. Так вяжут платки в Оренбурге / О. А. Федорова. - Оренбург :Димур, 2010. - 141 с. : обр., фото.цв. – Текст : непосредственный

4.Чибилев, А. А.Бузулукский Бор : атлас-альбом / А. А. Чибилев ; автор, автор предисловия, составитель А. А. Чибилев. - Оренбург ; Екатеринбург ; СПб. : Институт степи УрО РАН, 2012. - 239 с. : карты, фото.цв. – Текст : непосредственный.

5.Чибилев, А. А. Заповедник "Шайтан-Тау" - эталон дубравной лесостепи на Южном Урале = The “Shaytan-Tau” reservation - anetalonofoak-foreststeppeinSouthUral / автор, автор предисловия А. А. Чибилев. - Оренбург :Димур, 2015. - 137 с., [12] л. фот.цв. : фот. цв., карты. – Текст : непосредственный.

6.Чибилев, А. А. Оренбуржье - край благословенный : атлас-альбом наследия Оренбургской области / А. А. Чибилев ; редактор Л. С. Волкова. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2008. - 255 с. : цв.ил., карты. – Текст : непосредственный









Приложение 1

Саракташскийрайон

Шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студеную пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

***

«Люблю тебя, мой край родной,

Твои широкие просторы.

Здесь неба синь, хлеб золотой,

И степь, и реки, и озёра…

Люблю тебя, мой край родной,

За всё твоё богатство:

За газ, за нефть, за хлеб ржаной,

За дружбу и за братство.

Люблю тебя, мой край родной,

Степное Оренбуржье,

За твой простор, за твой покой,

За всё самое лучшее!»







































Приложение 2

t1716915663ab.png

t1716915663ac.png

Карта Оренбургской области

t1716915663ad.png

г.Соль- Илецк



Сольt1716915663ae.png

t1716915663af.png

Храм в п.Саракташ



t1716915663ag.png

Пуховые платки

t1716915663ah.png

Бузулукский бор





t1716915663ai.png


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей