«Оренбургский край - промысловый край!»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 6 «СОЛНЫШКО» Г.МЕДНОГОРСКА»
Городской конкурс методических разработок «Дошкольник»
«ЛЕТОПИСЬ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ»
Номинация: конспект занятия (для детей 6 – 7 лет)
«Оренбургский край - промысловый край!»
Разработал: воспитатель первой квалификационной категории
Гурьянова Алла Владимировна
2023г
Пояснительная записка
Актуальность темы
С каждым годом значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности, как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Время показывает, что показать детям эту нить и укреплять ее необходимо как можно раньше.
Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории, формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю. Особую роль в развитии глубокого, осознанного чувства у детей играют знания. И эти знания необходимо давать детям с дошкольного возраста. Воспитывать у них чувство гордости за богатую историю и культуру своего народа.
Организационная информация
Доминирующая образовательная область : Познавательное развитие
Вид деятельности детей : Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Методическая информация
Методы и приемы реализации содержания занятия: Беседа с детьми «Для чего нужна нефть?», знакомство с новыми профессиями «Бурильщик», «Геолог», презентация "Продукция Саракташского фаянсового завода "; дидактическая игра "Как хлеб попадает к нам на стол"; физминутка под песню А. Рыбникова «Про Красную шапочку», рассматривание коллекции «Оренбургских пуховых платков»; прослушивание песни в исполнении Л. Зыкиной "Оренбургский пуховый платок"; продуктивная деятельность "Роспись тарелок Саракташского Фаянсового завода"
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: 6-7 лет
Цель: Развитие у детей познавательного интереса в процессе ознакомления с богатствами и промыслами родного края.
Задачи:
-Дать детям представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области;
-Расширить и закрепить их знания о пуховязальном промысле, о Саракташском фаянсовом заводе, о нефтеперерабатывающих заводах Бузулукского района;
-Развивать воображение, любознательность, эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.
-Развивать навыки учебной деятельности;
-Способствовать развитию логического мышления, связной речи;
-Воспитывать чувства патриотизма, гордости за свою малую Родину;
-Способствовать гендерному воспитанию детей.
Планируемые результаты:
Сформировано представление о полезных ископаемых, добываемых в нашей области; о пуховязальном промысле, о Саракташском фаянсовом заводе, о нефтеперерабатывающих заводах Бузулукского района.
Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
Принимает участие в продуктивной деятельности по росписи посуды.
Проявляет интерес в получении новых знаний ;свободно общается со сверстниками во время совместной деятельности
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности):Костюм Почтальона Печкина, посылка, коллекция пуховых платков, кольцо, макет нефтеперерабатывающего завода, опорные картинки к дидактической игре, шапочка красного цвета, маска колобка, музыкальный центр, проектор, посуда для росписи, краски, емкости с водой, салфетки, кисточки.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты: Беседа о богатствах родного края, рассматривание иллюстраций по теме. Продуктивная деятельность «Элементы росписи», прослушивание песни «Оренбургский пуховый платок».
Ход занятия:
1.Организационный момент.Вводная часть.
Дети под музыку «Край родной» (муз.Д. Кабалевского, слова А. Пришельца) входят в группу.
Воспитатель: Ребята, в какой области мы живем?
(Конечно в Оренбургской)
Воспитатель: А вокруг города Оренбурга, который является областным центром нашей области, раскинулись бескрайние земли, степи, поля, луга, леса и много-много городов, сел, деревень. Это все называется Оренбургская область. Она очень большая, такая, что на ее территории запросто смогли бы разместиться целых три небольших государства: Дания, Швеция и Голландия.
Воспитатель: Хотите больше узнать о нашей Оренбургской области? Для этого нам надо отправиться в путешествие.
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин)
Почтальон Печкин:Здравствуйте ребята, меня зовут почтальон Печкин. И я пришел к вам не случайно, мне очень нужна ваша помощь. В руках у меня очень тяжелая коробка. Вы знаете что это?
- Ответы детей
Почтальон Печкин:Да, это посылка, а в ней нерасписанная посуда и я должен доставить её на фаянсовый завод, который находится в Саракташе. Но вот беда, на заводе выпускают очень много посуды и не хватает мастеров по росписи. А вы хотите помочь мне доставить посылку и расписать посуду?
- Ответы детей…
Воспитатель: Но учтите, путешествие будет долгим и очень интересным. По пути, мы с вами будем останавливаться на различных станциях, там мы будем узнавать много нового и интересного о богатствах и промыслахнашего края и выполнять различные задания. Вы знаете, что поселок Саракташ находится на территории Оренбургской области? Как вы думаете, на чем мы сможем добраться до места назначения?
- Ответы детей…
Воспитатель:Да, вы правы, отправимся мы туда на поезде. Ну что же, все готовы? Тогда в путь, занимаем свободные места!
(Дети встают друг за другом, руками имитируя движение колес поезда.)
2. Основная часть.
1 станция: «Илекский район»
Почтальон Печкин: Вот мы и приехали на первую станцию. Кто сможет прочитать название станции? (Один из детей вслух читает название)
А вы знаете, что Илекский район занимает ведущее место по сбору урожая пшеницы?А для чего нужна пшеница?
Ответы детей…
Почтальон Печкин: Правильно, её перемалывают и получают муку.
Сейчас я вам предлагаю выполнить одно задание: Вам нужно выбрать себе по одной картинке и встать в том порядке, чтобы получилась цепочка «Как хлеб на стол попал».
Проводится дидактическая игра.
(После построения, дети составляют описательный рассказ.)
Почтальон Печкин: Молодцы, дети, а сейчас нам пора ехать дальше, занимаем места.
2 станция: «Новосергеевский район»
И отправляемся дальше в Новосергеевский район, который славится молочными продуктами.
(Входит молочница, на ней одет белый халат) читает стихотворение :
Новосергеевцы спешат
Всех порадовать ребят
Маслом, сыром, молоком,
Сладким, вкусным творожком.
Наши коровы
Ухожены, здоровы.
И душевно так мычат,
Словно спеть они хотят.
Воспитатель: Спасибо, молочница. Наши ребята очень любят молочные продукты. Что вы знаете о пользе молочных продуктов для роста и развития детей? (ответы детей)
А нам пора ехать дальше, дорога нас ждет не близкая, а продолжим свое путешествие по степным районам области на коне:
Физминутка «Конь»
Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны)
Быстро на седло вскочу,
Не поеду — полечу, (подскоки на месте)
Цок — цок — цок,
Цок — цок — цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой)
Там за дальнею рекой
Помашу тебе рукой. (подскоки на месте)
3 станция: «Соль – Илецкий район»
Воспитатель:Вот и добрались мы до Соль-Илецка.
Здесь расположено целебное озеро Развал.
Воспитатель: Много веков назад на месте озера была соляная гора Туз-тубе (в переводе с казахского — крыша соли). В результате многовековой разработки гора была разобрана. На ее месте образовался котлован глубиной 18 метров. В 1906 году воды реки Песчанки прорвались в него и образовали озеро. Дном озера и его берегами являются пласты соли. Этот перенасыщенный раствор называется рапой. Озеро связано с подземными водами. На западном берегу в летнее время можно видеть маленькие ручейки — роднички. Соленая вода из них поступает в озеро. Периодически озеро Развал уходит в шахту, затем снова возвращается.Озеро относится к редким водным бассейнам, является государственным заказником и подлежит охране.
А еще вСоль-Илецком районе растут замечательные сладкие сахарные арбузы.
Соль-Илецкие арбузы
Очень любят карапузы.
Их не просто собирать,
Кто нам будет помогать? (предлагаю детям под музыку имитировать движения сбора арбузов)
Воспитатель: Спасибо Соль-Илецкомурайону, а нас вновь ждет поезд и мы отправляемся в Сакмарский район.
4 станция: «Сакмарский район»
Воспитатель: А чем он славится Сакмарский район – догадаетесь, когда отгадаете загадки:
***
Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
- картошка –
***
Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …
- капуста -
***
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали.
- морковь –
***
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус,
Узнали вы, кто я? …
- свекла –
***
Сразу этот овощ по цвету узнают,
Синим господином все его зовут.
С кожурой блестящей и продолговат,
Угостить он взрослых и детишек рад.
- баклажан
**
Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это…
- перец –
Воспитатель: Кто догадался, ребята, чем богат Сакмарскийрайон?
Дети: Овощами.
Воспитатель:Чем же богат Сакмарский район?
Из Сакмарского района
Привезли мы овощей.
И капусту, и картошку
И для супа и для щей.
5 станция: «Бузулукский район»
Почтальон Печкин : И вот мы на следующей станции. Кто сможет прочитать название? (один из детей читает)
Город Бузулук является центром Бузулукского района. Он находится на западе нашей области.
Воспитатель: Что вы уже знаете об этом городе и районе?
Дети: Там находится Бузулукский бор.
Воспитатель: А что такое бор?
Дети: Лес, в котором растут сосны, ели.
Воспитатель: Как огромный страж стоит Бузулукский бор на границе степей, оберегая их от опаляющего дыхания ветров — суховеев. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. (Работа с иллюстрациями).
Воспитатель: Но Бузулукский район знаменит не только своим бором. С недавних пор его называют «нефтяной столицей» Оренбуржья, потому что в 1961 году здесь было открыто самое богатое в нашей области месторождение нефти. Нефть – это жидкость темно — коричневого цвета, маслянистая, а ещё она обладает резким запахом, который вреден для здоровья людей.
Ребята, а для чего нам нужна нефть?
Дети: Из неё делают бензин, керосин.
Воспитатель: Правильно, из неё делают топливо для автомобилей, что очень важно в наше время, поэтому нефть называют «чёрным золотом». А добывают её из-под земли с помощью специальных нефтяных вышек.
Почтальон Печкин: Давайте сейчас рассмотрим макет нефтеперерабатывающего завода. (Дети рассматривают)
Почтальон Печкин: Сейчас я вам загадаю загадки, а отгадав их вы узнаете две самые главные профессии в нефтяной отрасли:
Путь его тяжёл и долог,
Ищет залежи. (Геолог.)
Бурение работа не простая,
И сутками идёт процесс.
На нефть и газ мы бурим, бурим,
Чтоб ездил твой автомобиль. (Бурильщик)
Воспитатель: А кто может ответить, Чем занимается геолог, а чем бурильщик? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, а нам пора в путь, но до следующей станции мы с вами пойдем пешком, а чтобы нам было веселее идти я сейчас включу музыку.
(Выполняется физминутка под песню из кинофильма про Красную шапочку А. Рыбникова.)
6 станция: «Саракташский район»
Почтальон Печкин: Вот мы с вами и не заметили, как подошли к следующей станции. (Ребенок читает название)
Мы уже совсем близко от места нашего назначения. Это село Желтое. Славится оно тем, что здесь зародился пуховязальный промысел. Давайте с вами пройдем и посмотрим на выставку «Оренбургский пуховыйплаток».
(Дети подходят, рассматривают экспонаты под песню в исполнении
Л. Зыкиной «Оренбургский пуховый платок»)
Почтальон Печкин: А вы знаете, что нити, из которых вяжутся паутинки очень тонкие и готовое связанное изделие (паутинка) легко пройдет в обычное колечко.Давайте сейчас проведем этот небольшой эксперимент.
(Вызывается ребенок, которому дают паутинку и кольцо)
Почтальон Печкин: Ну вот ребята, вы теперь сами смогли убедиться, что это возможно.
Воспитатель: А еще в Саракташе есть большой православный комплекс, где много церквей, храмов, даже есть церковная гимназия. Хотите посмотреть?
Есть здесь и колокольня или звонница. В большие церковные праздники звонят колокола, их очень много, все они разные по величине и каждый имеет свой голос. Сначала призывно и размеренно бьет большой колокол, как бы призывая остальные. Затем включаются колокола поменьше и вот подключаются маленькие колокольчики и звучит колокольный перезвон. (Слушание аудиозаписи колокольного звона)
Почтальон Печкин: Ну что же, идемте дальше. А вот и фаянсовый Саракташский завод.Давайте зайдем внутрь и посмотрим, продукцию, которую изготавливают на этом заводе.
(Просмотр презентации изделий.)
Почтальон Печкин: А теперь, садитесь за столы, где для вас уже все подготовили, а я сейчас открою свою посылку, достану тарелки и раздам их вам для росписи.
( Задание: упрощение - "роспись посуды» с использованием наглядного пособия; усложение- придумывание собственных узоров.)
Почтальон Печкин: А теперь, дети приступаем к работе.
(Дети, под тихую и спокойную музыку, выполняют роспись посуды.)
3. Заключительная часть.Подведение итогов.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Почтальон Печкин: Какие красивые тарелки у вас сегодня получились, работники завода благодарят вас за помощь.
Они решили подарить вам эти тарелки на память, их упакуют и я обязательно доставлю их к вам в детский сад.
Расскажите, а что нового и интересного вы сегодня узнали?
Чем богат наш Оренбургский край?
О каких новых профессиях вы сегодня узнали?
С какими промыслами родного края познакомились?
- Ну а теперь, вам пришла пора возвращаться обратно.
Поезд вас ждет.
(Дети возвращаются в групп
Список литературы:
1. Аксаков, С. Т. Рассказы о родной природе : [для среднего и старшего школьного возраста] / С. Т. Аксаков. – Москва : Детская литература, 1988. - 142 с. : ил. – Текст : непосредственный.
2.Обильный край, благословенный... : пейзажи оренбургских художников. ХХ век : живопись, графика : каталог выставки / [редактор Ю. Э. Комлев ; автор предисловия Л. С. Медведева ; составитель Т. В. Орлова; дизайн А. А. Маннакова]. - Оренбург :Димур, 2013. - 166 с. : цв.ил., рис. – Текст : непосредственный
3.Федорова, О. А. Так вяжут платки в Оренбурге / О. А. Федорова. - Оренбург :Димур, 2010. - 141 с. : обр., фото.цв. – Текст : непосредственный
4.Чибилев, А. А.Бузулукский Бор : атлас-альбом / А. А. Чибилев ; автор, автор предисловия, составитель А. А. Чибилев. - Оренбург ; Екатеринбург ; СПб. : Институт степи УрО РАН, 2012. - 239 с. : карты, фото.цв. – Текст : непосредственный.
5.Чибилев, А. А. Заповедник "Шайтан-Тау" - эталон дубравной лесостепи на Южном Урале = The “Shaytan-Tau” reservation - anetalonofoak-foreststeppeinSouthUral / автор, автор предисловия А. А. Чибилев. - Оренбург :Димур, 2015. - 137 с., [12] л. фот.цв. : фот. цв., карты. – Текст : непосредственный.
6.Чибилев, А. А. Оренбуржье - край благословенный : атлас-альбом наследия Оренбургской области / А. А. Чибилев ; редактор Л. С. Волкова. - Оренбург : Оренбургское книжное издательство, 2008. - 255 с. : цв.ил., карты. – Текст : непосредственный
Приложение 1
Саракташскийрайон
Шлет глубокий поклон.
Затуманились зарницы,
Воют ветры-степняки.
Вяжут, вяжут пуховницы
Оренбургские платки.
Ах, платочек мой, платочек
Весь в узорах уголочек.
В зимний день, в студеную пору
Оренбургский наш мороз
Расчудесные узоры
На платочек перенес.
***
«Люблю тебя, мой край родной,
Твои широкие просторы.
Здесь неба синь, хлеб золотой,
И степь, и реки, и озёра…
Люблю тебя, мой край родной,
За всё твоё богатство:
За газ, за нефть, за хлеб ржаной,
За дружбу и за братство.
Люблю тебя, мой край родной,
Степное Оренбуржье,
За твой простор, за твой покой,
За всё самое лучшее!»
Приложение 2
Карта Оренбургской области
г.Соль- Илецк
Соль
Храм в п.Саракташ
Пуховые платки
Бузулукский бор