
Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков.
Урок русского языка в 5 классе с использованием ИКТ
Автор презентации:
учитель МКОУ СОШ №3 с.Камбулат
 Туркменского района Ставропольского края
Грибанова Ирина Эдуардовна

Цель урока:
 
Повышать грамотность учащихся при изучении орфограммы безударная гласная в корне слова. 
Задачи: 
Закрепление знаний признаков однокоренных слов (имеют общую часть-корень слова - и общее значение). 
Отрабатывать умение выделять общую часть родственных слов. 
Закреплять умение распознавать и подбирать   однокоренные слова. 
Отрабатывать умение единообразного написания корня в однокоренных словах. 
Развивать   память, речь учащихся.

АЛГОРИТМ (ПАМЯТКА): 
Поставь ударение; 
Выдели корень; 
Обозначь безударную гласную; 
Подбери 
проверочное 
слово.

Вставь пропущенные буквы
        к… менистое дно            п… тнистый осьминог                                  м . ..рской к… нёк                      к … лючий ёрш                                          с … лёные брызги                     м … л…дая чайка 
    к …товая акула                          з…л…неют водоросли                                в…лнуется море                        уд …вительная рыба 
     вд…леке от острова                 пос…лился рак 
     вьются рыбы - прил…палы    ск…льзят по дну 
     уп…лзла улитка                         в…сёлая с…лёдка 
    б…дняжки медузы                   б …р…говая     охрана 
    з…ркальный   карп                 г…рбуша - сер…брянка 
    м…лёк щуки                               цв…тные звёзды

Найти лишнее слово 
и доказать
СБЕГАТЬ, БЕГЕМОТ, БЕГУНЬЯ, НАБЕЖАЛ 
все слова связаны с БЕГом, а   БЕГЕМОТ - крупное парнокопытное млекопитающее, живущее в пресноводных бассейнах тропической Африки. 
 
БЕДНЯК, БЕДРО, БЕДНЕТЬ, БЕДНЯЖКА 
все слова связаны с неимущим человеком, а   БЕДРО - часть ноги. 
 

БЕЛИТЬ, ВЫБЕЛИТЬ, ПОБЕЛКА, БЕЛУГА 
БЕЛИТЬ, ВЫБЕЛИТЬ, ПОБЕЛКА, БЕЛУГА 
все слова относятся   к тому, чтобы покрывать мелом, известью; красить белым, а   БЕЛУГА – крупная рыба сем. осетровых. 
 
БОЛЬНИЦА, ЗАБОЛЕТЬ, БОЛЕЗНЕННЫЙ, БОЛЬШОЙ 
все слова связаны с БОЛЬю, с   болезнью, а   БОЛЬШОЙ - значительный по размерам, по величине, силе.
ВАРВАР, СВАРИТЬ, ВАРЕНЬЕ, ВАРЁНЫЙ 
все слова связаны с приготовлением пищи, а   ВАРВАР- у древних греков и римлян: пренебрежительное название чужеземца.

Физминутка

Выполните разбор слова по составу.
		
 Подметать 
Прибежать

Найти и исправить ошибки. 
Мальчик полоскал собаку. 
Все спустились с горы, а Витя всё слизал. 
На ёлке весят хлопушки. 
Старик поседел на лавочке и пошёл домой. 
Цветы увидали от жары. 
Хозяйка поласкала бельё в ванне. 
Гири брат мой поднимает, 
свою силу развевает. 
А на крыше мой флажок 
развивает ветерок.   

Сделайте фонетический разбор.
Яблоня			Перья

Подведём итог урока?
Какое правило мы повторили на уроке?
Приведите примеры.