Урок по биологии в 8 классе «Органы кровообращения»
Класс: 8 класс
Дата: 23 декабря 2017 г.
Предмет: Биология.
Тема урока: Транспорт веществ. Органы кровообращения.
Тип урока: Изучение новых знаний
Вид урока: Смешанный
Цель урока: развить знания учащихся о системе органов кровообращения, развить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения.
Задачи урока: Изучить особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями.
Продолжать формировать умение работать с учебником.
Показать необходимость знаний по данной теме для сохранения здоровья и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Оборудование: Компьютер, проектор, проекторная доска, презентация, учебник Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа, 2006., видеофрагмент «Круги кровообращения», индивидуальные карточки.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||
Организационный момент |
Учитель настраивает учащихся на позитивный эмоциональный настрой, отмечает отсутствующих. Проговаривает тему урока. На доску выводится тема урока. |
Слушают учителя. Умение соблюдать дисциплину на уроке(Л) -Уважительно относиться к учители(Л) -Уважительно относиться к одноклассникам(Л) -Умение организовать выполнение задания учителя(Р) Записывают тему урока. |
|||||||||||||||
Проверка домашнего задания. |
Учитель задает вопросы. Что является внутренней средой организма? Из чего образуется тканевая жидкость? Что такое лимфа? Каков состав крови? Значение крови? |
Отвечают на вопросы. Внутренней средой организма являются тканевая жидкость, кровь и лимфа. Тканевая жидкость образуется из плазмы крови, которая проникает сквозь капилляры. Капилляры – это мельчайшие кровеносные сосуды. Лимфа – это тканевая жидкость, попавшая в лимфатические сосуды. Кровь состоит из межклеточного вещества – плазмы, клеток крови – эритроциты и лейкоциты, кровяных пластинок – тромбоциты. Кровь выполняет транспортную и защитную функцию. Она осуществляет связь между органами, принимает участие в регуляции работы организма, т.к. железы внутренней секреции выделяют в кровь гормоны. |
|||||||||||||||
Изучение нового материала. |
Учитель: Мы изучили внутреннюю среду организма, узнали, что кровь выполняет транспортную функцию в нашем организме. Как же происходит транспорт веществ? Посмотрите на доску и запишите тему урока «Транспорт веществ. Органы кровообращения». Учитель: Кровь находится в постоянном движении. Она течет по гигантской сети кровеносных сосудов, эти сосуды пронизывают весь организм. Сосуды и сердце – органы кровообращения. Появляется слайд с картинкой сердца и сосудов. Сосуды, несущие кровь от сердца – артерии. У них толстые, прочные и упругие стенки. Самая большая артерия называется аорта. Сосуды, несущие кровь к сердцу – вены. Их стенки тоньше и мягче. Капилляры – мельчайшие сосуды. Именно они образуют огромную разветвленную сеть. Капилляры связывают артерии и вены между собой, замыкают круг кровообращения и обеспечивают циркуляцию крови. Центральный орган кровообращения – сердце. Это насос, который гонит кровь по сосудам. Сердце лежит в грудной полости между легкими, немного левее от средней линии тела. (Средняя масса сердца от 250 г. (у женщин) до 300 г (у мужчин). Сердце представляет собой полый мышечный орган, разделенный на 4 полости – камеры: левое и правое предсердие, левый и правый желудочек. Левая и правая половины не сообщаются между собой. Сердце находится внутри специального мешка из соединительной ткани – околосердечной сумки (перикарда) внутри нее содержится небольшое количество жидкости, которая уменьшает трение сердца при его сокращении. Желудочки сердца хорошо развитые мышечные стенки. Стенки предсердий значительно тоньше, т.к. предсердия совершают меньшую работу. Они перегоняют кровь в расположенные рядом желудочки. Желудочки выталкивают кровь в круги кровообращения с большой силой, чтобы она могла достичь самых удаленных от сердца участков тела. Особенно сильно развита мышечная стенка левого желудочка. В сердце есть клапаны. Продвижению крови из предсердий в желудочки регулируют створчатые клапаны, они открываются только в сторону желудочков. Возврату крови из артерий в сторону желудочков препятствуют полулунные клапаны. На доске появляется схема кровообращения. Учитель включает видеофрагмент «Круги кровообращения». Просмотрев видеофрагмент, учитель дает задание прочитать в учебнике стр. 147 – 148 о У. Гарвее. |
Ученики слушают учителя. Ученики записывают тему урока в тетради. Ученики слушают учителя. Осознают важность новых знаний. Внимательно смотрят видеофрагмент и усваивают материал. Читают фрагмент параграфа стр. 147-148. Понимают как происходит транспорт веществ в нашем организме. Узнают и понимают как устроено сердце и сосуды. Какие круги кровообращения существуют, и как течет кровь в организме человека. |
|||||||||||||||
Закрепление материала. |
Учитель дает задание заполнить карточки с заданиями: 1.
2. Как работают клапаны? 3. Где начинается и заканчивается большой круг кровообращения и малый круг кровообращения? 4. Что вы знаете о У. Гарвее? 5. |
||||||||||||||||
Подведение итогов. Рефлексия. |
Возвращаемся к поставленным целям в начале урока. Учащиеся отвечают на вопросы, учитель выражает свое положительное отношение к уроку, благодарит учащихся за работу, выставляет и комментирует отметки. |
Учащиеся отвечают на вопросы. |
|||||||||||||||
Домашнее задание. |
Стр. 144 – 148 прочитать. Стр. 148-149 ответить на вопросы, выполнит задания. |