Урок «Условия полноценного развития органов кровообращения»
Мирошниченко Т.В. Мирошниченко Г.П. Интегрированный урок
Тема: Условия полноценного развития системы кровообращения
Цели:
- формирование осознанного отношения учащихся к своему здоровью
- формирование умений и навыков здорового образа жизни, составленных согласно принципу природосообразности
- развитие навыков осознанной профилактики нарушения работы органов кровообращения.
Задачи:
- познакомить учащихся с ролью сердечно-сосудистой системы в организме человека
- определить влияние физических нагрузок и тренировок на частоту сердечных сокращений
- профилактика гиподинамии, подростковой гипертонии
Ход урока:
Учитель биологии: (Роль сердца и всей системы кровообращения в организме трудно переоценить.
1. Движение крови обеспечивает взаимосвязь всех клеток организма
2. Кровообращение зависит от работы сердца и сосудов. От работы сердца зависит нормальная жизнедеятельность всех органов и тканей. С ростом организма растет и сердце.
( сердце новорожденного ударный объем 1 мл, взрослого человека 70-100 мл, у спортсмена 150-200 мл)
3. Изменение объема крови, выбрасываемой сердцем за одно сокращение влечет за собой изменение частоты сердечных сокращений.
У школьников 70-80 (уд-мин), у взрослых 70-75 (уд-мин)
Таблица частоты сердечных сокращений
Активный образ жизни приводит к увеличению сердца и снижению сердцебиения. Если в детстве движения были ограничены из за болезни или малоподвижного образа жизни, то частота сокращения сердца остается высокой.
4. Вопрос классу: назовите способы оценки физиологической формы человека?.
Учитель физкультуры: мышечная нагрузка тренирует сердце, то есть сердечная мышца становится толще. Такое сердце может выбрасывать больше крови за одно сокращение и выполняет большой объем работы с мышечными затратами энергии. Сердце человека избегавшего мышечную деятельность, не справляется с большими нагрузками.
Сейчас мы с вами проведем исследовательскую работу, в результате которой
выясним тренированность вашего организма .
Тема: Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы.
Ход работы:
1.Сосчитайте пульс в спокойном состоянии в положении сидя за 10 с (ЧП 1)
2.В течении 90 с сделайте 20 наклонов вниз с опусканием рук.
3.Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП 2)
4.Сосчитайте пульс в положении сидя сразу после выполнения наклонов за 10 с (ЧП 3)
5.Рассчитайте показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (ПР):
ПР= П1+ЧП2+ЧП3-33
10
6.Результаты исследований.
Показатель реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку |
оценка |
0-0,3 0,31-0,6 0,61-0,9 0,91-1,2 Более 1,2 |
Сердце в прекрасном состоянии Сердце в хорошем состоянии Сердце в среднем состоянии Сердце в посредственном состоянии Следует обратиться к врачу |
частота сокращения сердца спортсменов в покое 40-50 (уд.мин), а во время интенсивных нагрузок 280 (уд.мин)
Учитель биологии: Система органов не случайно называется сердечно-сосудистой. Изменения происходят как в сердце так и в сосудах: артериях, венах, капиллярах. Артерии у детей шире, а вены уже чем сосуды у взрослых. Поэтому круговорот крови у детей совершается быстрее чем у взрослых.
возраст
взрослые
подростковый период
ясельный период
новорожденные
12 15 18 22 время, с
Большая скорость круговорота крови лучше обеспечивает поступление к растущим органам и тканям полезных веществ и удаление продуктов обмена.
Кроме кровеносных сосудов и их просвета изменяется толщина стенок и эластичность. Все это сказывается на величие артериального давления, ненужно бояться если ваше артериальное давление немножко выше нормы- это юношеская гипертония. Ее проявление связанно с повышением активности желез внутренней секреции, в результате чего рост сердца опережает рост кровеносных сосудов.
В этот период жизни особенно важно дозировать физические нагрузки, что бы избежать нарушений в системе кровообращений. Мышечная деятельность приводит к увеличению числа капилляров на единицу площади мышц, к возрастанию эластичности сосудов.
Факторы ухудшающие сердечно-сосудистую деятельность: . |
Существуют факторы отрицательно влияющие на сердечно-сосудистую систему, и
факторы риска. К ним относится гиподинамия. При снижении физических нагрузок падает напряженность процесса кровообращения однако если от мало активного образа жизни перейти к обычному режиму увеличивается резко нагрузка на сердце. Не тренированность сердечной мышцы ведет к уменьшению силы сокращения, возрастанию частоты сердцебиения и снижению объема циркулирующей крови.
Учитель физкультуры: существует комплекс упражнений для профилактики нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы
Иновациооные варианты ЛФК при недостатке кровообращения
И.п.- Стоя, руки на поясе.
1. Ходьба 1-2 мин. Темп медленный, затем средний.
Далее ритмы дыхания выполняются согласно с ритмом движения.
2. Движение с парадоксальным дыханием И.п.- ноги врозь, руки в стороны, скрестить руки перед грудью, захватив ладонями плечи,- вдох, и.п.- выдох. темп медленный- 10-15 раз.
3. Наклоны с парадоксальным дыханием. И.п.- ноги врозь, руки за голову. Наклоны влево и вправо на вдохе, при выпрямлении- выдох. Темп медленный. 5-8 раз.
4. И.п.- о.с. Держась за спинку стула, выполнить на вдохе 2-3 пружинящих полуприседания. И.п.- вдох. Темп медленный. 8-10 раз.
5. Поднимаясь на носки, на вдохе последовательное (нижняя, средняя, верхняя часть) заполнение грудной клетки. И.п. – медленный вдох. 4-6 раз.
6. И.п. – ноги врозь, пальцы сжаты в кулак. Попеременное поднимание рук вперед. 8-10 раз.
7. И.п.- ноги врозь. Поворот влево (вправо), руки в стороны, фиксация в крайней позиции – вдох. И.п. – выдох. Темп средний, по 3-6 раз в каждую сторону.
8. И.п. – босиком к спинке стула; одна рука на спинке стула, другая на поясе. Медленно согнуть одну ногу, поднимая колено вперед, затем, разгибая, отвести ее в сторону; вернуться в и.п. Повторить 4-5 раз.
9. Движение с парадоксальным дыханием. И.п.- ноги врозь, руки к плечам. Руки вверх, прогнуться и смотреть на них- выдох; И.п. – вдох. Темп медленный. 4-6 раз.
10 Медленная ходьба. 1-2 минуты.
11 Отдых сидя. Медитативная релаксация 1-2 минуты.
Подведение итогов урока
Сравнение данных заполнения таблицы: Результаты исследований общих показателей реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку.
Памятка учащимся для выполнения упражнений по профилактике сердечно-сосудистой системы.
Профилактика заболеваний сердца предусматривает:
увеличение доли таких продуктов питания, как рыба, лук, чеснок, овощи, фрукты, овсянка;
умеренные физические нагрузки (ходьбы 5 км 3-5 раз в неделю);
Умение справляться с отрицательными эмоциями.
Профилактика гепертонии предполагает:
Приведение массы тела в норму, так как полнота увеличивает риск заболевания в 3-6 раз;
Малоинтенсивные аэробные нагрузки (ходьба, плавание, езда на велосипеде) 3-4 раза в неделю 30-60 минут.
Полный отказ от курения;
В питании: ограничение соли до 2 г в день (1 чайная ложка) ; употребление меньшего количества уксуса, кетчупа, горчицы; введение большого количества калия (изюм, курага, молоко, рыба, лук, чеснок), клетчатка ( овсянка, овощи, фрукты), полезных растительных масел и молочных продуктов; умеренное потребление кофе;
Умение справляться со стрессами;
Исключение воздействия постоянного шума, уровень которого превышает 85 децибел, что соответствует шуму включенного пылесоса;
Исключение перегрева организма.
Домашнее задание: заполнить таблицу, презентация , сочинение,«Спорт в моей семье»
Факторы ухудшающие здоровье |
Пути воздействия на организм |
Возможная опасность для здоровья |
Меры по предупреждению вредных последствий |