Урок биологии «Орган зрения. Зрительный анализатор» (8 класс)
ФИО Антонова Елена Валерьевна
Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»Цель урока: Создать условия для развития познавательной активности и
самостоятельности учащихся при освоении блока информации по теме –
«. Зрительный анализатор».
Задачи урока: 1. Помочь учащимся разобраться в строении, функционировании и
значении органа зрения – глаза и зрительного анализатора. Чётко
сформировать понятия – «орган чувств» и «анализатор».
2. Способствовать развитию умений самостоятельно работать с учебником,
дидактическим материалом, наглядными пособиями, проводить
простейшие опыты, наблюдения. Учить анализировать, делать выводы
3. Способствовать развитию навыков работы в группе. Воспитывать умение слышать и уважать друг друга.
Уровневые цели
- репродуктивный уровень: усвоить понятия зрительный анализатор, знать части зрительного анализатора;
- конструктивный уровень: выявлять причинно-следственные связи между строением зрительного анализатора и его функциями
- творческий уровень: решать проблемные вопросы и задачи связанные с функциями зрительного анализатора, находить способ деятельности для решения проблем).
Оборудование Учебник. Зоовлажные препараты. Плакат. Средства ИКТ. Энциклопедии.
Тип урока: Изучение нового материала.
Планируемые результаты:
личностные: формировать умения понимать значимость естественнонаучных и биологических знаний для решения практических задач, охрана здоровья устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Оценивать собственный вклад в работу группы метапредметные: формировать умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, самообразование, самоорганизация, саморазвитие и самоопределение; сотрудничество в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль).
предметные: установить взаимосвязь понятий: Между органом зрения и зрительным анализатором
Ожидаемые результаты. Знать строение глаза. Части зрительного анализатора
Ученики знают понятия:
на базовом уровне: анализатор, орган зрения,
на повышенном уровне: световоспринимающая система глаза, рефлекторная дуга зрительного анализатора
Ученики умеют:
на базовом уровне: называть части глаза и их место положение;
для повышенного уровня: составлять рефлекторную дугу, объяснять работу оптической системы
Межпредметные связи: физика, биология.
Форма организации учебного процесса: групповая, индивидуальная
Форма урока :Проектная деятельность
Технологическая карта урока
Этапы |
Дидактические задачи |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Урока |
Технологии |
|||
1. Организация начала занятия. |
Подготовка учащихся к работе на занятии |
Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе. |
Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. |
|
2. Подготовка к основному этапу занятия. |
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. |
1.Задаёт вопросы о глазе. Этот орган можно сравнить с окном в окружающий мир. Примерно 70% всей информации мы получаем с его помощью. Ещё Г. Гельмгольц считал, что его моделью является фотокамера. 2.Предлогает учащимся назвать тему , которую предстоит изучить на уроке. 3. Предлагает поставить цель |
1. отвечают на вопросы. 2. Формулируют цель. Изучить строение и функции анализатора |
|
3. Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Ставит проблемный вопрос Почему орган зрения называют зрительным анализатором? . Предлагает группам выдвинуть свои гипотезы |
Выдвигают гипотезу : Если орган зрения называют зрительным анализатором, следовательно он включат в себя следующие звенья :рецептор , чувствительный нейрон зрительного нерва , зрительная зона коры. |
|
Постановка проблемы и создание проблемной ситуации |
||||
Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ |
Работают в группах по инструктивным карточкам |
|||
Выдвижение гипотезы |
Координирует деятельность учащихся |
|||
Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы |
||||
Работа в группах, получение продукта от группы |
Предлагает заполнить схему |
Готовят выступления |
||
Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, |
Строение ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА 1.Вспомогательные системы 2.Оболочки глаза 3.Оптическая система 4.Световоспринимающая система 5. Анализирующая система. ФИЗМИНУТКА- упражнение для глаз |
Каждая группа выступает 2. Заполняет часть таблицы, которая соответствует выступлению. 3. Делают вывод. Подтверждают гипотезу |
||
Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу; 2) поставленная проблема решена или нет. |
||||
4. Первичная проверка понимания. |
Применение знаний в новой ситуации |
Предлагает выполнить опыты |
№1. Левый глаз закройте, правый прикройте чёрным квадратиком (4 ×4 см²) и непрерывно смотрите через точечное отверстие в его центре на окно или другой яркий источник света. |
|
5. Закрепление знаний и способов действий. |
Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. |
Закрепить полученные знания |
Выполняют задания |
Выполняют разноуровневые задания. №1 Рассмотрите рисунок подпишите части глаза. №2 Установите соответствие между структурой глаза и её функциональным СТРУКТУРЫ ГЛАЗА ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ 1) роговица А) вспомогательный аппарат 2) веки Б) оптический аппарат 3) брови 4) хрусталик 3 уровень 1.- А почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? 2. . Почему говорят: сдерживать слезы – значит, медленно себя отравлять? 3. . Почему при боковом зрении хорошо видна форма предмета, его перемещение в поле зрения, но неразличим цвет? 4. . Почему существует много пословиц и поговорок об органе зрения: «береги как зеницу ока», «глаз-алмаз», «не в бровь, а в глаз», «лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать»?
|
6. Подведение итогов занятий |
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, в практической деятельности. |
Подготовка заданий и ответов для оценивания результатов |
Даётся анализ и оценка успешности достижения цели, и намечаются перспективы последующей работы. Было очень интересно. Было интересно. Иногда было интересно. Я весь урок активно Я много работал. Я иногда работал. |
Взаимооценка, Самооцен |
7. Рефлексия. |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества. |
Что нового вы узнали об органе зрения? Был ли для вас полезен сегодняшний урок? |
Отвечают на вопросы предложенные учителем. 2. Выбирают настроение |
|
8. Информация о домашнем задании. |
Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. |
Изучить текст учебника §49, Желающим выполнить презентации и рефераты по темам «Глаз и фотокамера», «Цветоощущение», дефекты зрения, правила гигиены зрения и их обоснования; достижения современной медицины |
домашнее задание записывают |