Урок биологии на тему «Игровой элемент урока по кругам кровообращения» (8–11 классы)
Игровые моменты на учебном занятии
На моих занятиях игровые моменты занимают весь урок. Я имею ввиду уроки обобщения и повторения по теме. Люблю проводить такие уроки. Школьники называют их неформальными, хотя это самый настоящий урок. Урок, на котором повторяется известное, но в другой ситуации. Это и урок приобретения новых знаний. Это и урок сотрудничества с неизменным позитивом. Для тех, кому интересно, даю две ссылки: первая по методике проведения игр на уроках биологии, вторая – для начальной школы. Вышли три мои книги – две для старшей школы, одна - для начальной.
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html
https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_145344.html.
Эти игры провожу по алгоритму, который ученики усваивают после первой игры. При желании подобные игровые элементы можно создать по любому предмету. Для детей это будет игра, а для учителя - формирование УУД
В нескольких публикациях на конкретных примерах покажу те игровые элементы, которые можно использовать на фрагменте урока. Кстати, создавая эти игры, я так и мыслил, что они могут быть разбиты на фрагменты для использования на отдельных уроках. Особенно, если малое количество часов на предмет.
Мои книги с дисками презентаций
JPG / 6.43 Мб
Конкурс «Барон Мюнхгаузен» по теме «Кровь и кровообращение»
Всем известно, кто такой этот барон и какой он выдумщик. От имени барона идёт рассказ о большом круге кровообращения. Естественно, с ошибками, которые надо найти. Работу можно организовать индивидуально, выведя текст на печатные листы . Можно использовать этот материал и для закрепления, и для проверки знаний.
Найдите и подчеркните в предложенном тексте ошибки
Я, барон Мюнхгаузен, известный в мире путешественник и специалист в области естественных наук, хочу предложить вам совершить путешествие не на Канары, а по большому кругу кровообращения.
Вы готовы? Тогда я превращаю вас и себя в мелкие молекулы гемоглобина, сажаю в бесцветные клетки крови – эритроциты и мы уже под большим давлением и с огромной скоростью вылетаем из левого желудочка в аорту. Красная река кишит клетками, разными по форме и размеру. Очень много здесь тромбоцитов – клеток округлой формы и с ядрами, разделенными на сегменты. Вот рядом с нами плывет лейкоцит. Он белый, форма его совсем непохожа на эритроциты, но так же, как и у эритроцитов, в цитоплазме его нет ядра. Он спешит по очень важному делу. Поступил сигнал о вторжении в наши территориальные воды чужаков-антител.
Их - то должны уничтожить лейкоциты. Начинается схватка не на жизнь, а на смерть. Лейкоциты гибнут, но на помощь им приходят силы из резерва и операция под кодовым названием «Фагоцитоз» завершается успешно.
Река постепенно замедляет свой ход, разбивается на множество рукавов – артерий, а те распадаются на капилляры. Становится не только темно, но и тесно. Эритроцит не может изменять свою форму, но зато спокойно раздвигает стенки капилляров и быстро их проскакивает. Здесь же происходит разгрузка - сдаем баллоны с кислородом и загружаемся углекислым газом. Он вступает в прочное соединение с гемоглобином, поэтому не стоит беспокоиться о сохранности груза.
Внезапно раздается сигнал тревоги. Где-то впереди забрезжил свет, и нас чуть не выбросило на поверхность кожи. Спасибо, что нас задержала сеть из нитей фибриногена. Пришлось пересесть на другое судно, ибо наше прочно влипло в тромб. Пришлось сменить и русло, потому что капилляр навечно был закупорен тромбом.
Скорость постепенно возрастала, и мы уже думали о скором возвращении, но внезапно сели на холестериновую мель. Здесь мы заловили скрытого врага – бродягу тромба, пришлось применить фибринолизин для его уничтожения.
Кровь незаметно для нас изменила окраску с темно-вишневой на ярко-алую. Задышалось легче, меньше стало кровяное давление. Вот и правое предсердие – конечный пункт нашего путешествия.