Урок-обобщение по биологии «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение» (8 класс)

6
0
Материал опубликован 3 November 2016

Урок-обобщение по теме "Покровные органы. Терморегуляция. Выделение"

биология 8 класс

Цель урока:

Образовательная – Обобщить и систематизировать знания по теме «Покровные органы. Терморегуляция. Выделение».

Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, память, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету, реализация внутри и межпредметных связей

Воспитательная – воспитание бережного отношения к своему организму, как совершенному природному творению; меры профилактики болезни органов выделения; воспитание культуры поведения учащихся, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Задачи урока:

Образовательные:

-научить применять полученные знания об этих процессах в повседневной жизни;

-обобщить и систематизировать знания об органах выделения;

-определить уровень усвоения темы;

-откорректировать знания по теме, обратив внимание на ошибки.

Развивающие:

-развитие логического мышления;

-продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками;

-развивать практические навыки и умение делать выводы;

-научить анализировать и систематизировать информацию, творчески ее перерабатывать.

Воспитательные:

-развитие интереса к знаниям, культуры умственного труда;

-развитие культуры общения и рефлексивных качеств личности,

-показать значимость биологических знаний;

-развитие познавательной активности и самостоятельной деятельности учащихся;

-формирование информационной культуры;

-создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование нестандартных вопросов и проблемных задач;

-формирование коммуникативной компетентности и толерантности;

Знать: органы выделения и механизмы их работы

Уметь: применять полученные знания на уроке, в жизни, знать меры профилактики кожных заболеваний, прививать навыки здорового образа жизни.

Формы организации учебной деятельности:

работа по инструктивным картам, фронтальный опрос, беседа, инсценирование, работа со слайдами компьютерной презентации, рефлексия.

Приемы деятельности учителя:

эвристическая беседа, обобщение высказываний учеников.

Методы обучения:

1. Перцептивный аспект ( передачи знаний): словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые.

2. Логический аспект: обобщение, классификация, систематизация.

3. Управленческий аспект: работа под управлением учителя, самостоятельная работа.

4. Мотивационный аспект: занимательность, беседа.

5. Аспект контроля: фронтальный, групповой, итоговый.

Формируемые компетенции:

учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, личностного самосовершенствования, здорового образа жизни.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Обобщение и систематизация изученного материала.

3. Рефлексия. Подведение итогов урока.

4. Информация о домашнем задании.

Оборудование:

Учебник (В.В.Пасечник,2009г. Учебник «Биология» Д.В.Колесов, Р.Д. Маш, И.Н.Беляев «Дрофа»,2009г), лабораторное оборудование, инструктивные карты, компьютерное оборудование.

 

Ход урока

Без малого пять веков назад, в последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких еще не видывал свет. Еще бы! Устройством праздника руководил великий художник и никем не превзойденный механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн. Для изображения железного века кузнецы под наблюдением Леонардо да Винчи сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать голый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога. В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих, произнося заученное приветствие герцогу. Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли... Он остался один в огромном холодном полутемном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в темном углу. Ребенок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнес к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвертый день мальчик умер.

Почему? Вы хотели бы это узнать?

В начале урока задается проблемный вопрос: Проблемное задание:

Объясните опыт доктора Ч.Блегдена

Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

1.Организационный момент - 1-2 минуты

Описание механизма работы на уроке по инструктивным картам и по листам учета знаний. Разделение на группы.

2. Учет и контроль знаний - 40 минут

К уроку подготавливается “Листок учета знаний”, который заполняется по мере повторения материала и по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний у них есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку, за урок их накапливается пять и в результате в конце занятия выставляется итоговая оценка.

Листок учета знаний

Ф.И. учащегося

Теория

Практическая работа

Оценка

 
         

Кто ответ к загадке знает – быстро руку поднимает.

Кто с анатомией знаком, тому загадки нипочем.

Кто загадку отгадает, тот жетончик получает.

Пять жетонов соберешь – отличную оценку с собою заберешь.

Раздел 1 «Общее представление о покровных органах»

Задание 1. Функции, которые выполняет кожа

Барьерная – слизистые оболочки

Защитная – большая механическая прочность

Выделительная – через потовые железы наружу выделяется избыток воды, солей, продукты обмена и различные шлаки

Дыхательная – через потовые железы происходит газообмен: поглощается кислород и выделяется углекислый газ

Обменные процессы – синтез веществ, витамина Д, сохранение и использование питательных веществ и воды

Рецепторная – рецепторы, воспринимающие тепло, холод, прикосновения, давление, боль

Теплорегуляторная – при потообразовании и изменении просвета кровеносных сосудов происходит изменение теплоотдачи

Задание 2. Понятийный диктант (в инструктивной карте)

Каждому варианту нужно письменно дать 5 определений по теме «Покровные органы. Выделение. Теплорегуляция» на листочке ставится оценка по этому типу в “Листок учета знаний”.

1 группа

Акклиматизация – приспособление организма к новым для него или изменившимся условиям жизни

Волосы – роговые нити, производные эпидермиса кожи

кожа

обморожение – переохлаждение кожи, вызывающее сужение ее кровеносных сосудов

терморегуляция – регулирование теплоотдачи организма при изменениях температуры

рефлекторный механизм терморегуляции – механизм, контролирующий постоянство температуры тела посредством тепловых и холодовых рецепторов

2 группа

волосяная луковица – корни волос, находящиеся в волосяных фолликулах

дерма – собственно кожа, соединительная часть кожи, расположенная под эпидермисом

ожог – химическое или термическое повреждение кожи, вызванное попаданием на нее различных едких веществ или в результате повышения до критической температуры на ее поверхности

осязание

потовые железы – органы кожи выделяющие на ее поверхность пот, участвуя в терморегуляции

сальные железы – органы кожи, выделяющие жирный секрет, служащий для смазки волос и кожи

3 группа

Перегревание – тепловой удар, когда температура тела поднимается до 39-40̊С

подкожная клетчатка – изолирующий слой кожи, препятствующий охлаждению тела, являющийся амортизатором при ушибах и энергетическим резервом

пот – жидкость, в которой содержится некоторое количество поваренной соли, мочевины и других веществ

рецепторы кожи – нервные окончания, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в специфическую активность нервной системы

выделение – выведение из организма конечных продуктов обмена веществ, избытка воды, солей, различных ненужных веществ

эпидермис – наружный слой кожи

Задание 3. « Загадочные цифры»

Напишите, что означает каждая цифра по теме «Покровные органы. Выделение. Теплорегуляция»

Около 1,7 кв. м – площадь кожи; 4 кг – весит кожа; 3-7 мм за месяц – растут ногти; 1 см в месяц – в среднем вырастает волос; 40-80 - в норме в сутки выпадает волос; 3-6 лет – длится стадия развития и роста волос; из 6-9 слоев клеток – состоит кутикула; 15-16 на квадратный сантиметр – сальных желез на коже; 0,7 м на 1 кв. см – кровеносных сосудов в коже; около 1 миллиона бактерий – смывается с кожи при принятии душа с мылом; 50 гр. – за сутки вырабатывается кожного сала; 675 граммов – частичек кожи теряет человек за год.

Раздел 2. Анатомия и физиология кожи

Задание 4.

1 группа

Заполните таблицу :Строение и функции кожи

Слои кожи

Строение (анатомия)

Функции (физиология)

Наружный слой - надкожица (эпидермис)

Представлена клетками многослойного эпителия. Наружный слой мертвый, ороговевший(из него же образованы волосы, ногти), внутренний слой состоит из живых делящихся клеток, содержит пигмент меланин

Защитная: не пропускает микробы, вредные вещества, жидкости, твердые частицы, газы. Живые клетки эпителия образуют клетки ороговевшего слоя; пигмент меланин придает коже окраску и поглощает ультрафиолетовые лучи, защищая этим организм; внутренний слой вырабатывает витамин D

2 группа

Заполните таблицу :Строение и функции кожи

Слои кожи

Строение (анатомия)

Функции (физиология)

Внутренний-слой - собственно кожа (дерма)

Представлена соединительной тканью и упругими волокнами, гладкой мышечной тканью. В коже находятся кровеносные капилляры, потовые и сальные железы, волосяные сумки, рецепторы, воспринимающие тепло, холод, прикосновение, давление

Регуляция теплоотдачи: при расширении капилляров выделяется тепло, при сужении - сохраняется тепло. Выделение влаги с солями, мочевиной в виде пота. Кожное дыхание. Орган осязания, кожное чувство (особенно на кончиках пальцев). Волосы на коже у человека - это рудименты, однако они сохранили способность подниматься. Сало сальных желез смазывает кожу и волосы, предохраняет от микробов

3 группа

Заполните таблицу :Строение и функции кожи

Слои кожи

Строение (анатомия)

Функции (физиология)

Подкожная жировая клетчатка - гиподерма

Представлена пучками соединительнотканных волокон и жировыми клетками. Сквозь нее в кожу проходят кровеносные сосуды, нервы

Сохранение тепла. Смягчение ударов и защита внутренних органов. Запасание жира. Связь кожи с внутренними тканями тела

Раздел 3. Терморегуляция организма. Закаливание

Задание 5. Задачки на засыпку, решаются индивидуально с зачитыванием баллов

Задача 1.

В теле человека за 1 час образуется столько тепла, сколько нужно, чтобы вскипятить 1 л ледяной воды. И если бы тело было непроницаемым для тепла футляром, то уже через час температура тела поднялась бы примерно на 1,5°С , часов через 40 достигла бы точки кипения воды. Во время тяжелой физической работы образование тепла увеличивается еще в несколько раз. И все же температура тела не меняется.

Как вы думаете, почему?

Предполагаемый ответ:

Постоянство температуры тела поддерживается путем регуляции отдачи тепла организмом.

Задача 2.

Объясните опыт доктора Ч.Блегдена

Вместе с несколькими друзьями и собакой он провел 45 мин в сухой камере при температуре + 126°С без последствий для здоровья. В тоже время кусок мяса, взятый в камеру оказался сваренным, а холодная вода, испарению которой препятствовал слой масла, нагрелась до кипения.

Предполагаемый ответ:

Условия, благоприятствующие теплорегуляции

Условия, затрудняющие теплорегуляции

Сухой воздух.

Умеренная температура среды. Чистота кожи.

Правильно подобранная одежда.

Высокая влажность воздуха. Низкая или высокая температура среды. Воздухонепроницаемая, слишком холодная одежда.

Задача 3.

Почему на морозе кожа сначала краснеет, потом бледнеет и даже синеет?

Предполагаемый ответ:

При выходе из теплого помещения на мороз сначала охлаждается кожа. В ответ

происходит расширение сосудов, которое увеличивает приток крови и тепла к поверхности кожи для ее согревания - кожа краснеет. При более длительном пребывании на холоде начинается охлаждение всего организма. Чтобы уменьшить потери тепла, сосуды кожи суживаются, уменьшая приток крови. Теплоотдача из организма уменьшается, но поверхность кожи при этом сильно охлаждается и может наступить обморожение.

Задача 4.

Действие алкоголя на организм вызывает расширение сосудов. Какой человек, трезвый или пьяный, быстрее замерзнет на морозе?

Предполагаемый ответ:

Быстрее замерзнет пьяный, т.к. сосуды его расширены, и организм отдает больше тепла

Задача 5.

Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.

Предполагаемый ответ:

Тёплые вещи защищают не только от холода, они позволяют поддерживать постоянную температуру, например в бане одевают шапочку от жары, также рукавицей ватной можно доставать пироги из духовки. В Средней Азии таким образом защищаются от палящего солнца и жары, а также пьют горячий солёный чай, тем самым спасаются от обезвоживания

Задача 6.

Развитие лихорадочного состояния часто сопровождается дрожью и ощущением холода (ознобом). Объясните эти симптомы на основе представления о механизме терморегуляции.

Предполагаемый ответ:

Так организм реагирует на начальную стадию гипотермии, потерю тепла.

Задача 7.

Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать?

Предполагаемый ответ:

Обсуждение необходимости закаливания для выработки организмом способности быстро и правильно реагировать на изменения температуры внешней среды. Прежде всего эти реакции выражаются в изменении теплообразования и кровоснабжения кожи, что повышает устойчивость к охлаждению.

Физкультминутка (см. приложение)

Задание 6. Заполните таблицу «Природные факторы закаливания организма». Показ презентации «Закаливание организма»(в качестве проверки данных таблицы)

Солнце

Воздух

Вода

Солнечные ванны - лечение посредством освещения тела или его части солнечным светом на открытом воздухе.

Закаливание воздухом Свежий холодный воздух при воздействии на частично или полностью обнаженное тело человека раздражает нервные окончания в коже, что рефлекторно способствует лучшему насыщению кислородом, усиливает кожное дыхание и тренирует систему терморегуляции. При этом в организме повышается скорость обмена веществ, улучшаются сон и аппетит.

Обливание. Первоначально вода для обливаний должна иметь температуру +37—38 °С. В конце каждой недели температуру воды снижают на 1 °С. Длительность процедур первоначально составляет 1 мин и постепенно увеличивается до 2—3 мин.
После обливания рекомендуется растереть все тело махровым полотенцем. Очень полезно проводить контрастные процедуры, т.е. чередование обливаний горячей и прохладной водой. Это эффективно стимулирует активность кожных рецепторов, способствует укреплению сосудов, оказывает общеукрепляющее воздействие на организм.

 

Раздел 4. Уход за кожей

Правила гигиены (устно)

нужно ежедневно умываться

мыть руки несколько раз в день, особенно перед едой

не реже одного раза в неделю мыться теплой водой в бане, под душем или в ванной

одежда должна быть удобной и проницаемой для воздуха и водяных паров

не реже одного раза в неделю необходимо менять белье

волосы моются по мере их загрязнения

под ногтями скапливается огромное количество болезнетворных организмов

обувь должна всегда быть сухой и не тесной

правильное сбалансированное питание

3. Рефлексия. Подведение итогов урока-2-3 минуты

Анализ работы учащихся и эффективности усвоения учебного материала.

Возвращаемся к началу урока

Так от чего же погиб миланский мальчик?

Опасным оказалось длительное и резкое расширение сосудов, которое наступило под влиянием раздражающего действия золотой краски. Мальчик провел ночь в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает и делается особенно восприимчивым к таким болезням, как грипп, бронхит и воспаление легких.

Это-то и случилось с «золотым мальчиком». Его мучил жар. Он бредил и сильно кашлял. По-видимому, мальчик умер от воспаления легких.

Чтобы вероятнее всего в холодное время года избежать таких заболевания как грипп, бронхит и воспаление легких нужно…

ЗАКАЛЯТЬСЯ

Чем полезно закаливание, для вас лично?

Какой способ закаливания вы выбрали для себя лично?

А какой посоветуете вашим друзьям?

Главные валеологические условия закаливания:

Осознание пользы и необходимости закаливания.

Последовательность.

Систематичность.

Комплексность использования естественных факторов — воды, воздуха, солнца и почвы.

Информация о домашнем задании – 1 минута

Повторять §§39-41

Комментарии
Комментариев пока нет.