Асташкина Ольга Ивановна, муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Александров-Гай» Александрово-Гайского района Саратовской области
Организация предметной декады
Сегодня на первый план в системе образования выходит проблема организации внеурочной деятельности. В свете новых стандартов образования учитель должен не только научить обучающихся добывать глубокие и прочные знания по изучаемому предмету, но и научить применять их на практике.
Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. В том, что образовательное учреждение заинтересовано в решении организации внеурочной деятельности объясняется новым взглядом на образовательные результаты. Особенно это касается метапредметных и личностных результатов, так как обучающийся выбирает исходя из своих интересов и мотивов.
Существуют разнообразные формы внеурочной деятельности. Мне хотелось остановить внимание на проведение декад. При проведении предметных декад идет слияние всех активных форм и методов внеурочной, внеклассной и внешкольной деятельности, что является своеобразным смотром результатов работы.
В нашей школе стало традицией ежегодно проводить предметные декады. Почему именно декады? Неделя - мала по времени, не все можно показать; месячник – «великоват», дети устают. Сроки проведения декады планируется в начале учебного года. А сами мероприятия, план проведения декады, утверждается директором не ранее чем за две недели до ее проведения. У нас декада предметов естественно-математического цикла проходит в феврале. Это время совпадает с проведением Дня науки в образовательном учреждении. Во время проведения этого Дня у нас проходит конкурс творческих работ (проектных и учебно-исследовательских) «Шаг в будущее».
За неделю до начала декады вывешивается план, объявляются конкурсы, в которых обучающиеся могут принять участие. Предварительно раздаются темы для докладов с рекомендательным списком литературы. Задача проведения декады предметов естественно-математического цикла – развитие интереса обучающихся к данным предметам, а также их профессиональная ориентация. Организацией, подготовкой и проведением декады руководит научное общество обучающихся «Прометей». В него входят обучающиеся 8-11классов. НОО состоит из двух секций: естественно-математической и гуманитарной. Мне приходится руководить секцией естественно-математического направления. Каждая секция состоит из двух отделов: организационного и проектно-исследовательского. Организационный отдел организует конкурсы, КВНы, интеллектуальные игры. Проектно-исследовательский отдел организует День науки, готовит конкурсные работы обучающихся. Традиционным стало проводить во время декады интегрированные мероприятия, объединяющие в своей программе несколько предметов. Мероприятия, которые проходят в дни декады естественно-математического цикла, стараемся сделать яркими, запоминающимися. Они должны пропагандировать естественно-математические знания среди обучающихся и выявлять наиболее способных ребят.
Предлагаю план проведения декады предметов естественно-математического цикла, апробированный в нашей школе.
План проведения декады предметов естественно – математического цикла.
№ п/п |
Дата проведения |
мероприятие |
класс |
ответственные |
1 |
04.02.2014 |
Объявление по радиоузлу об открытии декады. Красочное объявление. |
11 |
руководитель МО, члены НОО |
2 |
04.02.2014 |
Интеллектуальная игра по физике «Счастливый случай». |
8 |
Учитель физики, члены НОО |
3 |
05.02.2014 |
Игра «Знатоки географии». |
8 |
Учитель географии, члены НОО |
4 |
05.02. 2014 |
Конкурс «Физические сказки». |
7-10 |
Учитель физики, члены НОО |
5 |
06.02.2014 |
«Олимпиада в дробях». |
6 |
Учитель математики, члены НОО |
6 |
06.02.2014 |
Игра по экологии «Что? Где? Когда?» |
9 |
Учитель экологии, члены НОО |
7 |
06.02.2014 |
Экскурсия в физический кабинет «Здравствуй, физика!» (для 5-6 кл). |
10 |
Учитель физики, члены НОО |
8 |
07.02.2014 |
Брейн-ринг «Сигма + Вега» (химия, физика, биология, математика). |
9-11 |
Учителя химии, биологии, физики, математики, члены НОО |
9 |
08.02.2014 |
Путешествие по стране «Знайка» (переменка занимательных опытов по физике, химии, биологии). |
5-11 |
Учителя химии, физики, биологии, Члены НОО |
10 |
09.02.2014 |
Выставка «Физика и детская игрушка» (для 4-5 кл.). |
7-8 |
Учитель физики, члены НОО |
11 |
09.02.2014 |
Игра «Математический марафон». |
8 |
Учитель математики, члены НОО |
12 |
11.02.2014 |
Конкурс физических газет «Это интересно!». |
10-11 |
Учитель физики, члены НОО |
13 |
11. 02. 2014 |
Интеллектуальная игра по математике «Волшебное число в гостях у сказки». |
5 |
Учитель математики, члены НОО |
14 |
11.02.2014 |
Открытый урок по математике. |
6 |
Учитель математики, члены НОО |
15 |
12.02.2014 |
Игра «Математический калейдоскоп». |
7 |
Учитель математики, члены НОО |
16 |
12.02.2014 |
Конкурс фотографий «В физике соль!» |
7-11 |
Учитель физики, члены НОО |
17 |
13.02.2014 |
«Игра разума» по математике. |
6 |
Учитель математики, члены НОО |
18 |
13.02.2014 |
КВН по технологии «Если хочешь быть здоров?» |
5 |
Учитель технологии, члены НОО |
19 |
13.02.2014 |
День науки. Конкурс творческих работ. |
2-11 |
Руководители проблемных групп, члены НОО |
20 |
14.02.2014 |
Интеллектуальная игра по информатике «Путешествие в мир открытий» |
6 |
Учитель информатики, члены НОО |
21 |
14.02.2014 |
Конкурс презентаций «Физика в жизни человека». |
7-11 |
Учитель физики, члены НОО |
22 |
14.02.2014 |
Подведение итогов декады. |
8-11 |
Руководитель МО, члены НОО |
Литература
Ланина И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.- 223 с.
Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике. М., «Просвещение», 1977.- 224 с.
Трембовольский Я.Л.,Чекалов И. В., Ваше слово, эрудиты!: кн. Для учителя. М.: Просвещение, 2005г
Купер Л. Физика для всех. М.: Мир, 1999г.
Орехова Е. Г. Неделя физики и математики в сельской школе // – 2007. – № 4. – С. 42–48.
Хуторской А.В. Увлекательная физика. М..Аркти.2000г.
Материалы журнала «Наука и жизнь», рубрика «Ваше свободное время», подрубрика «Физпрактикум».