Организация домашнего чтения на немецком языке для учащихся 8-9 классов
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали ничего!
Книге смелой, книге честной,
Пусть немного в ней страниц,
В целом мире, как известно,
Нет и не было границ.
Ей открыты все дороги,
И на всех материках
Говорит она на многих
Самых разных языках.
(С. Михалков)
В процессе обучения иностранному языку домашнее чтение занимает одно из самых важных мест и является необходимым условием и средством обучения языку.
Домашнее чтение имеет практические, общеобразовательные, воспитательные и развивающие цели. Его цель состоит в том, чтобы формировать умения и навыки разных видов чтения: ознакомительного и изучающего.
Чтение выступает как повод для развития устной речи, умения говорения.
При чтении литературы на иностранном языке учащиеся сталкиваются с обилием новой лексики, многими структурно – грамматическими трудностями, а это предполагает самостоятельную работу со словарём и грамматическими справочниками, что приносит большую пользу при изучении языка.
Каким же должно быть домашнее чтение? Надо предложить детям всей группы одно литературное произведение с последующим обсуждением в классе некоторых лексических трудностей и страноведческих реалий, проблем в данном тексте. Целесообразным представляется чтение законченных произведений, а не отрывков из них, тогда оно может быть в полной мере источником информации и должно расшить кругозор детей, создать естественную основу для их мышления, обмена мыслями с товарищами учителем.
Первым условием полного понимания чтения должна быть доступность книги как по языку, так и по содержанию. Ведь непонимание рождает отрицательные эмоции учащихся, а домашнее чтение призвано привить любовь к чтению. Читая книги, ученик должен чувствовать удовлетворение: он работал не зря, он уже что – то может. Эта уверенность даст дополнительную мотивацию в усвоении учебного материала.
Важно, чтобы книги для домашнего чтения были интересны детям, соответствовали их возрастным особенностям, богатыми событиями, с актуальной тематикой. Детям полезно узнать о жизни сверстников за рубежом, получить новую страноведческую информацию.
Так, например, книга Ю.Брезана «Криста» рассказывает о 14 – летней девочке, которую во время войны приютила одна крестьянская семья. Сердечность и доброта простых людей помогает Кристе разобраться в трудных жизненных ситуациях и найти своё место в жизни. Эту книгу дети читают и обсуждают с большим удовольствием в 7 – 8 классах.
В 9 классе при прохождении темы «Школьная система образования» предлагаю прочитать книги К. Ноймана «Франк и Ирена» и Г. Герлиха «Школьные будни». Они знакомят с системой образования в Германии и рассказывают о жизни сверстников.
Важное условие выбора книг – они должны расширять кругозор учащихся и знания об истории, культуре, сегодняшнем дне страны изучаемого языка. Книги для домашнего чтения должны быть проблемными, способствовать морально – нравственному воспитанию: понимать настоящую дружбу, учить любви к родным и близким, к школе, к труду, к стране. Книги заставляют ребят задуматься о своей будущей профессии, о выборе жизненного пути.
Сколько же надо читать детям дома? Это зависит от этапа обучения: от 2 – 3 страниц в неделю в 5 – 6 классах, до 15 – 20 в 9 – 11 классах.
Проверку чтения можно осуществить с помощью диалога – расспроса и обмена мнением и упражнений:
1) на выделение в тексте смысловых слов (прочитать абзац, назвав наиболее значимые слова);
2) на точное понимание отдельных фактов прочитанного (закончить предложение по содержанию текста, перечислить факты, относящиеся к деталям, указать предложения, соответствующие содержанию текста из данных вариантов;
3) на выявление смысловых отношений между элементами текста (расположить абзацы или предложения в логической последовательности, назвать факты для выводов)
4) на выявление общего понимания логического развития темы в тексте (перегруппируйте пункты плана в правильной последовательности, разделить текст на части)
Благодаря таким упражнениям, можно определить понимание учащимися текста, умение ориентироваться в нём и различать основную и второстепенную информацию.
Так развиваются навыки чтения и говорения.
Наблюдения за работой детей показывают, что они очень часто «привязаны» к тексту, пытаются воспроизвести отдельные моменты почти наизусть. Чтобы дать возможность говорить на основе прочитанного, надо выполнять задания на развитие устной речи: пересказ, позволяющий своими словами излагать мысли.
Затем задания усложняются: предлагается выразить содержание предложения 2 – 3 словами; содержание абзаца – одним предложением; пересказ по вопросам, опорным словам, плану.
В заключение следуют задания , позволяющие высказать своё отношение к прочитанному. Можно каждое задание по пересказу дополнить проблемными вопросами, мотивацией поведения героев, их характеристикой.
Домашнее чтение не должно сводиться только к контролю умения читать, нужно понимание прочитанного. После работы с книгой нужно время для полного осмысления содержания. Это можно делать на последующих уроках, отводя немного времени на уроке на подобную тему. Если в процессе работы над книгой ответы детей носили информационно – описательный характер с отдельными элементами оценки, то потом дети смогут высказать своё мнение и обосновать его, подобрать факты для доказательства, охарактеризовать главных героев, формулировать основные проблемы книги и главную идею.
Таким образом домашнее чтение на немецком языке обеспечивает формирование у учащихся навыка ознакомительного чтения, навыка наиболее общего охвата и удержания в памяти большого объёма информации по прочитанному тексту, умения воспроизведения и критической оценки читаемого.
Работу над книгой можно усложнять, сделать её более творческой – это зависит от степени подготовленности учащихся.
Книга – верный,
Книга – первый,
Книга – лучший друг ребят.
Нам никак нельзя без книжки,
Нам никак нельзя без книжки! –
Все ребята говорят.
(З. Бычков)
Литература: О.Ю. Зверлова. Организация домашнего чтения на немецком языке. Москва «Просвещение» 2000г