Внеклассное мероприятие на немецком языке для 8-11 классов «История возникновения Щелкунчика»

1
0
Материал опубликован 25 January 2016
Внеклассное мероприятие на немецком языке для 8-11 классов «Щелкунчик как рождественский символ Германии. История возникновения Щелкунчика»

Внеурочная деятельность по иностранным языкам как инновационная составляющая ФГОС актуализирует потенциал учебного предмета «Немецкий язык» и создаёт поистине безграничные возможности для всестороннего обучения, развития и воспитания личности современного школьника.

Внеклассное мероприятие на немецком языке для 8-11 классов «Щелкунчик как рождественский символ Германии. История возникновения Щелкунчика» основывается на системно деятельностном подходе, в котором ученики являются активными субъектами учебно-воспитательного и познавательного процессов, приобретают способность действовать в различных проблемных ситуациях, используя следующие возможности:

- свобода принятия решения о вхождении в пространство внеурочной деятельности;

-свобода выбора деятельности (ее содержания и форм) и такой деятельности, которая позволяет ему достичь наибольшего успеха, наивысшего самовыражения;

- освоение подпространств: культурного, природного, информационного и т.д.

Актуальность разработки пособия связана с модернизацией языкового образования в современной средней школе.

Внеклассное мероприятие предназначено для учителей общеобразовательных школ, преподающих немецкий как основной язык, а также для педагогов, работающих с немецким в качестве второго иностранного языка. Данное методическое пособие адресовано учащимся 8-11 классов средней общеобразовательной школы, а также школьникам, которые интересуются немецким языком и хотят его изучать.

Цель мероприятия: развитие социокультурной компетенции в сфере традиционных праздников Германии с увеличением творческого потенциала каждого учащегося.

Задачи:

- обеспечить активную деятельностную позицию каждого ученика;

- формировать устойчивую мотивацию к овладению языком;

- стимулировать интерес к изучению предмета;

- расширять кругозор обучающихся;

- повышать эрудицию учеников;

- восполнить пробелы в знаниях о традиционных праздниках Германии;

- проявлять толерантность к необычным проявлениям другой культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка;

- развивать творческий потенциал учащихся.

Параллельно решаются задачи, связанные с развитием языковой, речевой, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций, что в целом позволяет стимулировать и мотивировать учащихся на дальнейшее изучение немецкого языка.

Внеклассное мероприятие содержит:

- материал по истории возникновения Щелкунчика на немецком и русском языках;

- презентацию с музыкальными фрагментами на немецком языке;

- условия проведения конкурса «Щелкунчик» (в презентации) (на немецком и русском языках).

История Щелкунчика

Вступление

Cреди рождественских сувениров деревянный Щелкунчик - лидер продаж, ведь традиции дарить Щелкунчика на Рождество уже 300 лет! Щелкунчик, блестящий от лака, в треуголке и изящном мундире, с бородкой из кроличьего меха, с маленькой косичкой сзади, с сабелькой и воинственной челюстью, но с вполне безобидной функцией колоть орехи, воспетый Гофманом и Чайковским, - это лучший рождественский подарок для большинства немцев, и, конечно, для туристов.

Родиной Щелкунчика является небольшая немецкая деревня в Рудных горах  недалеко от границы с Чехией Зайфен (Seiffen). Деревня славится своими народными промыслами и искусством резьбы по дереву. Именно здесь, в старинных мастерских Зайфена и появляются на свет немецкие Щелкунчики. Когда-то по дну ручьев в Рудных горах перекатывались крупинки чистого олова. Рудокопы складывали из камней ступенчатые запруды, вылавливали светло-серые бусинки, плавили их в тигелях и делали ходовую по тем временам оловянную посуду. Отсюда и пошло название деревушки Зайфен, что значит «мыть», «намывать».
В долгие зимние вечера рудокопы любили посидеть в домашнем тепле, вырезая из душистого деревянного чурбачка забавного зверька, героя народной сказки, злую соседку, похожую на ведьму, или ненавистных притеснителей: князя, барона, их усердных наместников, выколачивающих кнутом последнюю копейку у бедняка-рудокопа. Жадного притеснителя изображали с зубастым, огромным, прожорливым ртом. Какому-то веселому резчику пришла в голову озорная идея - заставить деревянного уродца щелкать орехи. Пусть потрудится и посмешит рудокопов!  Так появился на свет Щелкунчик - деревянная кукла-карикатура: король и кнехт, разбойник и жандарм, фабрикант и мироед. С карикатурно размалеванным лицом и в помпезном мундире.

В 1699 году Иоганн Химан, крестьянин из Зайфена, нагрузил ручную тачку деревянными игрушками своих односельчан и покатил ее по извилистым горным тропам и колдобистым проселочным дорогам на ярмарку в Лейпциг. Он прошагал с тачкой почти триста километров туда и обратно, но вернулся довольный - игрушки распродал выгодно. И особенно понравился покупателям «Зубастик». С тех пор каждый уважающий себя в деревне мастер должен был сделать своего Щелкунчика.

Сегодня в Зайфене есть музей Щелкунчика, где находится самый большой Щелкунчик в мире. Этот факт занесен в книгу рекордов Гиннеса! Сохранились здесь и имена выдающихся легендарных мастеров: старушки Августы Мюллер, ее племянника Карла Мюллера, семьи Фюхтнеров, самый первый из которых, по преданию, и был создателем Щелкунчика... Одним словом, вся история Щелкунчика «из первых рук».

Материал презентации на немецком и русском языках

Слайд 1.

Nussknacker. Entstehung und Geschichte. Wettbewerb. Deutschlehrerin: M. W. Potapowa.

Щелкунчик. Возникновение и история. Конкурс. Учитель немецкого языка: М. В. Потапова.

Слайд 2.

Klein, simpel und doch so stark. Wer ist das? (der Nussknacker).

Маленький, простоватый и все же такой сильный. Кто это? (Щелкунчик).

Слайд 3.

Seit Jahrhunderten sind Nussknacker stetige Begleiter in der Weihnachtszeit. Wer ihn erfunden hat, ist jedoch noch immer ein Rätsel.

Столетиями Щелкунчики постоянно сопровождают нас в рождественское время. Кто придумал Щелкунчика? Это до сих пор остаётся загадкой?

Слайд 4.

Die Entstehung des typischen  Nussknackers  beginnt Mitte des 19. Jahrhunderts im Dörfchen Seiffen im Erzgebirge (Sachsen). 

История возникновение типичного Щелкунчика начинается в середине 19 века в деревеньке Зайфен в Рудных горах (Саксония).

Слайд 5.

Der Holzkünstler Wilhelm Friedrich Füchtner schnitzte die Figur erstmalig in seiner noch heute typischen Form.

Wilhelm Friedrich Füchtner (1844-1923) - "Vater" des erzgebirgischen Nussknackers.

Резчик по дереву Вильгельм Фридрих Фюхтнер впервые вырезал фигурку Щелкунчика в своей современной типичной форме.

Вильгельм Фридрих Фюхтнер (1844-1923) считается «отцом Щелкунчика из Рудных гор».

Слайд 6.

Füchtner wurde von dem Kindermärchen von Heinrich Hoffmann "König Nussknacker und der arme Reinhold" inspiriert. Heinrich Hoffmann - der Frankfurter Arzt (1809-1894).

Фюхтнера на создание Щелкунчика вдохновила детская сказка Генриха Гофмана «Король Щелкунчик и бедный Райнгольд». Генрих Гофман – врач из Франкфурта (1809-1894).

Слайд 7.

Die Geschichte spielt zur Weihnachtszeit. Sie erzählt von einem armen, kranken Jungen, der vom Nussknacker im Traum durch eine Spielzeugwelt geführt wird. Als er am Morgen aufwacht, findet der Junge die Spielsachen aus der Phantasiewelt unter dem Weihnachtsbaum, worauf er wieder gesund wird.

История происходит в Рождество. Она рассказывает о бедном, больном мальчике Райнгольде, которого король Щелкунчик сопровождает во сне в сказочный мир игрушек. Проснувшись в Рождественское утро, мальчик находит под ёлкой игрушки из мира своих фантазий и выздоравливает.

Слайды 8-9.

Иллюстрации из сказки

"König Nussknacker und der arme Reinhold".

«Король Щелкунчик и бедный Райнгольд».

Слайд 10.

Dies ist die erste dokumentierte Bezugnahme (ссылка) des  Nussknackers  auf die Weihnachtszeit und der Anfang (1870) der einzigartigen Erfolgsgeschichte eines kleinen Mannes aus Holz. 

Это первая документальная ссылка на рождественского Щелкунчика и начало (1870) успешной истории маленького человечка из дерева.

Слайд 11.

Urtyp erzgebirgischer Nussknacker.

Прообраз Щелкунчика из Рудных гор.

Слайд 12.

Der Nussknacker und seine Vielfalt. Der Nussknacker  in seiner bekannten Form spiegelt die damaligen sozialen Lebensverhältnisse der Erzgebirgler und deren Ehrfurcht (благоговение) gegenüber der Obrigkeit (власть) wieder. Oft symbolisiert er den König, den Ortspolizisten oder den einfachen Soldaten, deren Gesetze vielen Bewohnern so manch harte Nuss zu knacken gaben. Charakteristisch sind hierfür insbesondere der grimmige Gesichtsausdruck oder die große Mundöffnung, was sowohl Respekt als auch Angst einflößen (внушать) sollte. 

Щелкунчик и его многообразие. Щелкунчик в своём известном виде отражает социальные отношения жителей Рудных гор в прошлые века и их благоговение перед власть имущими. Часто он символизирует короля, наместника или простого солдата, которые могли «щелкать законы как орехи». Для таких Щелкунчиков характерны страшное выражение лица или широко открытый рот, призванные внушать как страх, так и уважение.

Слайд 13.

Щелкунчик и его многообразие: гусар, король, лесник, капрал, горняк, охранник, разбойник, официант, Щелкунчик в классическом дизайне, гренадер.

Слайд 14.

Портрет страшного и злого Щелкунчика.

Слайд 15.

Neben der älteren Auffassung (точка зрения) der Figur als Verkörperung des Grimmigen, Gefürchteten tritt die freundliche eines guten Märchenkönigs, nach dem sie E.T.A. Hoffmann in seinem Kindermärchen "Nussknacker und Mausekönig" 1816 literarisch erhöhte.

Наряду с фигурой страшного и злого деревянного человечка появляется добрый и приветливый Щелкунчик благодаря сказке Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», которая была опубликована в 1816 году.

Слайд 16.

"Nussknacker und Mausekönig".

Иллюстрация к сказке «Щелкунчик и Мышиный король».

Слайд 17.

Im 1892 vertont Peter Tschaikowsky die Geschichte. Der Nussknacker zählt seit über einem Jahrhundert zu den populärsten Ballette.

В 1892 году Пётр Чайковский пишет музыку к сказке. Балет «Щелкунчик» является самым популярным балетом уже более 100 лет.

Слайд 18.

Das Ballett "Der Nussknacker" gilt als der Klassiker schlechthin. Die Geschichte eines jungen Mädchens, das einen Nussknacker geschenkt bekommt und davon träumt, dass er sich in einen Märchenprinzen verwandelt, fasziniert Jung und Alt.

«Щелкунчик» считается шедевром балетного искусства. История девочки, которой подарили Щелкунчика на Рождество и мечтающей о его превращении в сказочного принца, очаровывает всех.

Слайд 19.

Auch heute werden Nussknacker zur Weihnachtszeit sehr gern gekauft. Die Auswahl ist dabei heute viel größer als noch im 18. Jahrhundert. Die dekorativen Nussknacker sind natürlich auch heute noch aus Holz.

И сегодня Щелкунчики являются лидерами рождественских продаж. Их выбор в настоящее время значительно больше, чем в 18 веке. Декоративные Щелкунчики сделаны из дерева и, естественно, не предназначены для колки орех.

Слайд 20.

Im Seiffen befindet sich das Museum des Nussknackers. In diesem Museum ist der größte Nussknacker der Welt. Mit seinen 5,87 Meter steht dieser Nussknacker aus dem Erzgebirge im Guinnesbuch der Rekorde.

В Зайфене есть музей Щелкунчика, где находится самый большой Щелкунчик в мире 5, 87 метров в высоту. Этот факт занесен в книгу рекордов Гиннеса!

Слайд 21.

Stattlich steht er da, der Husar - gekleidet in leuchtend rotem Gewand, bewaffnet mit einem Säbel und Zähnen aus Holz. Er ist ein Nussknacker nach dem Vorbild des Königsnussknackers von 1870, den der Zimmermann Füchtner aus Seiffen im Erzgebirge erstmals gedrechselt hatte.

Величаво стоит одетый в красную мантию, с саблей, с огромными деревянными зубами Щелкунчик-король, таким его еще в далёком 1870 году сделал Фюхтнер - резчик по дереву из Зайфена, что в Рудных горах.

Слайд 22.

Фото музея Щелкунчика в Зайфене.

Слайд 23.

Wettbewerb „Der Nussknacker“.

Конкурс «Щелкунчик»

Условия конкурса

- Рисунок, поделка, коллаж, кукла «Щелкунчик».

- Формат любой.

- Техника исполнения любая.

- Оригинальность.

- Творческий подход.

- Аккуратность.

- Красота.

- Оформление работы на немецком языке.

Der Nussknacker (Husar)

Klasse: 7a

Name: Petrow Nikita

Viel Erfolg!

Успехов в конкурсе!

Список литературы

1. Большакова Э. Н. „Deutsche Feste und Bräuche“. Учебное пособие для изучающих немецкия язык. Издание второе. – Санкт-Петербург, «Антология», 2005.

2. Подгорная Л.И. Германия. Прогулка по федеральным землям. Пособие по страноведению. – СПб.: КАРО, 2008.

3. По странам изучаемого языка: Нем.яз.: Справочные материалы для учащихся средних и старших классов. Авторы-составители О. Г. Козьмин, О.М. Герасимова. – 3-е издание, доработанное. – Москва, «Просвещение», 2001.

4. Школьный немецко-русский страноведческий словарь. Германия. Австрия. Швейцария. Авторы-составители: Т. С. Александрова, В. Е. Кузавлев. – Москва, «Дрофа», 2001.

Интернет-ресурсы

http://travelfrog.livejournal.com/94171.html

http://www.original-raeuchermann.de/nussknacker.php http://www.erzgebirgsstube.com/geschichte-der-nussknacker

http://www.ebay.de/gds/Die-Entstehungsgeschichte-des-Nussknackers-/10000000178693513/g.html

http://www.kunsthandwerkstube.de/Informationen-ueber-den-Nussknacker:_:16.html

http://www.zeit.de/wissen/2009-11/adventskalender-nussknacker

http://www.olbernhau.org/nussknacker.html

http://www.nussknacker-guenstig.com

http://images.google.de/imgres?imgurl=http%3A%2F%2Fwww.erzgebirge.org%2FPicsize4%2Fkh_tradition_alter.jpg&imgrefurl=http%3A%2F%2Fwww.erzgebirge.org%2Fhandwerkmittradition.aspx&h=189&w=253&tbnid=s4uNh2zHr6j8YM%3A&docid=8_DjgY32uUglzM&ei=q4Z2VpeYJ4PgywOapbCoCw&tbm=isch&iact=rc&uact=3&dur=892&page=1&start=0&ndsp=33&ved=0ahUKEwjXmaKDoerJAhUD8HIKHZoSDLUQrQMIJDAC https://www.google.de/search?q=Friedrich+Wilhelm+Füchtner&biw=1280&bih=896&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ved=0ahUKEwjogsKAoerJAhXDc3IKHYkhC2cQsAQINw http://www.nussknackerbuch.at/html/literatur_musik_ballet.htm

http://www.kultur-fibel.de/Ballett;Der_Nussknacker,Tschaikowsky.htm

Презентация прилагается

Здесь будет файл: /data/edu/files/n1453738669.rar (Про Щелкунчика)

Комментарии

Представленный материал не соответствует теме конкурса, не отражен смысл "Зачем я изучаю иностранный язык"

5 February 2016

Не соответствует теме конкурса!

12 February 2016

Не соответствует теме конкурса!

15 February 2016