12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Самотаева Тамара Георгиевна30

Управление народного образования администрации г. Мичуринска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Станция юных туристов» г. Мичуринска

Разработано

педагогом дополнительного образования

МБОУ ДО «Станция юных туристов»

г. Мичуринска Тамбовской области

Самотаевой Тамарой Георгиевной

тел. 8-953-706-91-28; 8(47545)5-09-77

Мичуринск

2016 г.

Аннотация

«Мы – юные краеведы» - экскурсионное занятие, которое проводилось в районе ЦГЛ г. Мичуринска. Задачами экскурсии были: обзорная многоплановая экскурсия, повышение уровня знаний по истории, архитектуре, географии и другим отраслям. Целевое назначение – показать, что в одном районе могут быть исторические, природные и архитектурные памятники. На экскурсии дети познакомились с Троицким монастырем, зданием Центральной генетической лаборатории, родниками, местным рельефом. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, т.е. познавательного к ней отношения детей. Велика роль экскурсии в эстетическом воспитании детей, формировании у них эстетического отношения к природным явлениям и объектам. Красота окружающего их мира вызывает глубокие переживания. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа через экскурсии воспитывают уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.


Пояснительная записка

В статье ставится задача рассмотреть экскурсию как один из основных видов занятий и особую форму организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребёнка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

Руководитель: Самотаева Тамара Георгиевна

Тема мероприятия: «Мы – юные краеведы»

Вид мероприятия: экскурсия

Продолжительность мероприятия: 3 часа 30 минут

Место проведения: г. Мичуринск, ЦГЛ

Цели мероприятия:

всестороннее и гармоничное развитие личности, воспитание физически и нравственно здорового человека, формирование логического и экологического мышления.

Задачи:

Закрепить знания, умения и навыки в игровой форме по дисциплинам, связанными со спецификой похода;

Активизировать познавательную деятельность обучающихся;

Формирование у обучающихся толерантности и навыков межкультурного диалога, гармонизацию межэтнических отношений;

Создать условий для возникновения желания активного участия в образовательном процессе;

Формирование представлений об этнокультурном многообразии России, исторических традициях взаимопомощи и   солидарности населяющих ее народов, осмыслением взаимовлияния национальных культур.

Межпредметные связи: «География», «География туризма», «История», «Краеведение»

Техническое оснащение мероприятия: медицинская аптечка, рюкзаки, фотоаппарат

Разработка маршрута экскурсии.

Экскурсионный маршрут должен быть итогом четко организованной, планомерной подготовительной работы. Заблаговременное тщательное планирование тактических действий, всех мероприятий в экскурсии является основой успешного, интересного путешествия.

При планировании системы экскурсий и походов необходимо также придерживаться следующих принципов:

- экскурсии и походы в природу должны обеспечить первоначальное целостное восприятие предметов и явлений природы;

- повторные экскурсии следует проводить тогда, когда в наблюдаемых объектах происходят заметные изменения;

- расширение содержания знаний, предлагаемых детям на последующей экскурсии должно осуществляться за счет расширения круга наблюдаемых предметов и явлений, а также за счет углубления и конкретизации информации об уже знакомых предметах и явлениях;

- должна прослеживаться четкая взаимосвязь между спланированными экскурсиями и походами в природу;

- на экскурсиях и в походах воспитательные, обучающие и развивающие задачи должны решаться в единстве

Первым этапом экскурсии является подготовительный этап.

Основная задача педагога на данном этапе – организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи, которые необходимо решить на предстоящей экскурсии.

В подготовительный этап входят подготовка педагога и подготовка детей. Педагог, в соответствии с программными задачами заранее намечает тему экскурсии, определяет её программное содержание, сроки проведения. Накануне педагог осматривает место, куда планирует повести детей, знакомится с состоянием объектов, уточняет объём знаний для усвоения, формулирует примерные вопросы, продумывает содержание пояснений, подбирает фрагменты стихотворений, пословицы, поговорки. Определяется маршрут экскурсии, размещение детей для наблюдений, отдыха и игр.

Второй этап экскурсии – это организация познавательной и практической деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем оптимальных методов работы с детьми. Необходимо тщательно продумать, спланировать данный этап, синтетически, комплексно выстроить возможные к использованию наглядные, словесные и практические методы. Стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение, сопровождающееся беседой. Очень интересны экскурсии в места, где есть водоемы: детей можно познакомить с водно-прибрежной экосистемой, показать им, кто и почему живет в воде, на берегу, как растения и животные связаны с этим местом, приспособлены жить и в водной среде, и на побережье. Так же большое значение приобретают практические методы – различные игры с детьми, сбор природного материала, практическая природоохранная деятельность.

Третий этап – заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление, систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсии и похода в природу, и охватывает всю последующую работу с детьми. Большое значение на этом этапе будет иметь поддержание интереса детей к полученной информации, стимуляция потребности выразить, поделиться своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Решить эти задачи можно, используя различные виды и формы организации продуктивных видов детской деятельности.

Культурно-исторические объекты показа:

Троицкий монастырь

Основатель монастыря чёрный поп Иосиф, в прошлом священник с. Степанищево Козловской округи. В 1627 г. он поселился в лесу на берегу р. Лесной Воронеж в трёх верстах от того места, где через восемь лет был заложен г. Козлов. Со временем к Иосифу стали приходить другие любители монашеской жизни, образовалась небольшая община, где духовный авторитет старца Иосифа был непререкаем. Известны имена трёх сподвижников старца: Пафнутий, Агафоник и Нифонт. Они сами построили себе келии, а для молитвословий – деревянную часовню. Вскоре возникло естественное желание иметь собственную церковь. Для этого в Рязань, за благословением, был послан старец Нифонт. Тогдашний архиепископ Рязанский Антоний дал такое разрешение (храмоздательная грамота датируется 18 марта 1636 г.), и в 1635–1636 гг. была построена деревянная церковь во имя Пресвятой Троицы с приделом Успения Пресвятой Богородицы. Отсюда и название обители – Троицкая. Тогда же в монастырь архиепископом был поставлен и первый игумен. Им стал сам старец Иосиф.
Первое десятилетие своего существования обитель была бедна, и братия испытывала недостаток во всём. При основании г. Козлова монастырю были пожалованы сенные покосы по р. Лес. Воронеж. А по царской грамоте 1641 г. братия могла свободно пользоваться рыбными ловлями.

С учреждением Тамбовской епархии в 1682 г. повысился и статус Козловского монастыря. Теперь им управлял настоятель в сане архимандрита. В 1683 г. Тамбовский епископ Питирим дал козловскому архимандриту Дорофею храмоздательную грамоту на строительство каменной Троицкой церкви. И хотя ранее, в 1673 г., Рязанский митрополит Иларион подобную грамоту уже давал, но строительство началось только в 1683 г., т. к. Троицкую церковь хотели сделать приходской. Построен храм был в 1687 г., а освящен 3 апреля того же года. В новопостроенный храм святителем Питиримом была пожертвована икона Пресвятой Троицы, ставшей одной из главных святынь Троицкого монастыря.

Едва ли не самое главное событие в местной козловской церковной жизни в течение каждого года – крестный ход в 9-ю пятницу по Пасхе из города в монастырь. Этот крестный ход в память преподобного Варлаама Хутынского был установлен в 1794 г. по ходатайству горожан. Большую роль в хозяйственной жизни города играла и Троицкая ярмарка, ежегодно проводимая у стен обители.

В первой половине XIX века в монастыре был воздвигнут ряд новых построек: в 1801 г. – каменный 2-этажный корпус, в 1816 г. – каменный 1-этажный дом (в нём братские келии, трапеза, кухня, кладовая), в 1818–1822 гг. – каменная колокольня. Таким образом, к началу 40-х годов XIX века монастырь приобрёл тот вид, который оставался практически неизменным вплоть до его разрушения в годы советской власти. Тихий, благообразный, загородный монастырь жил своей внутренней, спокойной и размеренной жизнью.

Как и все монастыри в стране, Козловский Троицкий был официально закрыт в 1918 г. Неизвестно, что в нем размещалось до 1926 г., когда бывшие монастырские здания были отданы И. В. Мичурину для организации на его территории первого питомника. Началось постепенное разрушение древней обители. Разобрали два верхних яруса колокольни, в 1928 г. – часовню возле колодца, уничтожили монастырское кладбище. А еще в 1921 г. стали вырубать монастырскую рощу. К началу 50-х годов от Козловского монастыря осталась только угловая башня, фрагмент стены, Успенская церковь (в ней устроили музей Центральной генетической лаборатории) и развалины колокольни. В таком виде обитель дожила до наших дней
5 апреля 1999 г.  Российская сельхозакадемия наук дала согласие на передачу здания Успенской церкви со своего баланса на баланс Тамбовской епархии. Началось возрождение монастыря. А 27 декабря 2007 г. Священный Синод благословил открытие Козловского Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Мичуринске (см. приложение рис. 1, 2).

Центральная генетическая лаборатория

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ им. И. В. Мичурина, ЦГЛ (г. Мичуринск Тамбовской обл.), научно-исследовательских учреждение ВАСХНИЛ ( см. приложение рис. 3). Организована в 1928 как селекционно-генетическими станция плодово-ягодных культур на базе опытного питомника И. В. Мичурина; с 1934 носит наст, название. Первым директором ЦГЛ был И. В. Мичурин. В ЦГЛ (1985) 5 отделов: новых генетический методов селекции; частной генетики; отдаленной гибридизации; внедрения, экономич. анализа и генофонда; научной информации, патентоведения и изобретательства, в которые входят 13 лабораторий, имеется экспериментальное хозяйство, работают 78 научных сотрудников, в т. ч. 2 доктора и 37 канд. наук. Главное направление исследований — разработка теоретических основ генетики и совершенствование методов селекции плодовых, ягодных культур и винограда.

Задачей коллектива ЦГЛ имени И. В. Мичурина является не только выведение новых сортов, но и разработка теоретических основ селекционной работы.
За 42 года своего существования ЦГЛ сыграла выдающуюся роль в дальнейшем развитии учения И. В. Мичурина по направленной переделке природы растений, в размножении, распространении и внедрении в колхозы и совхозы лучших сортов, выведенных И. В. Мичуриным и его последователями.
Мичуринские сорта яблони, груши, вишни, сливы культивируются в колхозах, совхозах, научно-исследовательских учреждениях и учебных хозяйствах 126 областей, краев и республик Советского Союза.
Сорта винограда, выведенные И. В. Мичуриным и его последователями, растут и плодоносят не только в Европейской части СССР, но и в Омской области, в Барнауле и на Южном Сахалине.
О садах сортоизучения Центральной генетической лаборатории имени И. В. Мичурина испытывается и изучается 720 сортообразцов плодовых и ягодных культур.

Родник в ЦГЛ

Вода из источников пресная. Родниковая вода доходит до нас в своем первозданном, природном по своему гидрохимическому составу виде. Вода в источниках обладает целебными свойствами, считается святой, поэтому она используется лишь для питьевых целей. Многое зависит и от месторасположения самих родников. Родники расположены около населенных пунктов на дне оврага в лесной местности, где нет промышленных объектов, не ведутся сельскохозяйственные работы, вдали от автомагистралей и крупных поселений. Такая родниковая вода пригодна для питья и полезна для здоровья (см. приложение рис. 4). Родники города Мичуринска и Мичуринского района представляют собой уникальные природные объекты, имеющие значительную научную ценность как памятники природы моей Малой родины.

Конская гора

Конская гора, имеющая важное культурно-историческое значение, а на сегодняшний день здесь проводятся спортивные соревнования(см. приложение рис. 4,5,6). Возможно, название Конская гора происходит от того, что в начале ХХ века здесь торговали лошадьми.

Природные объекты, нуждающиеся в охране:

1. Родник, который питает реку Лесной Воронеж, как и три других родника, текущих в лесу. В ручей стекают воды с трех родников, поэтому вода в нем чистая.

2. Лесопарк. На территории лесопарка сохранились единичные экземпляры очень старых деревьев. Особенно красив лес осенью. Его площадь ежегодно сокращается из-за строительства сараев, гаражей, погребов, и других хозяйственных построек.

3. Лес. На его территории можно наблюдать природные комплексы: лиственный лес с преобладанием клена и дуба, дубовая рощи, смешанный лес. Кроме того, здесь произрастают большие популяции ландыша майского, ветреницы дубравной и купальницы европейской. Лесопарк играет важную санитарно-гигиеническую роль, очищая воздух, и служит любимым местом отдыха жителей поселка.

4. Родники в смешанном лесу, питающие реку Лесной Воронеж.

5. Конская гора, имеющая важное культурно-историческое значение, а на сегодняшний день здесь проводятся спортивные соревнования.

Уже традиционно в последнее воскресенье мая в живописном микрорайоне ЦГЛ проходит праздник любителей велосипедного спорта. В этот жаркий солнечный день в городе Мичуринске проводятся всероссийские соревнования  по горному велосипеду в гонке  кросс-кантри. Уже десятый год в наш город съезжаются  гости со всей России.

Заключение

Экскурсии имеют огромное значение в деле образования и воспитания подрастающего поколения и являются составной частью дошкольной работы. Особо следует подчеркнуть значение экскурсионных программ в формировании эмоциональной сферы дошкольников; чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Учитывая активно-двигательную специфику учебного познания на экскурсии, можно также говорить о ее влиянии на физическое развитие учащихся. И именно экскурсионные мероприятия этому способствуют. Роль экскурсий велика. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности. 

 

Список литературы

  • Белых, М. Привет из Козлова. Ч.1-3 / М. Белых. – Мичуринск ИД Мичуринск, 2003. – 223 с.

    В садах и лабораториях Мичуринска / ред. И.И. Дубровский. – Тамбов: Тамбовское книжное издательство, 1961. – 159 с.

    Лисицына, Т. Б. Экскурсия – педагогический процесс / Т.Б. Лисицына // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 401-404.

    Мичуринск / авт. И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1969. – 198 с.

    Никулин, И.С. Мичуринские были: из записок краеведа / И.С. Никулин. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. – 166 с.

    Никулин, И.С. Мичуринские зори / И.С. Никулин. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1979. – 191 с.

    Страницы истории земли Козловской. Материалы энциклопедии. Вып. 1 / гл. ред. Б.К. Панов. – Мичуринск: Мичуринская гор. типография, 2000. – 143 с.

Приложение

Рис. 1. Монастырские ворота

Рис. 2. Свято-Троицкий мужской монастырь

Рис.3. Здание Центральной генетической лаборатории

Рис. 4. Один из родников. находящихся на территории ЦГЛ

Рис. 5. Вид на г. Козлов

Рис. 6. Конская гора сегодня

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.