Статья «Возможности использования платформ для организации видеоконференций Zoom и Skype в образовательном процессе»
Возможности использования платформ для организации видеоконференций Zoom и Skype в образовательном процессе
Баирова Татьяна Васильевна, учитель математики, МБОУ «СШ № 33», город Смоленск
Давыдовская Анастасия Юрьевна, учитель математики, МБОУ «СШ № 33», город Смоленск
В статье рассматриваются особенности дистанционного обучения в программах Zoom и Skype.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Zoom, Skype, дистанционные образовательные технологии.
Никто по-настоящему никогда не перестаёт учиться. Иоганн Гёте
В 2020 году всей системе образования пришлось столкнуться с проблемой срочного перехода на новый тип обучения – дистанционный. Всем учителям мира пришлось принять вызов, брошенный новой коронавирусной инфекцией. Проблема состояла в том, что ни учителя ни дети не обладали в полном объеме пониманием того как это осуществить. Возникли различного рода трудности, в том числе связанные с отсутствием у детей и учителей компьютеров или смартфонов с выходом в интернет. В то же время не все учителя оказались готовы выработать новые модели коммуникации с учениками и проведения уроков через различные средства для дистанционной работы.
Для понимания того, как учителя перестроились на новый формат работы, и как часто в их работе возникают различного рода трудности, было проведено анкетирование.
Среди педагогического коллектива МБОУ «СШ № 33» города Смоленска был проведен опрос. Результаты опроса представлены в виде диаграммы 1.
Диаграмма 1. Результаты опроса «Какие платформы используют педагоги для осуществления дистанционного обучения»
В опросе приняло участие 110 учителей. Вопрос: «Какие платформы Вы используете для осуществления дистанционного обучения?» Среди опрошенных 33 педагога (33%) используют в своей работе Zoom, 30 педагогов (27%) – Skype, 15 педагогов (13%) – платформу Якласс, 12 педагогов (11%) – платформу Учи.ру, 12 педагогов (11%) – образовательный портал Инфоурок, 8 педагогов ( 5%) – онлайн-школу Фоксфорд.
В результате опроса было выявлено, что не все педагоги знают и умеют пользоваться возможностями, которые предоставляют образовательные платформы и цифровые сервисы, которые могут помочь учителю в работе.
В настоящее время на развитие общества влияют информационные технологии, которые проникают во все сферы человеческой жизни и сформировывают глобальное информационное пространство. Свойственной и важной частью этих процессов является информатизация образования.
Все чаще в практику большинства учебных заведений смело входят дистанционные образовательные технологии. Спецификой можно назвать независимость от географического расположения, от расстояния между преподавателем и обучаемым, ее назвали дистанционной (производное от английского distance — расстояние, удаление), т. е. обучение на расстоянии [1].
На сегодняшний день в российском праве используется понятие «дистанционные образовательные технологии». В Федеральном законе «Об Образовании в РФ» в статье 16 дается следующее определение: под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [2].
Познакомимся с характеристикой дистанционного обучения, которая представлена в виде схемы 1.
Схема 1. Характеристики дистанционного обучения [3].
Дистанционные занятия прочно вошли в нашу жизнь, однако, не всегда есть четкое представление о том, как же их организовать. Результативность обучения имеет прямо пропорциональную зависимость от взаимодействия с преподавателем, и здесь первостепенно создать условия интерактивности дистанционных занятий. Как организовать дистанционные занятия?
Для дистанционных занятий необходимы базовые навыки работы с компьютером и следующее оборудование и программное обеспечение:
-Рабочий стационарный компьютер с веб-камерой (практично одновременно использовать со встроенным микрофоном) или ноутбук с рабочей камерой, микрофоном и динамиками. С мощностью компьютера или ноутбука обычно не возникает сложностей, если только техника не очень устаревшая или графический планшет— устройство для вывода рукописной информации на экран компьютера.
-Установленная на компьютер программа Skype, Zoom.
Проведем сравнительный анализ двух популярных программ для проведения дистанционного обучения:
Программа Skype | Программа Zoom |
1. О программе Skype знают все, по умолчанию она установлена на большинстве устройств. | 1.Программа Zoom, не стоит по умолчанию, её придется устанавливать самостоятельно. |
2.В программе Skype есть доска, но с ограниченными возможностями. | 2.В программе Zoom есть необходимые инструменты для письма, редактирования, построения графиков (вручную) и геометрических фигур и тд. |
3.Программа Skype имеет большие проблемы с участием нескольких пользователей, иначе серьёзно пострадает качество видео. | 3. В программе Zoom по времени связь не ограничена, а на Zoom бесплатная конференция для пользователей от 3 до 100 длится всего 40 минут. |
4.В программе Skype можно вывести только демонстрацию своего экрана, но не отдельных приложений. | 4.В программе Zoom можно вывести демонстрацию любого объекта: презентация, фильм, документ и т.д. Также передав право управления доской, другой участник конференции может работать там самостоятельно. |
Вероятно, понадобится некоторое время для того, чтобы привыкнуть к работе с онлайн-доской и присутствию преподавателя в виде картинки на мониторе и голоса в динамиках. Побочным же эффектом дистанционных занятий может стать более уверенная работа учащихся с компьютером.
Ссылки на источники
1. Лебедева М. Б. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / Лебедева М. Б., Агапонов С. В., Горюнова М. А., Костиков А. Н., Костикова Н. А., Никитина Л. Н., Соколова И. И., Степаненко Е. Б., Фрадкин В. Е., Шилова О. Н. / Под общ. ред. М. Б. Лебедевой. — СПб.: БХВ-Петербург, 2010. — 336 с
2. Закон Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. с изм. и допол. в ред. от 06.03.2019.
3. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие – Нижневартовский государственный университет, 2013 – 227с