Лапоть О. Н.
ОРГАНИЗАЦИЯ КНИЖНОГО УГОЛКА В ПРОСТРАНСТВЕ ДОУ
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе играет уголок книги. Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, что создает благоприятные условия для решения целого комплекса задач средствами художественной литературы:
формирование целостной картины мира;
воспитание любви к чтению;
развитие литературной речи;
воспитание чувства языка;
приобщение к словесному искусству;
развитие эстетического вкуса;
знакомство с произведениями детской литературы;
знакомство с различными литературными жанрами;
знакомство с авторами детской литературы;
знакомство с художниками-иллюстраторами.
Оформляя уголки книги, педагоги нашего детского сада проявляют вариативность и творчество, соблюдая основные требования:
расположение по принципу целесообразности;
эстетичность оформления;
доступность в использовании каждым ребенком;
соответствие возрасту детей и требованиям программы;
периодическая сменяемость материала;
хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
Подбор литературных произведений в уголке книги педагоги осуществляют, соблюдая педагогические принципы:
произведения должны отвечать задачам воспитания;
необходимо учитывать возрастные особенности детей;
книга должна быть занимательной;
в произведении должна быть четко выраженная позиция автора;
наличие в произведении одной сюжетной линии.
Принципы отбора литературных произведений дают возможность определить круг детского чтения, в который входят:
произведения фольклора;
произведения русской и зарубежной классики;
произведения современной отечественной литературы;
произведения разных жанров, разной тематики;
произведения народов других стран.
Образовательная программа, которая выполняется в дошкольном учреждении, содержит в себе определенный список рекомендуемой литературы для чтения детям, согласно возрастной категории. Педагоги нашего детского сада следят за новинками литературы и пополняют круг детского чтения.
В младших группах воспитатели знакомят детей с «Уголком книги», его устройством и назначением, приучают рассматривать книги и картинки только там, сообщают правила, которые нужно соблюдать (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.).
В книжной витрине младшей группы выставляется, как правило, немного (4—5) книг, однако учитывая склонность маленьких детей к подражанию, у воспитателя поблизости в запасе имеются дополнительные экземпляры этих же книг. Особое предпочтение отдается книжкам-картинкам на плотной основе с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др. Также в уголке выставляются предметные картинки по темам, сюжетные картинки с одним-двумя действиями.
В средней группе закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой. Воспитатели показывают детям способы ухода за книгами, привлекают к наблюдениям за починкой книг и участию в ней. При рассматривании картинок в книге, внимание детей обращается не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности иллюстраций.
В уголке остаются любимые детьми книги из младшей группы, добавляются новые книги, соответствующие изучаемой теме. Увеличивается количество тематических предметных и сюжетных картинок. Вносятся книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками.
Учитывая изменения в литературном развитии у детей старшего дошкольного возраста, воспитатели формируют «Уголок книги» по тематическому признаку, чтобы каждый из детей мог найти книгу по своему желанию и вкусу. Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке представлены стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей родины, с ее сегодняшней жизнью. Учитывая преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, выставляется 2—3 сказочных произведения. Размещаются иллюстрированные природоведческие книги. Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах С. Я. Маршака, С. В. Михалкова, В. Ю. Драгунского и других писателей. Кроме того, в «Уголок книги» иногда помещаются интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки, которые воспитатели читают в группе в течение длительного периода времени.
Так же в «Уголке книги» имеется папка для портретов писателей и художников детской книги. Портреты помещаются туда в соответствии с темой выставки. Кроме того, в книжном уголке в соответствии с темой выставки размещаются: наборы открыток, самодельные детские книги, детские рисунки и поделки, разнообразные альбомы для рассматривания. Имеются материалы и оборудование для ремонта книг: полоски бумаги; клеенка, тряпочка; кисточка; клей; скотч.
В подготовительной группе добавляется место для периодической печати (Детские журналы), организуется библиотека из книжек-малышек (формуляры на каждого ребёнка, учётные карточки на каждую книгу и др.).
Устраивая тематические выставки, педагоги отбирают книги с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния. Цель тематических выставок — углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему. Продолжительность выставки не более трех-четырех дней, так как далее внимание и интерес дошкольников снижаются.
Любовное, бережное отношение к книге - одно из важных качеств культуры чтения, без которого немыслим настоящий читатель и которое наиболее успешно формируется в месте, отведенном для чтения.
Литература:
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Издание 3-е. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 1999, - 128 с.
Синельникова В.Г. Воспитание будущего читателя / Синельникова В.Г.// Дошкольная педагогика. - 2007. - №2. - С. 10 - 13.
Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu