Выступление на тему Организация экологического воспитания дошкольников в ДОУ»

1
0
Материал опубликован 24 November 2018

Деятельность МБДОУ детский сад «Радуга»

в сфере экологического образования и воспитания

детей дошкольного возраста за 2017-2018 учебный год

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Там - лес погубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела… Мы и наши дети живем в 21 веке. И от нас, и от них зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понято ребенком, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. Поэтому, я полагаю, что успех в воспитании гуманных чувств возможен, если ребенок будет относиться к каждому живому организму как самоценной, уникальной сущности, имеющей право на жизнь. Формирование чувства единства природы и человека является одним из условий освоения детьми экологической культуры человечества.

Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.

МБДОУ детский сад «Радуга» работает над проблемой позитивной социализации детей с 2016 года, а с 2017 года в рамках муниципального экспериментального проекта «Модель позитивной социализации дошкольников в условиях Крайнего Севера». Одной из задач этого направления является развитие активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества. В результате совместной деятельности коллектива детского сада создается предметная среда, в которой органично сочетаются разные объекты, удовлетворяющие потребность детей в новизне. По мнению педагогов одной из эффективных форм экологического воспитания дошкольников станет создание на территории детского сада экологической тропы. В результате творческим коллективом педагогов был разработан инновационный проект «Экологическая тропа с олененком Авкой». Экологическая тропа способствует развитию познавательной активности ребенка-дошкольника. Образовательные задачи, содержание деятельности на тропе значительно влияют на формирование системы накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения. Экологическая тропа расширяет знания детей о многообразии растений и животных, связях, которые имеются между ними, и предоставляет детям и родителям возможность участия в природоохранной деятельности. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязь, обобщение. Благодаря содержательной деятельности дети знакомятся с процессами, происходящими в природе, изучают живые объекты в их естественном природном окружении, получают навыки простейших исследований, смогут выявить на элементарном уровне местные экологические проблемы и попытаются решить их. На экологических экскурсиях дошкольники знакомятся с особенностями природы родного края, изучат многообразие растений и насекомых. Учатся любоваться красотой природы. В процессе такой деятельности формируются основы экологической культуры.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, систематических наблюдений, трудовой деятельности. Хозяином тропы является олененок Авка, который ведет детей от станции к станции, дает задания. При правильной организации работы у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.

В маршрут по экологической тропе включены разные виды деятельности:

- познавательно-исследовательская: в процессе наблюдений и экспериментирования у детей развивается познавательный интерес к объектам природы, наблюдательность;

- восприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная: рассказы, сказки, стихи, загадки;

- элементарный бытовой труд: сбор вместе с детьми опавших веток, мусора, экологические акции.

Цель реализации данного проекта: формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать экологические знания, умений экологически сообразных действий в окружающей природе путем реализации системы практико-ориентированной экскурсионной деятельности на экологической тропе

Задачи:

- развивать устойчивый интерес детей к природе, ее неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;

- формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;

- повышать уровень мотивации к исследовательской деятельности; формирование умения видеть причину и следствие того или иного явления, строить логические суждения;

- формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Описание точек тропы

Игровой персонаж олененок Авка – лучший друг и помощник ребят в решении экологических проблем. Привнесение элементов сказки, игры помогает привлечь и сохранить внимание детей, позволяет сделать деятельность увлекательной.

Возле каждого объекта тропы выставлен указатель с названием и таблички «Охраняется детским садом» для того, чтобы следить за состоянием объектов. Использованы символы, рисунки. На тропинке размещены и различные природоохранные знаки, которые педагоги составляют вместе с детьми на занятиях. С помощью знаков педагоги учат дошкольников общаться с природой по правилам. Правила эти просты. Их легко понять, глядя на знаки у каждого объекта экологической тропы.

1. Стенд-план. Отправной пункт – стенд-план. На нем схематично изображен маршрут экологической тропы с объектами. Он помогает детям ориентироваться на территории детского сада.

2. Станция «Мудрый пень» - первый игровой объект тропы.

Объекты для наблюдений: старый пень.

Служит объектом для наблюдений по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Наблюдения за пнем: рассматривание его поверхности при помощи лупы после чтения и обсуждения сказки Н.А. Рыжовой «Как Медведь пень потерял».

3.Станция «Еловая аллея»

Объекты для наблюдений: ряд молодых елочек на полянке, разного возраста и высоты.

4. Станция «Лебединое озеро»

Объекты для наблюдений: вода, лебеди, следы птиц.

Небольшой водоем с водными растениями и птицами дает положительный эффект и с познавательной, и с эстетической точек зрения.

5.Станция «Березки»

Объекты для наблюдений: березы разного возраста и разной толщины со светлой и более темной корой; водоросли, лишайники на стволах деревьев.

На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений.

6. Станция «Ягодная полянка»

Объекты для наблюдений: ягодные кусты, мох.

Здесь воссозданы фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных, прежде всего, для нашей местности: тундра с кустами ягод и мхом. Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и экосистемой тундры. Чем больше разнообразие растений на тропе, тем больше и разнообразие животных: какие ягоды предпочитают животные, т.к. животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

7.Станция «Птичий городок»

Объекты для наблюдений: птичье гнездо, кормушки, скворечники, лиственница.

Педагог рассказывает, что скворечники нужны птицам, чтобы укрыться от дождя, устроить гнездо, вывести птенцов. Дети наблюдают, как ведут себя птицы у кормушки, узнают, чем они питаются. Дети приходят к выводу, что птенцов трогать нельзя, потому что их мама будет переживать. Дети подкармливают птиц. Воспитатель читает стихи, загадывает загадки. Дети обсуждают, какие бывают птицы, как нужно о них заботиться. Дети играют в игры: «Фотограф», «Узнай по голосу», «Как кто кричит», «Кому что нужно», «Перелет птиц».

8. Станция «Метеостанция»

Метеостанция позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками, направлением ветра. На высокий металлический шест прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах. Он представляет собой как бы мешок-трубу из легкого материала с отверстиями с обеих сторон, раскрашенный в полоску. В состав такой площадки включены и солнечные часы. Для измерения осадков на метеоплощадке размещены дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках тропинки и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев).

9. Станция «Огород»

Объекты для наблюдений: огород.

Выделен участок для грядок, на которых дети и взрослые могут выращивать различные овощи. Каждая посадка обозначена табличкой «Огурцы», «Укроп», «Лук», «Петрушка», «Помидоры». Дети узнают, как правильно ухаживать за растениями, чем полезны овощи, рыхлят землю, поливают. Педагог проводит беседу на тему «Что можно приготовить из овощей?», свободное общение «Инструменты для огорода»

10.Станция «Грибная полянка»

Объекты для наблюдений: грибы съедобные и несъедобные.

Это не просто место для отдыха детей. Здесь дети играют в познавательные игры, беседует с детьми: «Как вести себя на природе», «Можно ли рвать цветы и ветки без надобности?».

11. Станция «Насекомые»

Объекты для наблюдений: насекомые: муравей, бабочка, божья коровка, пчела, муравейник.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов в наших условиях. Наш муравейник- подобие настоящего с небольшими отверстиями и снующими рядом муравьями. Выработать правила поведения детей вблизи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейников и уничтожения его жителей, формировать привычку оберегать этих маленьких тружеников. Побуждать детей восхищаться и удивляться поведением муравьев и жизнью муравейника.

Сформировать представления о жизни и деятельности божьей коровки, бабочки. Расширить знания и представления детей об особенностях и жизни пчел, об их труде, специальных домиках – ульях

12. Станция «Зеленая аптека»

Объекты для наблюдений: ромашка, иван-чай.

С младшими дошкольниками педагог проводит беседу «Почему этот цветок так называют?». Со старшими организует игровые упражнения: «Назови растение и расскажи о нем», «Найди растение по целебным свойствам», «Каких растений здесь не может быть?»

«Угадай, чем лечить».

13. Станция «Зоосад»

Объекты для наблюдений: животные жарких стран

Педагог беседует с детьми об обитателях леса: животных, загадывает загадки о них. Закрепляет знания детей о правилах поведения в лесу с помощью экологических знаков, расположенных по периметру, организует словесные и подвижные игры: «Я знаю пять названий животных леса», «Раз, два, три – к животному беги», «Кто быстрей займет пенек» и т.д.)

14. Станция «Чум»

Объекты для наблюдений: чум, деревья, кустарники.

Сравнение деревьев разного возраста: по коре, листьям и т.п. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с малонарушенными, можно наглядно показать детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания. Сравнение коры старых и молодых деревьев, густоты кроны разных видов. Пятно сизой глины у тропинки. Сильно утоптанная почва, корни деревьев на поверхности земли. В мае проснулись спящие почки.

15. Станция «Ромашковое поле»

Объекты для наблюдений: полянка — открытое, освещенное место, с высаженными цветами.

Дети наблюдают за цветами, насекомыми. Педагог предлагает младшим дошкольникам составить рассказ «Мой любимый цветок», старшим предлагает отгадать загадки.

Практическая значимость проекта. Проект представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи, в учреждениях дополнительного образования. Его содержание носит вариативный характер и предусматривает творческий подход в осуществлении эколого-педагогической деятельности с учетом опыта и интересов педагога в связи с конкретными задачами.

Дошкольники с большим интересом изучают все станции, особенно им нравится наблюдать за погодой на метеостанции и ухаживать за овощами, выращенными на своем огородике. Эмоциональный позитивный отклик дошкольников позволяет прогнозировать работу по реализации проекта в будущем. Педагоги ДОУ планируют летом 2019 года усовершенствовать станции добавить их новым материалом, активнее привлекать родителей к посадке новых саженцев растений, деревьев, детских мини-огородов.

В реализации проекта «Экологическая тропа с олененком Авкой» задействован весь коллектив педагогов. Занятия проводятся с детьми начиная с 3 лет. В приложении к проекту имеется примерный перечень бесед и наблюдений, в соответствии с возрастом детей. По результатам мониторинга усвоения дошкольниками образовательной программы по разделу «Первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» результат 100%. Педагогами сформирована система расширения представлений дошкольников об окружающем мире, закладываются основы экологического воспитания.

Воспитатель Мельникова Марина Николаевна, в рамках самообразования, активно реализует образовательные проекты, связанные с экологическим воспитанием. В 2018-2019 году педагог с детьми группы «Курносики» продолжил реализацию проекта «Эколята – юные защитники природы». Материал по реализации данного проекта Мельникова М.Н. представляла на районном уровне в 2017 году в рамках участия в конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года», В 2017-2018 учебном году Марина Николаевна провела два открытых занятия для педагогов детского сада «Какую пользу я принес планете» (рисование) и «Разве озеро свалка?» (экологический театр). Проект разработан на основе программы «Юный эколог» Николаевой С.Н. Проект начат был в 2016 году и рассчитан на 3 года.

Цель проекта: содействие формированию у детей и родителей гуманного отношения к окружающей среде и стремлению соблюдать правила экологически грамотного и безопасного поведения.

Задачи:

1. Создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ для реализации приоритетного направления;

2.Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе;

3. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей;

4. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно- следственные связи;

5. Воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе своего края, соблюдать правила безопасности;

6. Развитие творческих способностей детей при отражении доступных их возрасту проблем экологии через участие в экологических представлениях.

В реализацию проекта Марина Николаевна активно вовлекает родителей. Они с удовольствием участвуют в выставках рисунков, плакатов. В течение 2017-2018 года педагог совместно с детьми принимала участие в различных районных и всероссийских конкурсах экологической тематики. (Приложение. Дипломы детей).

На данный момент в рамках реализации инновационного проекта «Супердетки», подготовительная группа «Курносики» является экологическим отрядом «Эколята». Ребята готовы поделится своими знаниями со всеми детьми детского сада, и уже готовятся к показу для малышей экологической сказки.

Педагоги детского сада активно участвуют в районных конкурсах, посвященных экологическому воспитанию.

- Педагог дополнительного образования Трутченкова В.Э со своими воспитанниками приняла участие в Районном конкурсе – дефиле в костюмах из бросового материала «Волшебство преображения» в рамках Года экологии (5 участников, 1 диплом победителя).

- Воспитанники подготовительной группы «Капельки» приняли участие в 8 региональном (заочный) этапе конкурса юных натуралистов-экологов, педагог Тимканова Е.В. (3 участника, диплом за 1 место Сидорова С.).

- IX Районный детский рождественский фестиваль искусств, посвященный Году экологии в 2017 году: 7 участников – 1 диплом 1 степени, 2 диплома 2 степени, 1 диплом 3 степени (педагоги Трутченкова В.Е., Ильюшина М.А.).

- Коллектив детского сада принял участие в районном конкурсе среди трудовых коллективов, посвященном Году экологии «Цветами улыбается Земля».

Система работы учреждения по экологическому воспитанию дошкольников направлена на их привлечение к проблемам экологии в нашем регионе в первую очередь. В 2018-2019 учебном году деятельность МБДОУ детский сад «Радуга» будет продолжена и направлена на создание комплексной эколого-развивающей среда, каждый компонент которой отвечает принципу функционального комфорта и основным этапам развития детской деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.