Организация уголка экспериментирования «Эврика» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности
Цель: создание благоприятных условий для практических исследований дошкольников, желания самостоятельно добывать информацию.
Задачи: Расширение представлений о свойствах объектов действительности и связей между ними; обучение самостоятельному планированию эксперимента: формулировка цели исследования, выдвижение гипотез, выбор способа проверки гипотезы, оценка результата; развитие речевых способностей; развитие логического типа мышления;обучение проводить опыты с использованием приборов (весы, увеличительные стёкла, микроскоп); формирование навыка коллективной деятельности.
Педагоги хотят видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Ребёнок дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.
С учётом важности экспериментирования для развития интеллектуальных способностей ребёнка создана лаборатория «Эврика», которая включает в себя: уголок природы, расположенный непосредственно у окна и лаборатория, где созданы условия для познавательной деятельности дошкольников, экспериментирования с природным материалом, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы. Здесь созданы условия для развития у детей географических представлений, знакомства их с физическими свойствами окружающего мира в соответствии с возрастными возможностями, активного участия детей в опытнической деятельности, для наблюдения за комнатными растениями, дети учатся правильному уходу за ними.
Наша лаборатория «Эврика»включает в себя 6 центров, за каждым центром закреплён сказочный персонаж для повышения интереса к экспериментированию:
1 центр – мини - лаборатория «Эврика».
Всё познать стремятся дети:
Что? Зачем и почему?
Они узнают всё на свете,
Благодаря старанью своему.
Вас встречает Гайка,
Гайка – друг детей.
Она – руководит Эвролабораторией.
И хозяйка на данной территории.
Гайка детям в мир дверь открывает,
Её опыты в путь за собой увлекают.
Нолик же помогает знания добыть,
На все «почему» ответ получить.
Ставят опыты, эксперименты,
Наблюдают день за днём,
Зарисуют все моменты
И расскажут обо всём
Как же опыт получился?
Сколько времени он длился?
Удивляются всему:
Как? Зачем? И почему?
Алгоритмы, картотеки,
Правила и схемы есть,
Компас, лупы, микроскопы,
В общем, всё не перечесть.
В лаборатории, мы с ребятами проводим простейшие опыты, развиваем мышление детей, любознательность, познавательную активность. В лаборатории дети могут экспериментировать как под руководством взрослого, так и самостоятельно. Предметное наполнение центра экспериментирования включает в себя 4 раздела:
«Волшебница-вода» (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, пробирки, формочки с крышками, пищевые и непищевые красители, соль, сахар, ёмкость с песком, глиной, землёй, камешки плавающие и тонущие, т. е. материалы для изучения свойств воды) ;
«Невидимка – воздух» (воздушные шары, трубочки, мыльные пузыри, вентилятор, вертушки и другие материалы для изучения свойств воздуха) ;
«Свет. Цвет. Звук» (зеркала, фонарики, цветные стёкла, металические пластины, спичечные телефоны,и многое другое для изучения свойств света, цвета и звука) ;
«Удивительный магнит» (разные магниты, конструкции бабочек, самолётов, скрепки, бумажные машинки на магните, и другие материалы для изучения свойств магнита.
Есть также приборы-помощники: микроскоп детский, лупы (большие и маленькие), весы, компас, пилки, пипетки, груши, термометры
Природный (камешки, песок, земля, глина, семена, палочки разной длины) и бросовый (проволока, фантики, нитки, ткани, гвозди, шурупы, болты, вата, бинты, ) материал.
Для знакомства детей с почвой имеются образцы глины, песка, чернозёма, камней.
Для знакомства с природным миром есть макет дерева, времён года, Солнечной системы, Уральских гор.
2 центр – методический.
Ну, а этот центр зовётся
Методическим у нас:
Здесь и планы, картотеки
И конспекты, просто «класс»!
Дети решили, что Совунья мудрая, она всё знает, всегда всех чему-то учит, поэтому она и стал хозяйкой методического центра. Здесь находятся перспективные планы, конспекты, картотеки опытов, алгоритмы проведения опытов, дневники наблюдений, опытов, методические рекомендации по проведению опытов, алгоритмы последовательности трудовых действий.
Здесь же размещены правила работы с материалами, правила уборки после опытов, спецодежда, тряпочки, тазики, совочки, щётки и т д..
Ну, а чтоб не замараться,
Аккуратным быть во всём,
Спецодежда пригодится,
Будем чистыми потом.
3 центр – «Хочу всё знать».
Стать настоящим учёным непросто.
Надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться
Посещать центр «Хочу всё знать».
Хозяин этого центра Нолик. На полочках много познавательной литературы, энциклопедий, атласы, альбомы. Дети здесь самостоятельно читают доступную литературу, рассматривают иллюстрации.
4 центр – мини - музей «Копилочка».
Смотрите, вот коллекции! Ракушки, и гербарии,
Каких здесь только нет! Бумага, семена,
Металлы, ткани, камешки Всё это собирали мы
Во всём есть свой секрет! С ребятами не зря.
В нашем музее есть разные коллекции:
Коллекции семян.
Коллекция бумаги;
Коллекция календарей;
Коллекция часов
Коллекция тканей;
Коллекция металлов;
Коллекция ракушек;
Коллекция камней.
Гербарий.
Лекарственные растения Южного Урала.
Хозяином музейных коллекций является домовёнок Кузя. Он рассказывает ребятам о той или иной коллекции. Дети с удовольствием слушают и рассматривают.
5 центр - игротека.
Это центр – Игротека
Разных игр здесь полно
Пазлы, карточки, картинки
И разнообразные лото.
Игротека пополнена экологическими и познавательными играми, есть лото, пазлы. Для удобства имеется картотека игр. Хозяин игротеки Лунтик, он весёлый, любит со всеми играть.
6 центр- «Огород на окне».
Посадили мы овёс Радует детишек.
Полили, наблюдали. Вот посадим мы лучок,
Дней так 5 прошло и вот Что лучше Витамишек!
Росточки показались. А огород наш на окне
Пусть растёт наш островок Будет расширяться.
На окне устроен огород «Посадили огород – посмотрите, что растёт». За огородом присматривают Маша и Медведь. Посадки позволяют организовать длительные наблюдения за ростом зелени, овощей, определять положительные условия роста растений. Огромную помощь оказывают родители, которые приносят семена, рассаду, почвогрунт.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
/data/files/t1550256585.jpg (0x0)
/data/files/l1550256699.jpg (0x0)
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Перминова Елена Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Янова Татьяна Викторовна
Порошина Ольга Анатольевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Янова Татьяна Викторовна