Статья на тему «Организация краеведческой работы в школе»
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Организация краеведческой работы в школе
Автор:
Митрофанов Валерий
Константинович – учитель истории
БОУ «Новокемская ош»
Вашкинский район,
Вологодская область.
Новокемский
2017
Методические рекомендации для педагогов
Цель: познакомить педагогов с организацией краеведческой работы
в Новокемской школе.
Задачи: познакомить педагогов с направлениями и методикой краеведческой работы.
Ход мероприятия:
Может быть проведено в форме лекции, с ответом на интересующие педагогов вопросы по теме мероприятия.
Содержание лекции:
Во многих школах краеведческая работа, к сожалению, является второстепенной, живёт она благодаря людям, кто по-настоящему любит свой край. Сейчас с изменением государственных стандартов от учителей требуют вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Трудность заключается в том, что учителя не видят тем для исследования, кажется что всё и так давно изучено и известно. Но оказывается это не так, история и культура своего края хранят много интересных тайн, ждущих своих исследователей. Много написано работ по исследовательской и проектной работе в школе, но я надеюсь, что моя статья будет интересна как для начинающих учителей, так и для педагогов стажистов, у которых за плечами большой опыт краеведческой работы с детьми. Она поможет найти новые направления в краеведческой работе.
В 2001 году я начал работать учителем истории в Новокемской средней школе. Нужно отметить, что в нашей школе со дня её основания велась краеведческая работа и совсем неслучайно, в 1996 году в школе был открыт школьный краеведческий музей, основой которого стала коллекция предметов старины местного краеведа С.С.Клюева. С благодарностью выпускники школы вспоминают учителей истории Любимову Н.И. и Конанову Г.В., которые стояли у истоков краеведческой работы в нашей школе.
Оглядываясь на опыт учителей нашей школы, мы с ребятами решили организовать археологический кружок, чтобы начать изучение истории нашего края. Самым трудным для организации краеведческой работы является избрание методов и форм работы, интересных для детей. И хотя каждый учитель может подготовить беседу, лекцию, создать презентацию, но должно быть что-то такое, что могло бы послужить основой объединения школьников. В нашем кружке это два основных направления работы: участие детей в настоящих археологических экспедициях и исследовательская работа с участием в краеведческих олимпиадах и конкурсах различного уровня. И обязательное сочетание этих направлений с работой школьного музея. Оглядываясь на совместную с учащимися проделанную работу можно с уверенностью сказать, что археологический кружок стал основной формой краеведческой работы в школе. За это время учащиеся нашей школы побывали в 17 областных археологических экспедициях в составе археологического отряда «Лолитва», который долгие годы являлся частью Сухоно – Кубенской археологической экспедиции. Руководителями и археологами её были вологодские археологи Л.С.Андрианова и Н.Б.Васильева.
В период с 2002 по 2016 год дети приняли участие в областных археологических экспедициях на территории Вологодской области (Харовский район, Нюксенский район, Вологодский район, Кадуйский район, Тотемский район, Белозерский район, Вашкинский район), а также дети побывали на археологических раскопках на островах Немецкие Кузова в Белом море и на Соловецких островах. Незабываемой была экспедиция на знаменитый всему учёному миру археологический памятники Костёнки в Воронежской области. Дети приняли участие в работе областного полевого профильного археологического лагеря «Ловитва» в рамках областной целевой программы «Развитие системы образования Вологодской области» на территории Вашкинского района в составе Вашкинского историко-краеведческого отряда. В ходе сотрудничества наших школьников и профессиональных археологов в областной краеведческий музей поступило более 11000 находок каменного и железного века с археологического памятника Устье Шолы –I (Белозерский район).
Учащиеся приняли участие в работе областной зимней школы археологов в городах Тотьме, Петрозаводске и Владимире. За отличную работу на археологических раскопках участники нашего кружка были награждены поездкой в г. Великий Устюг, Великий Новгород, в Белоруссию, два раза побывали на Бородинском поле. В 2014 году ребята приняли участие в патриотическом слёте в посёлке Оште.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие в работе краеведческих олимпиад и конкурсов. Дети на протяжении ряда лет являются победителями районных краеведческих олимпиад «Первые шаги в науку», «Мир через культуру», Всероссийских конкурсов. Были участниками Ферапоновских и Кирилловских чтений.
В период с 2001 по 2016 год участниками археологического кружка совместно с руководителем было написано и представлено более 100 научных докладов по различной тематике, все эти исследования краеведческой направленности. Некоторые доклады были опубликованы в школьной газете «Большая перемена», в районной газете «Волна», в областных изданиях.
Научные работы и статьи учащихся и руководителя кружка были опубликованы в сборниках областного уровня: Горбунов Михаил. Изделия из глины со стоянки в устье реки Шола.//Известия Вологодского общества изучения Северного края.Вологда.2004; Басов Николай. Кремнёвая фигурка птицы (по материалам археологической разведки в устье реки Шола.// Известия Вологодского общества изучения Северного края.Вологда.2012.; В.К.Митрофанов. Наш край во время Великой Отечественной войны 1941 -1945 г.г. (Конёвский сельский совет Вашкинский район)//Историческое краеведение и архивы. Выпуск 12. Часть 1. Вологда 2005; В.В.Митрофанов. Исследование стоянки Шолопасть.//Вестник НСО. Серия гуманитарные науки, выпуск Х. Вологда, 2012.;
Совместная научная работа была представлена на Российском уровне -
Л.С.Андрианова, Н.Б.Васильева, В.К.Митрофанов. Многокомплексный памятник Устье Шолы I на Белом озере.//Тверской археологический сборник, Тверь 2015.
Главное в работе археологического кружка это деятельность учащихся, их достижения и путь к победе в различных конкурсах. Формулой успеха является труд участников кружка, в археологической экспедиции это во многом физический труд на раскопе, требующий выдержки и терпения. Обычно экспедиции проходят летом с продолжительностью в две-три недели. Археологический лагерь автономный, дети живут в палатках и полностью себя обслуживают. Приготовление пищи, и все иные хозяйственные работы по лагерю лежат на детях. Кроме этого учащиеся каждый день работают на раскопе. Им приходится трудиться определённое время на раскопе, работа на раскопе тяжёлая, требующая терпения и выносливости. Камеральная обработка материалов лежит тоже на воспитанниках, конечно, всё это ими осуществляется под руководством археологов и педагогов. Во время экспедиции с ребятами проводится археологический ликбез, им объясняется методика археологических раскопок, они знакомятся с археологическими эпохами, а также с артефактами. Организованно проходит в лагере и время досуга, дети учатся жить в коллективе, воспитывая в себе ответственность к порученному делу и уважение к окружающим его людям. В летнее время участники археологического кружка совершают одно – двухдневные походы по родному краю с целью изучения археологических памятников по берегам рек и озёр. В настоящее время археологическое исследование нашего края осуществляется под контролем вологодских археологов, все находки передаются специалистам. Участниками кружка проведены работы по мониторингу археологических памятников Северного Белозерья, в результате была написана обширная научная работа с данными о современном состоянии многих памятников, дано их современное описание, представлены фотографии. В работу включён мониторинг состояния памятников по рекам и озёрам Вашкинского района: Усть –Водоба - VI , Никольское – I, Никольское – III, Никольское – IX, Новокемский –IX, Новокемский –VII, Новокемский – II, Новокемский – V, Новое Село – I. Всего 44 памятника. Данная работа была передана в Череповецкий музей археологии. Учащиеся представили эту работу на районном и областном конкурсах.
При участии в конкурсах и олимпиадах для учащихся необходим напряжённый умственный труд, требующий от учеников определенного набора навыков и умений. А также успешная социализация учащихся, обеспечивающая бесконфликтное поведение детей во временных коллективах, умение общаться во время представления своей научной работы. Важным является в работе педагога, это умение привлечь к краеведческой работе школьников. Для этого может использоваться очень простой приём, попробовать попросить ученика собрать доступный материал из семейного архива о своих родственниках. Эта работа не трудная и под руководством педагога осуществима почти для каждого ученика. В ходе этого мини-исследования ученик знакомится с элементарными методами исследовательской работы. Он узнаёт, как правильно использовать найденные документы, фотографии, как включить эти данные в свою научную работу. Ученик узнаёт и о структуре научного исследования, о правильном оформлении своей работы. Такое исследование может быть всего несколько страниц, обычно дети любят рассказывать о своих родственниках и с радостью рассказывают о них. В ходе исследования родословной могут появиться очень интересные работы. Участница нашего кружка начала собирать материал о прадедушке и прабабушке. Вначале это была всего двухстраничная работа о герое войне прадедушке, награждённом медалью «За отвагу». На следующий год исследование было продолжено и юной исследовательнице удалось сделать маленькое открытие, её прабабушка находилась в немецком концлагере на территории Франции. Девушка нашла в семейном архиве фотографии из Франции её прабабушки в день освобождения одного из городов Франции американскими войсками. В результате плодотворной исследовательской работы удалось написать военную историю семьи, она её назвала «В когтях у смерти». Свою работу девушка проводила в течение трёх лет, представляла её на конкурсах различного уровня. На протяжении всей деятельности кружка участники кружка написали много работ про своих родственников. Познакомив с азами исследовательской работы учеников можно привлекать и к более серьёзной исследовательской работе, требующей определённых специфических знаний. Сразу оговорюсь, что я никогда не требовал полностью выполнить всю работу ученикам. Роль педагога в этой работе является ключевой, педагог должен направлять и помогать в этой работе ученикам. Так случилось, что исследовательская работа в нашем объединении шла по нескольким направлениям. Некоторые научные исследования касались экспонатов школьного музея. Были работы посвящённые костюму, прялкам, различным археологическим находкам – наконечникам стрел, керамике, изделиям из кости, рыболовным крючкам, топорам, подвескам из камня и зубов животных, украшениям, гребёнчатым штампам и многим другим артефактам. Одним из важных направлений краеведческой работы был сбор и обработка материала по Великой Отечественной войне. Вначале эта работа сводилась лишь к сбору материала о фронтовиках, погибших земляках, тружениках тыла, эвакуированных гражданах, о тружениках тыла. Уже позже созрела идея создать единую Книгу памяти по Конёвскому сельсовету и объединить весь собранный материал по военной тематике наши учениками и учителями. В юбилейный 2015 год к 70-летию Победы Книга Памяти Конёвского сельсовета была издана. Экземпляры этого цветного издания были переданы на хранение в Вашкинский районный краеведческий музей, в районную и в поселковую библиотеки. Один экземпляр хранится в школьном музее Новокемской школы. Теперь у нас имеются данные на каждого ветерана, каждого погибшего земляка и труженика тыла. Нам удалось восстановить имена и фамилии эвакуированных граждан, бывших в эвакуации на территории нашего сельсовета, а также всего Вашкинского района, увековечены имена и фамилии граждан погибших в эвакуации. Удалось восстановить и то, как жил наш сельсовет в годы войны, где и как трудились наши земляки, приближая победу. В основном эта работа проводилась по главному источнику – районной газете «Красная Шола». В настоящее время мы работаем по истории Вашкинского района в годы войны, применяя уже районную газету «Колхозный путь» как основной источник для исследовательской работы. Стало возможным написать историю этой газеты в военный период, рассказать о сотрудниках этой газеты. Для написания исследовательских работ нами широко используются документы военной поры, письма с фронта. Во время проведения этих работ удалось найти много данных о судьбе наших погибших земляков и даже найти их места захоронения, рассказать о судьбе военнопленных, пропавших в фашистских концлагерях.
Ещё одним направлением в краеведческой работе может быть изучение промышленности в крае. Нам с учениками удалось узнать о промышленных предприятиях нашей округи в 19 и 20 веках. Сейчас нами подготовлены работы по истории Вашкинского леспромхоза.
Интерес для ребят вызывают и археологические находки из школьного музея. Но написание исследовательской работы по археологии возможно только при знании самим педагогом специфики науки археологии, знакомство с терминологией и специальной литературой. Учащиеся могут принять активное участие в таких исследованиях, они могут измерить эти предметы, зарисовать и сфотографировать их, дать описание памятника, где были найдены данные находки. Первым и простым шагом к изучению археологии своего края может стать подготовка реферата по интересующей ученика тематике. Учениками были подготовлены рефераты по древнему Белоозеру, по раскопкам в Вологде.
Работа по исследованию может быть как короткой – 2-3 месяца, а также и продолжительной. Исследовательская работа по истории эвакуации в нашем крае продолжается более 10 лет.
В основном в нашем кружке занимаются школьники с 5 по 9 класс. Обычно ребята не покидают кружок до окончания школы. А некоторые ученики продолжают сотрудничество и после окончания нашей школы.
Для плодотворной работы краеведческой работы нужно большое желание педагогов школы по изучению родного края, учащиеся всегда замечают заинтересованность педагога, учащиеся легко откликаются на те проблемы, которые интересуют руководителя. Бывает и так, что ученик выбирает незнакомую тему для меня, приходится узнавать новое, учиться совместно с воспитанником, добиваться решения поставленных задач. Краеведческая работа всегда совместная деятельность учителя с учеником, она открывает пути к сотрудничеству учителя и родителей. Краеведческая работа полезна для любой школы, а в наших сельских условиях, не избалованных культурными центрами, просто необходима. Результаты краеведческой работы всегда востребованы в школе, они необходимы для проведения уроков и различных внеклассных мероприятий. Успешная краеведческая деятельность повышает авторитет учителей и учебного заведения, помогает воспитывать в учениках патриотов своего края и своей Родины.