Статья «Краеведческая работа в школе как основа духовно-нравственного воспитания детей»
Краеведческая работа в школе как основа духовно-нравственного воспитания детей.
Большой вклад в духовно-нравственное воспитание наших детей вносят такие формы работы ,как конференции ,семинары, исследовательские и творческие проекты.
В школе накоплен богатый опыт в плане краеведческой работы, патриотического воспитания детей. Важнейшей задачей для нас стали не отдельные мероприятия, а продуманная система приобщения юных ялтуновцев к культурным ценностям. Краеведение способствует духовному обогащению ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия. Эта работа стала неотъемлемой частью педагогической деятельности школы.
В рамках туристско-краеведческой работы проводятся походы и экскурсии. Каждый поход, экскурсия - это огромное количество встреч с удивительными людьми, изучение традиций, народных промыслов, прикосновение к прошлому и настоящему родного края.
Для большей эффективности в данном направлении около 20 лет назад началась работа по сбору материала и созданию комнаты русской старины "Русская изба".Её создание - это совместный труд детей, родителей, педагогов, жителей села.
Ежегодно ,и этот год не стал исключением, дается старт краеведческой эстафете. Каждый класс работает по одной из краеведческих тем, а итоги работы традиционно подводятся на общешкольной краеведческой конференции.
Учащиеся нашей школы - активные участники и победители районных краеведческих конференций, исследовательских и творческих работ.
Главное назначение краеведческой деятельности мы видим в том, чтобы школьники могли применить полученные знания на практике: умели соотносить общие и местные материалы, вести поиск информации, работать над проектами, проводить экскурсии.
Стержнем нашей воспитательной системы стали коллективно-творческие дела. В них участвуют ученики, учителя, по возможности - родители. Такие мероприятия обеспечивают каждому воспитаннику точку приложения своих знаний, умений, способностей и навыков творчества. Совместная деятельность позволяет быть вместе детям и взрослым, дает возможность общаться друг с другом, увидеть в ребенке новые качества, достоинства, способности.
Воспитательная система нашей школы сильна своими традициями, которые соблюдаются, передаются от одного поколения учащихся к другому
Система гражданско-патриотической работы в школе включает в себя комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся.Патриотическое воспитание является плановым, постоянным, одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности и включает в себя:
Направления |
Содержание программы |
Основные мероприятия |
Духовно-нравственное |
Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности. |
-Проект "Доброе сердце" -Участие в традиционных православных праздниках (Рождественская ёлка). - Поездки в Старо-Чернеевский и Вышенский монастыри. |
Историко-краеведческое |
Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России. |
-Краеведческая работа. -Сбор экспонатов для комнаты старины. -Шефская работа. Помощь ветеранам. -Встречи с ветеранами войны и труда. -Акции "Забота", "Поздравь ветерана!" |
Литературно-музыкальное |
Привитие художественного вкуса ,потребности в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры. |
-"Поэты нашего края"(изучение биографии и творчества местных поэтов). -Конкурс стихов, посвященных Дню Победы. -Традиционные праздники (День учителя, День Матери, День защитника Отечества, День 8 марта). -Литературно-музыкальная композиция"Вашей славы наследники мы"("Ялтуновцы - участники Великой Отечественной войны"). -Встреча с участниками Ялтуновского народного хора."Песни, опаленные войной". |
Экскурсионно-туристическое |
Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры. |
-Поездка в Рязанский кремль. -Поездка в Сасовский историко-краеведческий музей. -Экскурсия в Шацкий краеведческий центр. -Поездка в Желанновский музей. -Турпоход на лыжах в зимний лес. -Велосипедный поход. |
Спортивно-патриотическое |
Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. |
Цикл лекций по профилактике табакокурения, употребления алкоголя. -Цикл классных часов по ЗОЖ. -Районный турслет. -Военно-спортивная игра. -Дни здоровья в школе. -Спортивные соревнования. |
Гражданское |
Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. |
Система классных часов по правовому воспитанию. -Цикл классных часов к государственным праздникам РФ -(Дню народного единства и Дню Конституции). -Неделя защитника Отечества. -Участие в Вахте памяти |
Прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания, проводить трогающие душу встречи, праздники, уроки. Но делать это надо во имя будущего. Жизнь продолжается, и по-прежнему необходимы людям доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.
Память о прошлом, желание и стремление к преобразованию, т.е. формирование активной жизненной позиции и высокой нравственности - эти понятия должны жить, не устаревая, передаваясь от поколения к поколению.