Статья «Пути повышения краеведческой работы в школе»
В педагогическую литературу и школьную практику понятие «краеведческий подход» вошло как один из педагогических принципов обучения, который означает уточнение, конкретизацию, раскрытие и подтверждение научных понятий фактами и явлениями окружающей действительности.
Если основным предметом школьного краеведения является всестороннее изучение родного края, сбор и обобщение краеведческого материала, то «краеведческий принцип» предусматривает систематическое установление связей между изучением любого курса географии с теми знаниями, которые получают учащиеся в результате непосредственного исследования края. Обязательное использование в преподавании приобретенных краеведческих знаний – главное назначение учебного краеведения. На основе живого наблюдения объектов и явлений осуществляется восприятие, раскрываются закономерности, проводятся обобщение, делаются выводы и в итоге формируются знания, которые необходимы для использования в практической деятельности.
С целью создания у учащихся более четких представлений об объектах и явлениях, изучаемых применяются различные средства наглядного обучения, при помощи которых конкретизируются и иллюстрируются объекты и явления, которые изучаются. Это карты, схемы, диаграммы, коллекции, картины, гербарии и т.д. Кроме перечисленных, в практике обучения к средствам наглядности относятся непосредственные наблюдения окружающей деятельности, осуществляемые в процессе краеведческой работы.
Наблюдения позволяют не только не только познакомить студентов с различными явлениями и процессами, которые происходят в природе, с хозяйственной деятельностью людей , но и показать взаимосвязь физико - и экономико - географических явлений, подвести к пониманию природы как единого целого, которое непосредственно развивается, и в котором все связано и взаимообусловлено. На примерах хозяйственной и культурной жизни своего села, района, города, или области.
В осуществлении краеведческого подхода в обучении географии принципиальное значение имеет учет возрастных и психологических особенностей учащихся. Например, младшие школьники отличаются большей благоприятности. Для них характерно стремление все конкретизировать, искать ощутимую сопротивления. Особенно привлекает их новое, яркое, неизвестно. В мышлении детей среднего возраста по сравнению с учениками младших классов значительно усиливается роль абстрагирования. Для них характерно установить связи и взаимозависимости.
В умственном развитии старших школьников происходят следующие ясные изменения, которые обусловлены усложнением учебной деятельности, обогащением жизненного и познавательного опыта и ростом значения второй системы.
Краеведческий подход к изучению географических фактов и явлений позволяет учителю при раскрытии содержания учебного материала идти от общего и конкретного и от конкретного, путем анализа, снова возвращаться к общему, все обогащенного конкретным краеведческим материалом.
Использование краеведческого материала - средство связи обучения географии с жизнью, трудовой деятельностью населения родного края, средство активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и повышения его воспитательного значения.
Тематические планы по осуществлению краеведческого подхода в преподавании географии состоят с учетом особенностей природно- экономической условий своего края.
Использование краеведческого принципа на уроках географии дает определенный педагогический результат только при условии, если:
1) Использование краеведческого материала подчинено учебно-воспитательной цели;
2) Не вызывает перегрузку учащихся на уроках и во внеурочное время;
3) Применяется с учетом возраста, уровня развития и подготовки учащихся.
Особенно важно соблюдение тех требований, предъявляемых к содержанию краеведческого материала, используемого на уроке:
1) Выбор такого краеведческого материала, который способствует формированию у учащихся научного мировоззрения.
2) Краеведческий материал, который используется в преподавании школьной географии, должен быть типичным для конкретной территории.
3) Сведения, раскрывающие естественно – экономические условия родного края, должны соответствовать программным требованиям курсов школьной географии.