ПРОЕКТ «ДЕТСКИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ»
(из опыта работы)
Воропаева Лилия Алексеевна,
педагог дополнительного образования
муниципального казённого учреждения
дополнительного образования
районного дома детского творчества
село Мильково Камчатского края
Коряка Людмила Васильевна,
заведующая Детским музеем
муниципального казённого учреждения
дополнительного образования
районного дома детского творчества
село Мильково Камчатского края
Аннотация. В данной статье раскрывается модель взаимодействия дополнительного, общего, высшего образования в рамках реализации внеурочной деятельности на примере районного мероприятия краеведческой направленности «Детские краеведческие Чтения», организаторами которого является районный дом детского творчества села Мильково.
Ключевые слова. Краеведение; Дети; Чтения; Камчатка; Проект; Мильково; Творчество; Интеграция.
Организаторами районного мероприятия «Детские краеведческие Чтения» стали Детский музей и два объединения МКУ ДО РДДТ: краеведения «Следопыт» – руководитель: Л. В. Коряка и объединение «Гуманитарная школа», руководитель Л. А. Воропаева.
«Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой и может существовать рост духовной культуры всего общества»1 - эти слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва стали основой нашей работы. Лучше не скажешь! Дети, да и взрослые, к сожалению, очень плохо знают историю того места, где они живут! Да и с духовной культурой у нас дела обстоят также не самым лучшим образом.
Для реализации своих планов мы и придумали такое мероприятие, как «Детские краеведческие чтения», в подготовке и проведении которого участвуют педагоги и учащиеся, воспитанники всех УО (и дошкольники в том числе), работники учреждений культуры нашего села Мильково. Чтения проводятся с 2008 года.
Цель проекта – расширить и углубить знания детей о Камчатском крае, селе Мильково, в котором они живут.
Основные задачи:
познакомить детей с важнейшими событиями Камчатского края и нашего Мильковского района;
воспитывать чувство уважения к делам и трудам наших земляков, гордость за их успехи и достижения;
развивать интеллектуальные и творческие способности через систему самостоятельных исследований и творческих работ в области краеведения;
способствовать объединению учреждений образования населённых пунктов ММР, работающих с детьми в краеведческом направлении;
формировать банк краеведческих материалов.
Реализация проекта идёт ежегодно, с октября по апрель месяц. Каждый год с помощью детей подробно раскрывается детям какое-то одно, принципиально важное для истории Камчатки и нашего села Милькова историческое событие.
Кроме того, в рамках Чтений проводится ежегодный конкурс детских творческих работ, лучшие из которых представляются на Конференции.
К настоящему времени проведено 10 краеведческих Чтений.
Их темы:
№/п |
Тема Чтений |
Год проведения
|
1 |
Мильково – село с милым названием |
2008 |
2 |
Как появилась Камчатка |
2009 |
3 |
Коренные жители Камчатки |
2011 |
4 |
Присоединение Камчатки к России |
2013 |
5 |
Камчадалы, кто они? |
2014 |
6 |
Мильково и Великая Отечественная война |
2015 |
7 |
По следам камчатских экспедиций Витуса Беринга |
2016 |
8 |
«Революционные» улицы села Мильково рассказывают… |
2017 |
9 |
«На околице Руси…», посвящённые юбилейным датам: 275-летию нашего села, 85-летию Мильковского района и 325-летию Верхне-Камчатского острога.: |
2018 |
10 |
«Подвиг, переживший века», посвящённые 165-летию Петропавловской обороны 1854 года |
2019 |
Проект реализуется в несколько этапов. Очень важным является подготовительный этап. На этом этапе выбирается тема Чтений, составляется Положение, подбирается материал, составляется план работы. Большую практическую помощь в этом оказывают краевые учреждения культуры: краевая библиотека имени С. П. Крашенинникова и Камчатский краевой объединённый музей. При возможности организуется выезд группы детей в Петропавловск-Камчатский на экскурсии по историческим местам, в музеи по теме Чтений.
Первый этап – проведение тематических занятий в школах и тематических экскурсий в Детском музее, объявление подготовки к конкурсу творческих работ, создание творческих групп по интересам. На этом этапе большую помощь оказывают завучи и учителя мильковских школ. С их помощью составляется расписание тематических занятий, проводятся тематические занятия. Зная детей, учителя выбирают тех, кто может творчески поработать в рамках темы..
Второй этап – изготовление творческих работ по следующим номинациям:
учебно-исследовательские работы,
литературные работы;
рисунки;
фото;
интеллектуальные игры;
работы в интернет-сервисах;
свободная тема.
Творческие работы ребят принимают участие не только в нашем мероприятии, но и различных конкурсах краеведческой тематики. Среди творческих работ есть видеоролики, викторины, интернет-страницы, коллажи, кроссворды, мифы, работы в интернет-сервисах, рассказы, рисунки, сказки, слайд-шоу, сочинения, стихи, тесты, учебно-исследовательские работы, фото.
Третий этап – работа экспертной группы, в которую входят представители районной библиотеки, научные сотрудники из отдела краевого объединенного музея в нашем селе, педагоги дополнительного образования, местные краеведы. Они оценивают и отбирают творческие работы на Конференцию.
Четвёртый этап – проведение конференции по представлению лучших творческих работ. В её работе принимают участие не только авторы работ, но и все желающие: ученики, учителя, родители, общественность. На конференции дети оттачивают своё умение публично выступать, представляя свои проекты. Педагоги, работники культуры выступают во время «Свободного микрофона», анализируя Чтения, выступления ребят и сами, нередко, выступая. Их выступления нередко являются прекрасным дополнением к материалам Чтений.
Пятый этап – проведение итогового мероприятия, на котором анализируется работа, вручаются Дипломы победителям, Сертификаты – участникам и Благодарственные письма - руководителям.
Мы всегда стараемся разнообразить наши итоговые мероприятия. Чтобы закрепить полученную информацию по теме Чтений, вставляются выступления ребят со своими творческими работами, читаются стихи, рассказы, делаются музыкальные вставки, проводятся интеллектуальные и физические разминки, игры. Это вносит в проведение мероприятия свою изюминку.
Шестой этап - составление сборников материалов Чтений и сборников детских творческих работ, которые хранятся в нашем Детском музее.
Завершением работы являются выездные мероприятия с материалами Чтений в сёла нашего района: Атласово, Шаромы, Долиновка и участие в студенческой ежегодной научно-практической конференции в Камчатском государственном университете имени Витуса Беринга. Дети знакомят с этими материалами студентов.
Нашим проектом ежегодно охвачено более 600 детей, из них более 35 взрослых; проводится более 20 тематических занятий в классах (Л. А. Воропаева) и более 20 музейных занятий и тематических экскурсий в нашем Детском музее - (Л. В. Коряка), не считая выездных мероприятий.
Мы считаем свой проект уникальным, потому что такой формы краеведческой работы больше нигде нет! У ребят есть возможность не только получить, но и закрепить знания о нашем крае в той форме творческой работы, которая им нравится и для них посильна.
На основе анализа мероприятия ежегодно проходит корректировка его проведения. Меняется форма подачи материала, ведётся поиск возможностей привлечения внимания к теме всех жителей Камчатки, используя для этого СМИ и интернет. В этом году на сайте onlinetestpad (https://onlinetestpad.com/ru) размещён тест «Петропавловская оборона XIX века» (https://onlinetestpad.com/ru/testview/139818-oborona-petropavlovska-v-xix-veke), на вопросы которого ответили 102 человека. Среди ответивших на вопросы теста - не только мильковчане. Фестиваль творческих работ заменён конкурсом. Вместо одной общей конференции в следующем году планируется проведение двух конференций по представлению и защите творческих работ: одна для учащихся 5-8 классов, другая - для учащихся 9 -11 классов.
В этом году впервые в работе Чтений приняли участие учащиеся посёлка Усть-Камчатск (руководитель Инна Евгеньевна Толмашова). Надеемся на дальнейшее сотрудничество и расширение географии участников. На 2020 год запланированы Чтения по теме «Путешественники в долине реки Камчатка в конце XIX - начале XX века». Приглашаем к всех к сотрудничеству!
Список литературы
Д. С. Лихачёв. Любить родной край – альманах «Отечество». Вып 1. М.. 1990, стр.7.
Приложение
ФОТО
Тема: «Мильково - село с милым названием», 2008 год
Тема: «Как появилась Камчатка», 2009 год
Тема "Коренные жители Камчатки", 2011 год
Тема "Присоединение Камчатки к России", 2013 год
Тема: «Камчадалы, кто они?», 2014 год
Тема: «Мильково и Великая Отечественная война», 2015 год
Тема «По следам экспедиций Витуса Беринга», 2016 год
Тема «Революционные» улицы села Мильково рассказывают...», 2017 год
Тема «На околице Руси», 2018 год
Тема «Подвиг, переживший века», 2019 год
ИСТОЧНИКИ
1 Д. С. Лихачёв Любить родной край – альманах «Отечество». Вып 1. М.. 1990, стр.7.
Ватолина Светлана Анатольевна
Воропаева Лилия Алексеевна