Статья на тему «Эффективность использования краеведческих текстов на уроках в начальной школе»

1
0
Материал опубликован 12 May 2020

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Голубинская средняя общеобразовательная школа»

с.Голубино Новооскольского района Белгородской области

 

Эффективность использования краеведческих текстов

на уроках в начальной школе

 

Ковалева Людмила Алексеевна

учитель начальных классов

 

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости – это доказывать»

Д.С.Лихачев

 

Этими словами академика Д.С Лихачева я хочу подчеркнуть важность выбранной мною темы.

Цель моей работы формирование знаний, умений и ценностных ориентаций, соответствующих культуросообразному поведению в нашей области, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края.

Работая учителем начальных классов в сельской школе, прихожу к выводу, что сельский ребенок мало знает о своем родном крае в широком смысле этого слова. Многие даже с трудом называют свой домашний адрес. Родители недостаточно уделяют внимание всестороннему развитию детей. Они редко бывают в музеях, а многие даже ни разу не были в краеведческом музее нашего Новооскольского района (а музей, надо отметить, обладает богатейшим фондом краеведческого материала и ценнейшими экспонатами), областной центр посещают, чаще всего, чтобы сделать покупки, побывать в развлекательном центре или заглянуть в пиццерию. Из опроса родителей, на одном из родительских собраний, выясняю, что и сами они немного знают о нашей области и её истории.

Вопрос как расширить знания детей о своей области, районе, своем селе встал передо мной достаточно остро. Где, если не в школе можно воспитать любовь к родной культуре, родной природе, привить любовь к истории родного края? Как это сделать в современных условиях школьного образования? В этом актуальность выбранной мною темы.

В федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения большое внимание отводится воспитанию гражданственности и патриотизма подрастающего поколения. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника ("портрет выпускника начальной школы"), где говорится, что выпускник должен любить свой народ, свой край и свою Родину. А чтобы воспитать такие качества необходимо вести планомерную и систематическую работу в этом направлении и тогда у учащихся сформируется интерес к познанию окружающего мира, истории родного края, особенностей природы. Такая работа будет способствовать оптимизации и гуманизации обучения.

Убеждена, что начинать краеведческую работу надо с первого класса. Тематика окружающего мира, родного языка, литературного чтения на родном языке, технологии позволяют широко использовать краеведческий материал на всех уроках.

С первых дней ребенка в школе учим свой домашний адрес, работаем над развитием умения называть свой район, областной центр и не только на уроке. Изучать историю своего края начинаем со знакомства окружающей нас среды. На экологическом панно вывешиваю названия животных – обитателей нашего края, деревьев, которые можно встретить в нашем лесу, названием реки и её обитателей. В период обучения грамоте и послебукварный период с этими словами – названиями ведется различные формы работы: буквенные и словарные диктанты, составление предложений и небольших текстов. Большое значение имеют проекты по окружающему миру («Моя малая родина» 1 класс, «Родное село» 2 класс, «Богатства, отданные людям» 3 класс, «Экологическая обстановка в нашем крае», «Красная книга нашего края», «Охрана природы в нашем крае» 4 класс). Благодаря работе над проектами, дети учатся работать с краеведческой литературой, интернет источниками. Такая работа формирует навык поисковой и исследовательской работы.

Формы работы с использованием краеведческого материала многообразны. Остановлюсь подробно на одной из них – использование краеведческих текстов на уроках русского языка в 4 классе.

Не секрет, что интерес к чтению в настоящее время, стал значительно ниже, чем был еще лет десять назад. Это не удивительно, так как современные средства мобильной связи вытесняют интерес к бумажным носителям информации и как результат – низкая техника чтения, недостаточная осмысленность прочитанного, что отражается на качестве получаемых знаний. Для повышения техники смыслового чтения провожу в начале каждого урока пятиминутное чтение текстов. Тексты подбираю из литературы по краеведению, пользуюсь интернет- источниками. Настоящей маленькой энциклопедией считаю дневник учащегося Белгородской области. Пользуемся им как справочником. Материал о Белгородской области очень богат. Я его классифицировала на блоки: «Историческое прошлое нашей области, района, села», «Природа Белгородской области», включая информацию о заповеднике «Белогорье», «Географические особенности нашей области», «Важнейшие исторические даты», «Путешествие по знаменательным местам», «Полезные ископаемы нашего края».

В работе с текстами придерживаемся определенной последовательности:

1 – этап – знакомство с текстом (чтение про себя);

2 - этап – чтение вслух по цепочке:

3 – этап – работа над пониманием прочитанного по вопросам учителя;

4 – этап – составление вопросов по содержанию прочитанного учащимися.

5 - этап – использование текста на уроках математики и русского языка;

6 – этап – тестовая работа, цель которой- проверить степень усвоения содержания прочитанного.

С текстом работаем одну – две недели. Объем текста рассчитан на пять минут.

Тексты можно повторять, чтобы освежить в памяти полученную информацию.

На экологическое панно помещаю опорные слова. С ними можно проводить разнообразные формы словарной работы.

Привожу пример одного из текстов.

Белгородская область находится в центре Европейской территории России. Территория области занимает южные и юго-восточные склоны Среднерусской возвышенности. Поверхность территории представляет собой несколько приподнятую равнину. Северная часть области находится в лесостепной зоне, юго-восточная часть – в степной. Большая часть Белгородской области лежит в лесостепной зоне.

Климат Белгородской области умеренно-континентальный, отличается довольно мягкой зимой со снегопадами и оттепелями и продолжительным летом.

Главным природным богатством нашей области является плодородная земля. Значительная часть угодий (более 70 %) – это черноземы.

Растительный мир области разнообразен. В лесах растут такие деревья как: дуб, сосна, ясень, осина, клен, ольха, береза, вяз, липа, ива, акация белая. 

Основой животного мира Белгородской области являются те виды, которые легко приспосабливаются ко внешним природным условиям жизни: мыши, слепыши, полевки, зайцы-русаки, лисы, волки, хорьки, ласки. Волки, лисы обитают как в лесистых, так и в степных зонах. Люди смогли вывести большое количество животных в естественной среде обитания. Такими животными являются: лось, кабан, косуля, бобр. Также человек дал новую жизнь пятнистым оленям и суркам байбакам. Белгородская область славится многочисленными видами птиц: вороны, певчие птицы, утки-кряквы, ястребы-перепелятники и другие. Среди пресмыкающихся наиболее часто встречаются прыткие ящерицы, ужи. Земноводные Белгородской области - это лягушки обычных видов, жабы или травяные лягушки. Водоемы Белгородской области полны лещей, плотвы, карпов, карасей и других распространенных рыб. Очень редкими видами стали: елец, сом, минога.

Для сохранения природы был создан заповедник Белогорье.

Заповедник Белогорье – это государственная природоохранная зона, которая находится в России, в Белгородской области. Здесь проводится научно-исследовательская деятельность и работа по сохранению животных и растений.

В заповедник Белогорье включено шесть отдельных участков, которые расположены в различных частях Белгородской области. Участки носят следующие названия: «Лес на Ворскле» и «Острасьевы яры»находятся в Борисовском районе. «Лысые горы» и «Ямская степь»Губкинский район. «Стенки - Изгорья» Новооскольский район. Парк природы «Ровеньский»находится в Ровеньском районе.

После этапов знакомства с текстом начинаем работу с ним на уроке русского языка (тема «Склонение имен существительных»). Сначала проводим словарную работу – выбираем из текста словарные слова (территория, осина, берёза, ворона, лягушка, работа), определяем склонение имен существительных, ставим в форму дательного падежа, определяем правописание безударных падежных окончаний по алгоритму. На этапе работы над предложением можно предложить найти предложение с однородными членами, дать его характеристику, определить части речи. Как этап подготовки к ВПР можно предложить составить план текста, объяснить значение некоторых слов, подобрать синонимы к данным словам.

Фрагменты текста можно использовать во внеклассной работе при подготовке классных часов, экскурсий в краеведческий музей, краеведческих викторин.

Использование краеведческих текстов помогает формировать экологическое мышление. Например, на уроке окружающего мира при изучении темы «Водные ресурсы нашего края» в рабочей тетради есть задание написать письмо сверстникам о необходимости бережного отношения к реке. Дети предложили написать письмо от лица рыбки вырезуб, которая обитала в реке Оскол. Такие приемы помогают формированию нравственного запрета наносить ущерб природе.

Работа с краеведческими текстами может носить как системный, так и эпизодический характер, но все виды деятельности  с ними объединяет одно - направленность на развитие духовно-нравственной сферы ребенка, способствует формированию мотивационных основ изучения истории своей местности, познавательно – коммуникативной деятельности, воспитывает любовь к своей малой родине.

Результатами моей работы является участие моих выпускников начальной школы в краеведческой викторине, ежегодно проводимой на туристическом слете. Юные краеведы на протяжении пяти лет занимали призовые места. Проводимые тестовые работы по итогам работы с текстом, показывают от 80 до 95 % правильных ответов. Учащиеся активно участвуют в экологических акциях. В классе активно реализуется программа «Дневник путешественника» ученика Белгородской области.

Для меня, как учителя, главное - увлечь учащихся, выработать у них потребность знать свой край, свою малую родину, гордиться ею. И если дети будут интересоваться краеведением и стремиться самостоятельно добывать знания в этом направлении, значит моя работа была не напрасной, и поставленная мною цель была достигнута.

 

Литература

 

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: официальный текст. М – Просвещение, 2017. 48с

2. Арбузова М.В. Природный мир Белогорья/ М.В. Арбузова, А.Ю. Соколов, М.Н. Цуриков и др.; Под общей редакцией В.В. Горошникова, Ю.В. Маслова, А.А.Масловой. – Рыбинск: Медиарост, 2016. 204 с.: ил.

3. Коннов Ю.В История Белгородчины/Ю.В.Коннов, А.И. Папков, В.А. Сарапулкин и др.; Под общей редакцией В.В. Горошникова. – Рыбинск: Медиарост, 2015. – 116 с.: ил.

4. Овчинников В.В. Словет Белогородье: тайны Жестовых гор/В.В.Овчинников. – Белгород: Белгор.обл тип., 2012. – 200 с.

5. Родачинский А.Ф. Ожившие страницы Приосколья/ А.Ф. Родачинский.- Белгород. – 2004. – 222 с.: ил.

6. Экологическая азбука юного белгородца/Ред. Колл.: Л.Белоковаленко, Н. Пашина, Е. Талалаева; автор стих. В.Колесник. – Белгород: КОНСТАНТА, 2019. – 36 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.