12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Алена Яковлева72
Россия, Челябинская обл., Миасс
2

Отчет на тему «Организация образовательного процесса с использованием здоровьесберегающих технологий»

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЯКОВЛЕВА А.Л.

г. Миасс, МБДОУ № 9

Наше дошкольное учреждение реализует программу «Радуга», цель программы - это сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни, своевременное и полноценное психическое развитие и воспитание, предоставление каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства. Одна из главных задач: создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников.

К определению понятия «здоровье» ключевым становится принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов. В соответствии с ним Всемирная организация здравоохранения трактует понятие «здоровье» как такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но полное физическое, психическое, духовное и социальное благополучие.

Комплексная система оздоровительной работы в дошкольном учреждении должна в принципе соответствовать «пирамиде здоровья общества». Фундамент этой пирамиды составляет психическое здоровье общества, которое, в свою очередь, является фундаментом его физического здоровья. Психическое и физическое здоровье вместе образуют фундамент социального здоровья, вершиной которого является нравственное здоровье.

Наши воспитанники, дети дошкольного возраста, еще только, если можно так выразиться, «учатся» нравственности. И она не может в полной мере служить основой их здоровья. Поэтому Вера Алямовская предлагает несколько иную «пирамиду здоровья воспитанников дошкольного учреждения» выстраивает её таким образом. Поскольку в дошкольное учреждение изначально принимаются в психическом плане здоровые дети, то фундамент пирамиды это обеспечение психологического благополучия ребенка. Затем идут надстройки: обеспечение физического здоровья, обеспечение ментального здоровья, обеспечение духовного здоровья и, наконец, обеспечение нравственного здоровья как вершина этой пирамиды.

Каждое направление оздоровительной системы «пирамиды здоровья дошкольника» обеспечивается через реализуемую программу и условия пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Обеспечение психологического благополучия реализуется через среду пребывания, общение взрослых с детьми, организацию режимных моментов, совместную образовательную деятельность, досуг.

В нашем дошкольном учреждении созданы «Уголки уединения» – это зоны для психологической разгрузки.

Уголки «Моё настроение», «Мир моих эмоций» «Мешочки настроения» «Веселые перчатки» - в них воспитатель отслеживает эмоциональное состояние каждого ребенка, а ребенок учится осознавать свое эмоциональное состояние.

Игры «Коробочка примирения» - это один из способов примирения после ссоры. «Раз, два, три – в окошко посмотри!» - это вид эмоциональной гимнастики для детей. «Зеркальный кубик» - он служит для отработки мимической реакции, передачу эмоций через вхождение в образ героя – персонаж. «Коврик эмоций», «Калейдоскоп эмоций» и «Забавные гномики» - знакомят детей с разнообразием человеческих эмоций. «Доска чемпионов», «Наша гордость», «Стул именинника», «Уголок именинника» - направлены на формирование положительной «я - концепции», развитие самосознания и самооценки. Компонент «Здравствуйте, я пришел» - размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.

Игры с водой являются прекрасным закаливающим средством, но еще большее значение они имеют для профилактики психоэмоционального напряжения. Игры с песком и крупой развивают речь и воображение детей, помогают детям справиться со страхами. «Машина времени» - помогает ребенку в осознании себя на разных возрастных этапах. «Сухой дождь» - снимает психологическое и физическое напряжение.

Сюжетная игра – это основной вид деятельности дошкольника, в игре ребенок познает окружающий мир, развиваются его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Обеспечение физического здоровья - это организация питания, закаливания, обучение движениям, создание условий для активизации самостоятельной деятельности детей, лечебно-профилактической работы, а также система приобщения к культурным традициям спорта. Цель этого направления пирамиды здоровья – воспитание и культивирование привычек и потребности в здоровом образе жизни.

В ДОУ созданы уголки «Здоровья», «Растишка», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» - благодаря им ребенок осваивает практические навыки личной гигиены, правильного питания, двигательной активности, внедряет знания о здоровом образе жизни и навыки в игру.

Физкультурно-игровая – в ней созданы условия для беспрепятственного удовлетворения естественной потребности в движении.

Уголок «Какие мы разные», «Я и мой папа», «Я и моя мама» - создан для формирования устойчивых представлений о своей половой принадлежности, для создания целостного позитивного «образа Я» мальчика/девочки, для обогащения представлений ребенка о тех ролях, которые в обществе играют мальчики и девочки, мужчины и женщины, для формирования эмоционального положительного отношения к себе и другим как к представителям определенного пола.

Обеспечение ментального здоровья детей реализуется через развитие предприимчивости (способность искать нестандартные методы решений, выдумывать свои способы и средства деятельности, понимать, что такое мастерская работа, и стремиться «стать мастером»). Развитие логического и бескорыстного мышления; способностей к коллективной мыслительной деятельности и индивидуальной рефлексии.

Созданы творческие уголки «Я молодец, я научился», «Я умею, я люблю, хочу научиться», «Наши руки не для скуки», выставки индивидуальные и коллективные, тематические – это демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества.

Уголки экспериментирования – в них ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Портфолио ребенка – формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни. Детское коллекционирование «Сокровищницы» - в процессе ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Проекты «Исследователи почвы», «Династия музыкантов» и т.д. - способ самостоятельного поиска ответа на возникшую проблему, средство интеллектуально-творческого развития детей. «Желанница», «Кукла желаний» - ребенок может доверить самое сокровенное, пришив пуговицу или завязав узелок на кукле, он загадывает свое желание.

Духовное здоровье воспитанников формируется в ходе приобщения детей к сокровищницам культуры и искусства. Прежде всего, дети знакомятся с народными ремеслами, культурой и традициями своего края, специфику ремесел других регионов.

В группах созданы уголки народного быта – знакомят дошкольников с различными формами культуры, поддерживают у детей интерес к познанию жизни своих предков, формируют нравственно-патриотические чувства и развитие художественно-творческой активности детей. Выставка «Чугунное кружево» - знакомит детей со своеобразной отраслью русской художественной промышленности, в которой, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя. Обеспечение нравственного здоровья личности направленное на становление у детей начало этического сознания и формирование предпосылок философского мировоззрения. «Мои дела и достижения», «Панорама добрых дел», Деловые хлопоты» «Дежурство» - воспитывают чувства уважения к людям: доброжелательность, желание совершать добрые поступки.

В совместной образовательной деятельности педагоги нашего ДОУ используют здоровьесберегающие технологии, а в самостоятельной деятельности создают условия для их применения. Здоровьесберегающие технологии подразумевают обеспечение оптимальных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок на ребенка в ходе образовательного процесса, психологическую безопасность детей, а также приобретение ими элементарных знаний о строении и функциях своего организма. В совместной деятельности педагога с детьми активизируются разные виды восприятия ребенка – зрительное, слуховое, тактильное, двигательное, пространственное, а также обоняние и вкус. Обогащается сенсорный опыт детей, совершенствуются сенсомоторные координации. В непосредственно образовательной деятельности используются предметы, изготовленные из материалов разной фактуры, формы, цвета, размера. Это также способствует обогащению сенсомоторной сферы детей. Дети постоянно пребывают в движении, исключается статичная форма. Проводятся физкультурные паузы и динамические развивающие игры, которые связаны с сюжетом, тематикой и содержанием деятельности. В течение всей совместной деятельности дети активно перемещаются в трехмерном пространстве по разным ориентирам – слуховым и зрительным, предметным и знаково-символичческим.

Мы стараемся, чтобы микросреда нашего дошкольного учреждения отвечает не только санитарно-гигиеническим требованиям, но также и требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, экологии социальных отношений взрослых с детьми в коллективе сверстников.

 

Список использованной литературы

Алямовская В.Г. инновационные подходы к организации оздоровительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Приложение к журналу «Дошкольное образование», 2011.

Доронова Т.Н. «Радуга»: Программа воспитания и обучения детей, 2006.

Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 208с.

Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он?: Пособие для воспитателей детских садов. – М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002. – 80с.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.