Доклад «Организация образовательного процесса в начальной школе в формате дистанционного обучения»
Организация образовательного процесса в начальной школе в формате дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – новая форма обучения, которая наряду с традиционным обучением становится нормой, требованием времени.
Переход на дистанционное обучение выбил меня, как учителя, учащихся и родителей из обычной школьной жизни. Это было для многих стрессовой ситуацией. Я стояла перед выбором - как организовать уроки через электронные сети, а многие учащиеся – не могли включиться в новый ритм обучения, родители не знали, как помочь своим детям перейти на этот ритм жизни.
Успех любой работы зависит от правильно поставленной цели и правильного подбора ресурсов для её достижения. Цели может достичь только тот, кто её знает. Поэтому для себя я поставила цель: организовать учебную работу дистанционно так, чтобы помочь ученику самостоятельно разобраться с тем, что он не знает и не умеет. А для этого у ученика должны быть учебные материалы и задания, посильные для своей возрастной категории.
Первые трудности, с которыми пришлось столкнуться, это то, что дети ещё только учатся учиться, у многих низкий уровень самостоятельности, самоконтроля, нет готовности к самообразованию.
Переход на дистанционное обучение показал, что наиболее благоприятные условия обучения складываются тогда, когда непосредственными участниками образовательного процесса являются родители. Чтобы сделать родителей союзниками в дистанционном обучении, перед началом удалённой работы, мы обсудили следующие моменты: подробно рассказала, какие инструменты и сервисы будем использовать, какие зоны ответственности лежат на родителях, обсудили организацию рабочего пространства, правильную организацию режима дня, правила работы за компьютером, правила общения и переписки, формат работы и обратную связь.
Большую помощь в организации дистанционного обучения мне оказали сервисы для быстрой коммуникации:
Яндекс. Диск, на который выставляла технологические карты уроков.
Электронная почта, на которую любой родитель имел возможность задать вопрос в письменной форме, получить рекомендацию, уточнить информацию по любому интересующему их вопросу, назначить время консультации в случае, если это необходимо. Так же на свою электронную почту я получала фотографии выполненных домашних заданий, отправляла индивидуальные комментарии и замечания.
В этом мессенджере была создана группа класса. В ней размещалась общая информация: комментарии к домашнему заданию, ссылки на видеоуроки, ссылки на интерактивные задания.
Очный формат обучения имеет возможности, которые нельзя реализовать на удалённом обучении, но современные цифровые ресурсы дают и нам, учителям, и детям очень много возможностей. И этим надо пользоваться, но главное не надо хвататься за все предлагаемые в огромных количествах платформы и сервисы. Попробовать можно, но выбрать следует минимум, иначе мы усложним жизнь и себе, и ученикам. Поэтому лично я выбрала для себя несколько ресурсов, которыми успешно пользуюсь, иногда дополняя их чем-то другим (для разнообразия). Но даже без дополнений этих вполне достаточно, чтобы организовать нормальный рабочий процесс.
Все дети моего класса с первого класса зарегистрированы на учебной платформе Учи.ру. Это стало решающим фактором для выбора платформы для проведения уроков онлайн. Заниматься на Учи.ру можно в школе и дома. На платформе «Учи.ру» разработаны интерактивные упражнения по всем предметам. В работе использовала сервис «Создать задание из карточек». Количество заданий, которые может выполнить ученик за день, регламентированы нормами СанПиН. У учителя есть возможность отследить выполнение заданий учеником. Другой формой проверки знаний являются тесты, проверочные работы, созданные в Google Форме. Автоматическая проверка знаний на платформе - отличное подспорье для учителя. Использование платформы позволило сделать уроки и домашние задания более увлекательными.
Для проведения уроков по предметам литературное чтение и окружающий мир на помощь пришли такие ресурсы, как «Инфоурок», «Учебник вслух».
"Учебник вслух" — это уроки, статьи и произведения по конкретному школьному учебнику и программе.
Видеоуроки с канала «Инфоурок» на мой взгляд, доступны, объясняются понятным языком, поэтому подходят практически для всех детей в классе.
Так же использовала Яндекс.Учебник - современный инструмент, который очень экономит время учителя. Это огромная база заданий и упражнений по русскому языку, математике, а теперь и по окружающему миру для начальной школы. Карточки удобно разбиты по категориям, и можно выбирать готовые наборы карточек, или составлять свои наборы. Также можно эти карточки давать всему классу, или группам учеников, или отдельным ученикам, выстраивая индивидуальные образовательные траектории. Карточки проверяются моментально автоматически, показывая учителю статистику, а детям результат. Есть задания, как для отработки навыков, так и для проверки знаний, причём задания очень качественные.
Сервис LearningApps.org предоставлил мне возможность создавать приложения, собирая все упражнения, объединенные темой в один блок, что очень удобно. Мною широко используются приложения для закрепления материала, домашней работы, дополнительных занятий, контроля. Выполняя упражнение он-лайн, учащийся сразу получает оценку своих знаний. Прикрепленные ученики видят только те задания, которые я для них отобрала, имея возможность потренироваться или выполнить конкретное упражнение. Я связывалась с учащимися через электронную почту или социальные сети, где передавала им ссылку на задания.
Ни один ресурс не идеален для учителя и учеников конкретного класса. Поэтому каждый педагог должен самостоятельно определить для себя эффективность использования тех элементов дистанционного обучения, которые использует в работе.
Как осуществить проверку работ учащихся? Выполненные письменные задания родители фотографировали и высылали мне на электронную почту, на почту Яндекс. Диска, кому как было удобно, устные ответы присылали в видео формате или голосовые сообщения на WhatsApp.
Немаловажным является этап обратной связи с ребёнком, когда учитель, проверив работу, должен проанализировать ошибки и дать оценку работе ученика. Поэтому, проверив работы, комментировала ошибки, отправляя голосовые сообщения каждому ученику по каждому предмету, давала рекомендации.
Как бы ни были хороши возможности различных образовательных ресурсов, но объяснение учителя ничем заменить нельзя. Ученик привык к моим объяснениям, моему тембру голоса, я, учитель, должна присутствовать в уроке и на дистанционном обучении. Объяснение должно быть моё, грамотное, понятное, доходчивое. В первую очередь для родителей, так как на их плечи, забывших все, чему учили их в школе, ложится вся работа по оказанию помощи в обучении ребёнка. Моя задача: максимально облегчить для родителей ситуацию, дать своё грамотное объяснение материала, дать образцы выполнения заданий. Поэтому я делала короткие видеоматериалы с чётким объяснением сложного нового материала, образцами выполнения, образцами записи, которые отправляла в общую группу на WhatsApp.
Моя сложность в обучении заключалась в том, что пришлось быстро осваивать новый формат обучения, планировать свою педагогическую деятельность с учетом системы дистанционного обучения. Нелегко было находить новые способы контроля вовлеченности детей в процесс обучения. Подготовка к урокам, подбор электронных документов (таблиц, иллюстраций, презентаций, схем и т.д.) занимали огромное количество времени, так как дистанционное обучение требует других способов подачи материала и методик для вовлечения детей в учебный процесс.
Однако, несмотря на трудности, процесс обучения продолжался в максимально комфортной обстановке, не выходя из дома, своевременно, с выполнением учебной программы.
Таким образом, современные дистанционные технологии позволяют обучающимся приобретать много навыков, прививают умение самоорганизовываться, работать с информацией, выделять главное, подводить итоги, обучаясь, развиваться.