12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Прорубщикова Алина Владимировна615
Учитель начальных классов с 25-летним стажем. Люблю детей и свою работу!
Россия, Нижегородская обл., г.Семенов
4

Статья «Дистанционное обучение в начальной школе как способ индивидуализации процесса обучения и новая форма взаимодействия с родителями»

Главной целью индивидуализации является стимулирование интереса и желания учащихся к изучению предмета, обеспечение максимальной продуктивной работы каждого из них, недопущение пробелов в их знаниях. Что и требует Стандарт нового поколения (предметные, метапредметные и личностные результаты).  В данной ситуации, когда личность, индивидуальность человека ставятся на первое место, возникает острая необходимость в индивидуализации обучения и воспитания, которая может рассматриваться не только как перспективная педагогическая концепция, но и как эффективное средство ухода от  прошлого.

Меняется   основная  направленность  школьного  образования,  которая заключается  в  реализации  системно-деятельностного  подхода на  основе активного вовлечения обучающихся в учебную деятельность.

Мы видим, что для  организации  деятельности  учащегося  учитель  должен перейти   с позиции  носителя  знаний  на  позицию  организатора  познавательной деятельности. 

Изучив теорию ДО в ОУ, я применила полученные знания для  решения  одной из основных  задач на ступени начального общего образования:

-формирование  основ  умения  учиться и способности  к  организации  своей  деятельности: умение  формировать цели  собственной  деятельности  и следовать им, планировать этапы своей деятельности, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Тема индивидуализированного  обучения школьников является актуальной. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальными возможностями каждого ученика. Индивидуализация понимается, как практическая организация педагогического процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способности к учению.

Одним из способов организации педагогического процесса может быть дополнение урочной системы  новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, создать  условия для индивидуального развития каждого ученика; формировать  у обучающихся осознанный  подход  к выполнению заданий, создать ситуацию успеха.

Такая новая форма – дистанционное обучение.

Индивидуальная траектория своего обучения, выбираемая ребенком;

 Самостоятельная  работа  с ресурсом столько времени, сколько ему требуется для усвоения материала в своем объеме;

Успешное прохождение темы в домашних условиях при помощи родителей.

 Через индивидуальную работу в системе ДО реализуются требования стандарта:

- формируется информационная культура младших школьников;

- формируется учебная самостоятельность, появляются навыки самоорганизации;

- совершенствуются  навыки работы с компьютерными средствами;

- появляются новые формы взаимодействия с родителями;

- материал используют  разные группы обучающихся (в соответствии с их индивидуальными особенностями).

Необходимость в такой организации обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

·        потребность в интерактивном взаимодействии учеников, учителя и родителей;

·        работа с часто болеющими детьми;

·        работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);

·        увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии ИКТ всегда интересовали меня с точки зрения применения их на практике. Пройдя курсы по этой теме,  я начала  работу на базе экспериментальной площадки «Организация дистанционного обучения школьников на основе единой среды доступа к сервисам системы электронного и дистанционного образования» в качестве учителя-экспериментатора. Мною был апробирован  дистанционный курс по математике «Ликвидация пробелов в знаниях» .

МОДЕЛЬ моего курса: СМЕШАННАЯ (интеграция очных и дистанционных технологий обучения)

Базовое обучение ведется в очной форме, отдельные виды деятельности, некоторая часть содержания выносится на дистанционную форму.

Из несколько направлений ДО мною выбраны два – курсы для углубления знаний/ликвидации пробелов и дополнительные материалы, практические работы.

Методы обучения и формы представление материала:

Словесные (работа с книгой, дисскусия, объяснение ) через текст в формате*.doc,

презентация  в  Microsoft PowerPoint  (***.ppt), электронные письма;

Наглядные (метод иллюстрации, упражнения) через  презентация  в  Microsoft

PowerPoint (***.ppt), тестовые задания;

Практические (практические работы) через тесты, контрольные  работы.

 Цель:

-  ликвидация пробелов у учащихся в освоении  математики;

- создание условий для  успешного индивидуального развития ученика через своевременную  помощь на дополнительных занятиях; организацию  работы с родителями (электронная почта, система ДО).

  Задачи курса:                    

 -дублировать темы уроков в системе ДО школы для детей, пропускающих уроки;

 -освободить школьников от страха перед ошибками, создавая ситуацию свободного выбора и успеха (с помощью презентаций, выбора задания, выбора способа контроля).

Формы организации занятий: дистанционное обучение; индивидуальные консультации с использованием электронной почты педагога.

Мною был  составлен план работы и  программа курса  по ликвидации пробелов в курсе математики. Поговорив с родителями, убедила их в создании электронной почты для регистрации на курсе.

На втором этапе – ввела в курс тематическое планирование (36 часов в год),  дублируя темы уроков и прикрепив к каждой теме или презентацию, показываемую на уроке, или тренажер на отработку вычислительных навыков, или контрольную работу по данной теме.

 В соответствии с разработанной  программой каждый обучающийся выполнял задания, базой для которых становился конкретный материал. На сайт школы помещался следующий материал:  презентация по теме, тренировочные задания, контрольные тесты.  Выполненное учеником задание высылалось по электронной почте, работа проверялась преподавателем. По результатам проверки обучающийся по e-mail получал замечания и рекомендации по доработке и исправлению отдельных моментов домашнего задания, а также практические советы по предупреждению характерных ошибок в дальнейшем.

 Следующий этап – обучение родителей детей, так называемый первообуч по работе с используемой техникой.  Родители были обеспечены литературой на бумажном и электронном     носителе, постоянно поддерживался с родителями контакт, оперативно решались вопросы, возникающие как со стороны детей, так и со стороны родителей. 

Естественно, я столкнулась с определенными трудностями:

Плюсы:

Совместная деятельность родителей и детей;

Прохождение темы в домашних условиях;

Исчезает страх при выполнении заданий.

Минусы:

Недостаточная информационная компетентность;

Нет выхода в Интернет;

Отсутствие свободного времени.

В ходе реализации  были решены многие  важные на сегодня задачи:

- обеспечено расширенное изучение отдельных тем  программы по математике;

- в свободном доступе ученикам и родителям предоставлена учебная информация – пособия, презентации, печатные документы;

- происходит освоение основных этапов познавательной деятельности на учебном содержании;

- обучающиеся выполняют задания (знакомятся, собирают и организуют информацию, создают мультимедиа образовательные продукты, участвуют в конкурсах и т. д.), обращаются к учителю за помощью.

Трудности учащихся после 1-го года обучения с помощью ДО:

1)  Дети не умеют работать самостоятельно;

Не читают задания, которые выставлены на сайте, им необходимо объяснять новую тему в классе, работать вместе.

2)  Детям трудно отвыкнуть от тотального учительского контроля.

3)  Детям сложно принять идеологию дистанционного обучения - изучать, выполнять задания в удобное для них время, в индивидуальном темпе, не дожидаясь заданий учителя.

Всего 8 человек из класса, приняв новые формы обучения, активно взаимодействуя с учителем и с помощью родителей, успешно пользовались ресурсами дистанционного курса.

Трудности учителя после 1-го года:

1)  Трудно эффективно организовать самостоятельную работу учащихся, так как каждый продвигается в своем темпе;

2)  Трудно отслеживать результаты работы учащихся.

Осмыслив трудности, я пришла к выводу, что необходимо изменить позицию преподавателя, выдающего порцию знаний и проверяющего их усвоение учениками, на позицию тьютора, сопровождающего детей в их учении.

Учитывая потребности сегодняшнего дня, новых государственных стандартов, мы говорим об индивидуализации, эффективности образования для каждого конкретного ребенка. Используя в своей деятельности ДО, учитель идет в ногу со временем.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 01.03.18 в 15:35 0Ответить Пожаловаться
Алина Владимировна, у работы уникальность 57%. Неплохо, но маловато для конкурсной работы.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.