Особенности организации воспитательного процесса в условиях дистанционного обучения
Особенности организации воспитательного процесса в условиях дистанционного обучения
Аннотация. В статье рассматривается вопрос организации воспитательной работы со школьниками и их родителями в условиях дистанционного обучения. Рассматривается опыт ии взаимодействия учителя, обучающихся и их родителей на расстоянии с помощью специфичных Интеренет-технологий.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, классный руководитель, образовательный процесс.
Основой образовательного процесса является воспитательная работа. Взаимодействие ученика и учителя в этом вопросе является систематизирующим фактором, целью которого является развитие личности ученика.
Однако, в современном мире большое значение в обществе стала занимать дистанционная форма обучения. Зачастую, в условиях дистанционного обучения воспитательная работа как часть педагогического процесса, реализуется в условиях дистанционной форму обучения недостаточно.
Дистанционное обучение - это различные методы, модели и технологии обучения, при которых создаются возможности для организации учебно-воспитательного процесса возможность общения с учителем и другими обучающимися в течение всего периода обучения, выполнения совместных заданий, проведения обсуждений, в том числе промежуточных и итоговых контрольных точек.
Такая форма обучения имеет определенный потенциал, поскольку в процессе формирования онлайн уроков учитель, сообщая знания в определенной направленности, формирует нравственные установки у учащихся. Тем самым реализуется принцип воспитывающего обучения
Электронное обучение позволяет эффективно решать проблемы обновления форм и методов воспитательной деятельности, учитывая современные тенденции развития информационного общества, интересы и потребности учеников.
Работа учителя, классного руководителя многозадачна задачи воспитания должны решаться вне привязки к определенным темам урока.
Безусловно, в рамках организации воспитательной работы на расстоянии, с помощью Интернет-сервисов возникает ряд трудностей.
1. невысокая мотивация со стороны учащихся, связанная с участием в воспитательных мероприятиях на расстоянии;
2. проблемы технического характера;
3. отсутствие у субъектов образовательного процесса (педагогов и самих учащихся) навыков цифровой этики;
4. определённая ограниченность форм и методов воспитательной работы на дистанционном обучении и др.
Тем не менее, как показывает практика, выстроить эффективную работу с учениками возможно. Такая система даже имеет ряд преимуществ, а именно:
- индивидуализация воспитательного процесса с помощью индивидуальных планов для каждого ученика;
- обеспечение личного контакта с учениками;
- привлечение специалистов, интересных людей с профориентационной целью;
- включение родителей в общую деятельность для укрепления продуктивного сотрудничества.
Нельзя и недооценивать и возможность сохранения взаимодействия. при удаленной воспитательной работе. Причем, это взаимодействие в экстремальных условиях становится менее формальным, более тесным, личностным и участливым.
Но самое главное - при использовании форм и методов дистанционной воспитательной работы возникает возможность повысить цифровую грамотность участников образовательного процесса, на практике реализовать их умения и навыки в условиях цифровой среды, показать эталоны поведения в сети, грамотные образцы действий.
Существует несколько способов эффективной реализации дистанционной модели обучения:
конференц-связь при проведении тематических классных часов, мастер-классов, родительских собраний. Это позволяет собрать обратную связь, открыто обсудить злободневные вопросы.
Веб-квесты - в рамках данной технологии «педагог формирует интерактивную поисковую деятельность обучающихся, в ходе которой они мотивируются к самостоятельному добыванию знаний, задает параметры этой деятельности, контролирует ее и определяет временные пределы» [8, С. 25-31].
Преимущества данной групповой формы воспитательной работы очевидны: развиваются коммуникативные, лидерские качества, повышается мотивация к процессу поиска информации.
Как отмечает Хромцова Ю.Н. [7], во время дистанционного формата обучения одним из эффективных способов объединения учащихся, а так же их родителей является создание общего творческого продукта. Это может быть создание видеороликов, электронного образовательного журнала различной тематики и т.д.
Также, в период пандемии многие музеи и выставочные центры начали организовывать онлайн экскурсии, которые позволяют эффективно использовать ресурсы для проведения профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп, не выезжая за пределы региона ознакомится с достопримечательностями всей страны.
В качестве практического примера реализации данных и других направлений рассмотрим опыт организации воспитательных мероприятий в дистанционном формате в МБОУ г. Мурманска «Гимназия №7».
В качестве примера одного из направлений воспитательной работы, которое осуществляется, прежде всего, социальными педагогами, приведём реализованные формы работы в рамках формирования у обучающихся социальной компетентности, опыта социально и личностно значимой деятельности, поддержки их социальных инициатив и учета индивидуальных потребностей:
- реализация с учащимися различных возрастных групп образовательных проектов по развитию личностных качеств обучающихся в том числе в условиях on-line с элементами тренинга, проведение практических занятий с обратной связью;
- участие учащихся в дистанционных конкурсах социальной направленности на различных уровнях (личное участие, класс, школа);
- работа с одаренными детьми, развитие взаимодействия с РДШ (Российским движением школьников) в on-line режиме (площадки, участие в проектах, конкурсах) - рдш.рф;
- работа с обучающимися, находящимися под опекой - режим дистанционных консультаций, поддержка позитивного эмоционального состояния ребенка, законных представителей, помощь в решении возникающих затруднений [5].
При организации воспитательной работы в дистанционном режиме учителю необходимо следующее:
- учитывать уровень цифровой грамотности детей и их родителей с целью ее повышения;
- прибегать к разнообразным формам работы, чтобы поддержать интерес детей к предлагаемым мероприятиям и мотивировать к активному участию в них;
- помнить о здоровье участников образовательного процесса и не перегружать их работой с гаджетами [9].
Обучение сетевому этикету, повышение уровня цифровой грамотности участников образовательного процесса путем использования инновационных технологий войдут в планы воспитательной работы учителя и классного руководителя в системе реализации ФГОС.
Правильное использование информационно-компьютерных и коммуникативных технологий могут стать мощным современным средством повышения эффективности воспитательного процесса.
Таким образом, информационно-компьютерные технологии в дистанционной форме обучения организуют непосредственное взаимодействие преподавателей и студентов, которое стимулирует и мотивирует на творческую, экспериментальную деятельность.
Следовательно, учебно-воспитательный процесс со студентами дистанционной формы обучения, становится более разнообразнее, повышается интерес к учебе, происходит саморазвития, используется индивидуальный подход к каждому ученику.
Литература:
1. Агибова И.М., Сорокопуд Ю.В., Филимонюк Л.А. Инновационные процессы в образовании-Ставрополь, 2014.
2. Глузман А.В., Горбунова Н.В. Искусство педагогики // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2016. № 4 (36). С. 11-18.
3. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера: монография / Ялта, 2017.
4. Воспитательная работа в школе в период дистанционного обучения [Электронный ресурс]: https://supervis.ru/content/37231074-andronnikova-o-o-kriterii-i-pokazateli-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения 21.12.2020) (дата обращения 21.12.2020)
5. Методические рекомендации по организации деятельности специалистов Штаба воспитательной работы в условиях дистанционного образования обучающихся [Электронный ресурс]: https://supervis.ru/content/37231074-andronnikova-o-o-kriterii-i-pokazateli-bezopasnosti-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения 21.12.2020) (дата обращения 21.12.2020)
6. Сорокопуд Ю.В., Марайкова Д.Е., Соловьева С.Н., Дубовицкий И.Н. Организация воспитательной работы в процессе досуговой деятельности детей и молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 3 (82). С. 263-265.
7. Сорокопуд Ю.В., Сиротина С.А. Профессиональная культура педагога как фактор повышения качества образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1 (80). С. 187-189.
8. Щербина А.Н. Веб-квест - как инновационная технология в системе реализации ФГОС // Наука и перспективы. - 2016. - №4 - С. 25-31
9. Хромцова Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, май 2020 г.). — Краснодар: Новация, 2020. — С. 27-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/369/15818/ (дата обращения: 22.12.2020).