Презентация «Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе»
Пояснительная записка к презентации
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
НАШЕМУ СООБЩЕСТВУ ИСПОЛНИЛОСЬ 9 ЛЕТ!
Пояснительная записка к презентации
Предварительный просмотр презентации
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Организация образовательного процесса для детей с ОВЗ в общеобразовательной школе В каждом ребенке - чудо, и мы ожидаем его! Материал подготовила Учитель биологии и химии МБОУ ООШ№19 Арсеньева Елена Николаевна
А По данным Минздрава, в России детей-инвалидов - 540 тыс. 837. Это 4,5 % детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ОВЗ Важность и необходимость позитивной социализации детей с ОВЗ Актуальность темы По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».
Цель современной школы – помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества. А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Законе РФ от 10.07.1992 № 32661 "Об образовании", а также в Федеральных законах: Нормативная правовая база 1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.). 2. Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в РФ от 10 мая 2006 г. "О соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации". 3. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" 4. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. №181"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". 5. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Цель и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ в массовой общеобразовательной школе – это полноценное развитие и самореализация детей, имеющих те или иные нарушения, освоение ими общеобразовательной программы, важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Инклюзивные школы рассматриваются и как самое эффективное средство, гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и учатся доброжелательности и терпимости.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д обязательной базой для осуществления инклюзивного образования является система законодательных актов, предусматривающих как декларацию необходимых прав и свобод, так и механизмы их обеспечения.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Специальные условия - это необходимые для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья реабилитационных услуг: приспособлений, технологий, способы, методов, программ , учебников, пособий и других средств, обеспечивающих реализацию их конституционных прав и свобод Особенному ученику нужны помощники: тьютер, психологи, логопеды, дефектологи
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Второй и третий тип модели не решает проблемы полной социализации , хотя в некоторых случаях – это единственное, что можно предложить ребёнку с серьезными нарушениями. полная инклюзия – дети-инвалиды посещают общеобразовательные учреждения наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальным учебным планам Инклюзивное образование детей-инвалидов может реализовываться через следующие модели: частичная инклюзия – дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам внеурочная инклюзия – дети-инвалиды обучаются только на дому и посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия в общеобразовательном учреждении.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д 2) Недостаточная подготовка специалистов, их нехватка в системе образования, а так же неспособность реализовать инклюзивную программу. Можно выделить три основные проблемы, которые возникают при внедрении инклюзивного образования: 1) Неготовность общества к инклюзии. 3) Недостаточное количество технического оснащения для лиц с ограниченными возможностями
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Чтобы решить эти проблемы, предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, и разработке вариативного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения особых детей (разнообразные учебники, учебные планы, методические материалы), а также наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках: если достаточно гибок и толерантен; уважает индивидуальные различия; умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; согласен работать в одной команде с другими учителями; ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д высокая тревожность Проблемы детей с ОВЗ защитная агрессия проблема доступа в школу проблема обучаемости отторжение коллективом неадекватная и низкая самооценка низкая социализация отторжение коллективом
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Особенности детей С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Дети с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Особенности детей с ОВЗ быстро пресыщаются заданиями, теряют внимание, выражают не удовольствие, истощаются. Необходима система использования нетрадиционных, в основном, психотерапевтических, методов обучения, где главным побуждающим фактором деятельности ребенка является – привлекательность задания, опора на эмоциональные потребности, практические действия, двигательная активность.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами -Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса -Заключение договора между ОУ и родителями (законными представителями) -Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ОУ, в который входят специалисты ОУ -Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе -Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ОУ -Реализация индивидуальной программы или маршрута -Проведение промежуточной диагностики и анализ -Консультирование родителей
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Цели обучения для детей с ОВЗ следующие: • овладение комплексом минимальных предметных знаний и умений, необходимых для повседневной жизни, будущей профессиональной деятельности (которая не требует знаний математики, выходящих за пределы базового курса), продолжения обучения в классах общеобразовательных школ; • развитие логического мышления, пространственного воображения и других качеств мышления; • формирование предметных основных общеучебных умений; • создание условий для социальной адаптации учащихся.
А А А А А А А А А А А Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б Б В В В В В В В В В В В Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Г Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д Д игровые ситуации дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
улучшение успеваемости детей с особыми потребностями готовность к обучению в учреждениях СПО и ВПО проявления у обучающихся толерантного сознания и поведения психологически доброжелательная, комфортная атмосфера в школе Ожидаемые образовательные результаты О
Р А З Н Ы Е В О З М О Ж Н О С Т И Р А В Н Ы Е П Р А В А У
Похожие публикации
Астанина (Трегубова) Татьяна Егоровна