12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана33
Россия, Нижегородская обл., с.Дивеево
1

Организация работы по формированию картографических знаний, умений, навыков у обучающихся 5-х классов

Организация работы по формированию картографических знаний, умений и навыков у учащихся 5-х классов

в рамках темы «Изображения земной поверхности»


Для наглядного рассмотрения особенностей формирования картографической грамотности в курсе школьной географии на примере темы «Изображения земной поверхности» начального курса географии. Это один из самых важных курсов для формирования всех составляющих частей географической культуры. От него зависит, насколько эффективным будет овладение картографических знаний и умений на протяжении всего школьного курса, в соответствии с принципом системности получения знаний.

Формирование основ картографической грамотности начинается еще в начальной школе. Однако уровень сформированности географических компетенций у учащихся 5-х классов значительно варьирует. В связи с этим важным этапом в развитии картографической грамотности является своевременная входная диагностика уровня сформированности географических предметных компетенций и навыков работы с картой. Поскольку учащиеся только приступают к изучению нового для них предмета «География», то и учитель во входной диагностике должен придерживаться не только цели оценить уровень освоения учащимися базовых понятий, пройденных в начальной школе в ходе изучения предмета «Окружающий мир» (стороны горизонта, океан, материк, остров, архипелаг), но и не «спугнуть» интерес только приступивших к изучению географии школьников.

Работу по карте можно проводить на всех этапах урока: во время актуализации ранее изученного (путешествие по карте мира, называя столицы стран, описывая природные условия тех или иных земель, население и его занятия). Интересны для учащихся картографические игры, в ходе которых необходимо сложить правильно карту, разделенную на отдельные фрагменты.

На этапе закрепления изученного показ по карте новых объектов можно проводить несколькими учащимися, причем показ должен сопровождаться устными комментариями.

В работе учителя географии успешно применяются презентации, а также ГИС-технологии при рассмотрении таких тем как «Способы изображения Земли», «План, его основные признаки» (используя ресурсы Google Earth, Google Map).

Важным компонентом обучения работе с картой является обучение учащихся практическим приемам работы с картографическими произведениями: картометрии и составлению географических описаний территории по плану и карте (навыки простого чтения картографических произведений).

Домашнее задание к каждому следующему уроку обязательно должно включать в себя какое-либо картографическое задание.

Учащиеся 5 класса проявляют большой интерес к начальному курсу географии. Однако стихийно накопленные знания учащихся о природе разрознены, не систематизированы и к началу обучения находятся в виде разобщенных фактов и ярких эмоциональных образов. У детей возникает естественная потребность все понять, объяснить. Удовлетворение интереса учащихся является основной задачей учителя географии на данном курсе (но не только на уровне ярких, красочных описаний, а при помощи объяснения элементарных понятий и причинно-следственных связей).

В учебном процессе учитель должен использовать донаучные знания детей при постановке познавательных задач, для пробуждения у них любознательности и потребности применить свои знания в реальной жизни.

Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному». Соответственно на начальном курсе даются наиболее общие, упрощенные представления об изображении земной поверхности, методах и приемах работы с картой.

Изучение одной из разновидностей геоизображений - объемных геоизображений (глобус, теллурий) необходимо для наглядного понимания форм и размеров Земли и формирования умений находить географические координаты объектов и объекты по географическим координатам, определения абсолютных высот и глубин территорий, направления, расстояния. Все эти знания и умения формируются и при работе с географическими картами.

В группу плоских геоизображений относятся карты, аэрофотоснимки и космические снимки. На начальном курсе географии необходимо развивать умение распознавать крупные географические объекты на глобальных космических снимках (простое чтение глобальных космических снимков).

Самая масштабная и важная группа картографических знаний и умений связана с картами. В ее состав входит:

1.Понимание геодезической основы карт, географических координат, градусной сетки и ее элементов. На почве этих знаний формируются умения определять географические координаты и производить простейшие картометрические работы (определение высот и глубин и т.д.).

2. Знания о математической основе карты. Эта важная группа знаний формирует представление о картографической проекции, масштабе карты, является важным фактором развития умения производить простейшие картометрические работы.

3. Ознакомление с элементами картографического метода географических исследований. Способствует формированию умения распознавать географические объекты и явления на планах местности и картах.

4. Знания о видах картографических геоизображений. Включает в себя классификацию карт по пространственному охвату и масштабу, умение отличать географическую карту от плана местности и других картографических изображений.

5. Географическое содержание карты подразделяется на две группы: условные знаки крупномасштабных картографических геоизображений и способы картографического изображения средне- и мелкомасштабных карт. Обе группы знаний способствуют формированию умения распознавать объекты и явления на карте.

6. Группа умений создания простейших картографических геоизображений включает в себя умение оформлять контурные карты и составлять план местности.

Все группы картографических знаний и умений взаимосвязаны и тесно переплетены между собой, формируя систему. В начальном курсе географии формируется основополагающая часть картографической грамотности, все знания и умения в последующих курсах формируются на базе тех, что были заложены в начале.

Приемы учебной работы, которые должны быть применимы при освоении учащимися блока знаний об изображении местности, могут выступать следующие:

1.Оформление плана местности по описанию. Глазомерная съемка и оформление плана местности. Практический метод обучения, применяемый на уроке по теме «Составление простейших планов местности». Учащиеся получают возможность научиться составлять простейший план небольшого участка местности методом маршрутной съемки. Этот прием способствует первичному осмыслению и закреплению изученного, мотивирует учеников к учебной деятельности, повышает интерес к предмету. Практикум необходим для усвоения сложного и важного картографического блока начального курса географии, в целях осмысленного восприятия одного из способов создания изображения земной поверхности; решения возникших проблем в целях предотвращения сложностей при понимании планов местности и карт в будущем.

Описание местности:

По территории данной местности в направлении с севера на юг проходит шоссе. Его пересекает грунтовая дорога, тянущаяся с юго-запада на северо-восток. В 2 км к северу от пересечения шоссе с грунтовой дорогой расположен сельский поселок Сорокино, который тянется вдоль шоссе на 1,5 км. Вдоль западной окраины поселка расположен сад, шириною до 1,5 км.

В 1 км к югу от места пересечения шоссе и грунтовой дороги построен металлический мост через реку Сорочинка, которая течет в юго-западном направлении. На правом берегу реки лежит луг, а вдоль левого тянется смешанный лес. Вдоль шоссе от моста до поселка протянулась полоса кустарника шириной до 500 м по обе стороны дороги.

2. Работа на местности с готовым планом местности. Прием используется для облегчения понимания условного обозначения простейшего плана местности, облегчения ориентировки по нему на местности. Возможно его использование при выполнении практической работы или на экскурсии.

t1679592440aa.gift1679592440ab.gif3. Чтение плана: ориентирование, измерение расстояний с помощью масштаба, описание объектов и территорий с помощью условных знаков. Является необходимым приемом на уроке. Реализует на практике развитие умения узнавать действительность и реальный мир через сочетание условных знаков на плане местности. Без умения читать простейшие карты бессмысленно развивать все остальные картографические знания и умения.



Задание 1. Какими буквами на рисунке 7 и какими цифрами на рисунке 6 обозначен один и тот же объект (например, А-2 – железнодорожный мост).

Задание 2. Откуда берет начало ручей Гремучий?

Задание 3.В каком направлении от ж/дорожной станции находится школа в селе Покровка?

Задание 4. Группа ребят проплыла на лодке от ж/дорожного моста по реке Быстрая. Что они видели на правом и левом берегах?

Задание 5. На каком расстоянии от ж/дорожной станции находится школа в селе Покровка?

4. Ориентирование с помощью градусной сетки. Градусная сеть как геодезическая основа картографических изображений необходима для определения географических координат объектов и нахождения объектов по географическим координатам, а также определения направления и расстояний по карте.

Расположите перечисленные ниже города в направлении с запада на восток (запишите порядок цифр через запятую)

1.Москва 2. Санкт-Петербург 3. Пекин 4. Кейптаун 5. Вашингтон 6. Бразилиа 7.Дели 8. Канберра 9. Париж 10. Сан-Франциско

Какие из указанных направлений не существуют?

а) Ю; б) ЗВ; в) СЗ; г) ЮС.

Один из героев романа Ж.Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер потухшего вулкана в точке с координатами 64°с.ш. 21°з.д. Назовите остров, на который поместила вулкан фантазия Ж.Верна.

Самый высокий водопад мира низвергается с высоты 1054 м. Назовите его, если его координаты 6°с.ш.61°з.д.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.