Урок по географии в 5 классе «Рельеф земной поверхности»
Пояснительная записка к презентации
Шевцова Екатерина Сергеевна учитель географии первой квалификационной категории
ГБПОУ ОКГ «Столица» отделение «Саратовское»
Технологическая карта для учащихся 5 класса.
Тема:
Цель:
Изучить процессы, формирующие рельеф Земли.
Сформировать представление о разнообразии рельефа Земли.
Совершенствовать умение устанавливать связи, сравнивать объекты и явления.
Выполнить измерения высоты холма с помощью простейшего инструмента-нивелир.
Оборудование: наглядное пособие нивелир, карта местности, рулетка, шпагат, колышки (ветки), тетрадь.
Этапы урока |
Содержание урока |
Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов |
Повторение пройденного материала |
1. Назовите самые высокие горы на Земле? 2. Назовите самые протяженные горы на Земле? 3. Назовите самую большую по площади равнину Земли? 4. Что такое рельеф? 5. Назовите основные формы рельефа суши? Мирового Океана? |
Познавательные УУД 1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. |
I. Проблемная ситуация и актуализация знаний. |
Мы находимся у подножия холма. К какой форме рельефа относится холм? Приведите свои гипотезы? Равнина-возвышенность. Определите на глаз от места замера (выбрать предварительно учителем у подножья холма) какую высоту в метрах будет иметь холм, если расстояние от вас до ближайшего объекта(дерево, пень, камень) примерно 100 метров. (или сравнить с ростом человека) Учащиеся поверяют своими шагами расстояние от объекта до места замера. |
Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. 2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. 4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи. |
II. Поиск решения. |
Творческий проект «Нивелир» Настраиваем заранее самодельный нивелир высотой 1 метр, состоящий из двух реек, соединенных под углом 90 градусов, отвеса. Устанавливаем нивелир так, чтобы отвес находился в вертикальном направлении и совпадал с красной меткой на рейке. В таком положении устанавливаем нивелир у подножья холма. Направляем взгляд вдоль верхней рейки нивелира и отмечаем точку склона, находящуюся на уровне линии визирования. В этой точке забиваем колышек и переносим к нему нивелир. Для удобства, точности и быстроты замеров можно использовать по 2 нивелира на разных сторонах склона. Результаты нивелиров на одинаковых участках не совпаду, поэтому следует это оговорить заранее. Будем повторять эти действия до тех пор, пока колышек не окажется на вершине холма. За показаниями каждого нивелира наблюдают два ученика (один визирует, другой вбивает колышки), периодически меняясь через каждые 5-10 метров, чтобы в практической работе поучаствовал весь класс или группа. Умножив число сделанных измерений на высоту нивелира (1м), получим величину относительной высоты холма. Пока четверо учащихся производят замеры, оставшиеся ученики, определяют крутизну холма и изображают ее на схеме. Для этого оставленные колышки на одной высоте соединяют шпагатом или веревкой, производя замеры не в высоту, а по ширине холма. Таким образом создается визуальное представление о горизонталях. |
Коммуникативные УУД 1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. 3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. Регулятивные УУД 1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. 2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. 3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. 4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
III.Самостоятельное применение знаний. |
Определить диаметр холма в метрах и составить схему горизонталей изучаемого холма. Все записи ведутся в дневнике географа-следопыта. |
|
ΙV. Итог урока. |
Домашнее задание: Задание «Школа географа-следопыта»; Вопросы: – Какую работу мы сегодня выполняли? – Чему научились? – Кто или что вам помогало справиться? – Кто доволен сегодня своей работой? – Кто получил отметку в дневнике? За что? |
ТОУУ |
Рельеф земной поверхности.
PPTX / 3.57 Мб