Занятие «Технология формирования трудовых навыков у обучающихся с ОВЗ»

4
0
Материал опубликован 11 January 2019 в группе

«Технология формирования трудовых навыков с применением метода поведенческой цепочки у детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Поднебесных Елена Леонидовна, педагог-психолог ГКОУ «Школа №2124. Центр развития и коррекции», кандидат педагогических наук, член АППК

Обучение детей с тяжелыми и  множественными нарушениями развития  (ТМНР), сложной структурой дефекта  требуют  особых психолого-педагогических подходов,   коррекционной  помощи, объем  которой  существенно  превышает  содержание  и  качество  поддержки, оказываемой  при  каком- то  одном  нарушении:  интеллектуальном  или физическом.  Образовательная интеграция предполагает коррекционные программы и схемы занятий, на которые мог бы опираться педагог-психолог во взаимодействии с другими участниками  учебного процесса (логопедами-дефектологами), для построения эффективной коррекционной работы для каждого ребенка с учетом сложной структуры дефекта и многообразия сочетаний нарушений двигательной, сенсорной, когнитивной и поведенческой сферы.

Опыт работы психологом  в ГКОУ Школа 2124 «Центр развития и коррекции», что с детьми со сложной структурой дефекта, сопровождаемой, ,как правило РАС, почти невозможно выбрать одну методику и по ней двигаться. Индивидуальные программы обучающихся в школе построены по принципу интеграции как коррекционных технологий, так и усилий специалистов:  это и  пошаговая  отработка простых навыков,   использование  системы  «подкреплений» (положительных и отрицательных), с частичным применением   методов  сенсорной интеграции,  различных  визуальных  материалов, методов видеомоделинга и «Социальных историй»,  такие как  список написанных правил для применения в общении, матриц для правильного построения фраз. 

Отдельного внимания требует формирование трудовых навыков обучающихся как залога будущей социализации. Профессиональная команда школы №2124 применяет метод поведенческой цепочки для формирования трудовых функций обучающихся. https://youtu.be/_C2QufDXmqc 

Основные положения технологии:

·        Поведенческий подход, применение методов прикладного анализа поведения;

·        Альтернативная коммуникация,  поддерживающая коммуникация с учетом трех компонентов вербального, невербального и аффективного;

·        Моделирование социальных ситуаций и погружение в реальные социальные ситуации, формирование чувства безопасности в социуме;

·        Интеграция специалистов (психологов, дефектологов, учителей) и родителей. Обучение родителей, взаимодействие с ними.

·        Ориентация на  формирование трудовых навыков, трудовое обучение, профориентацию.

Ожидаемые результаты:

·        Формирование трудовых навыков (по алгоритму, по инструкции);

·        Формирование учебного поведения: направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание), умение выполнять инструкции педагога, умение выполнять действия по образцу и по подражанию);

·        Формирование умения выполнять трудовое действие (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрам);

·        Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

·        Формирование чувства психологической безопасности в социуме, опыта позитивного общения, овладения обучающимся конструктивными защитными механизмами и копинг-стратегиями;

·        Профориентация обучающихся.

 

Апробация данной технологии проходила на примере трудовой функции «валяние шерсти методом мокрого валяния».  Трудовая функция разбивается на элементы. Педагог-психолог совместно с учителем  выявляет ресурсы ребенка по выполнению той или иной трудовой функции, например «вымачивание шерсти», проводится исследование( по времени, по утомляемости, по эмоциональному аффекту от выполняемого действия и.т.д.). Собирается группа обучающихся с развитой ресурсной функцией и выстраивается поведенческая цепочка по принципу конвейера. Под руководством взрослого даже ребята с ТМНР могут выполнять простейшие трудовые функции, а взрослый собирать элементы их деятельности в завершенный продукт.

 

Поведенческая цепочка «Валяние цветка-броши методом мокрого валяния»

 

1.1 Собрать информацию о том, как изготавливать валяную шерсть и комплект материалов 

1.2  Разложить навык «Валяние цветка-броши методом мокрого валяния» на шаги  от 1 до 7

 

Шаг 0: Подготовка.

Дети с помощью взрослого( учитель, психолог, дефектолог, родитель)готовят рабочее место:

1. Накрываем стол клеенкой;

2. Стелем поверх клеенки пупырчатую пленку;

3. Наливаем теплую воду в ведро;

4. Готовим запаренное мыло, сетку, лейку;

5. Надеваем фартуки, непромокаемую обувь.

Шаг 1: Раскладка шерсти.

Для цветка-брошки раскладываем шерсть по кругу, начиная от центра.

Делаем 3 кружка разных диаметров. Раскладка шерсти окончена

Шаг 2.1: Валяние шерсти

Накрываем наши заготовки сеточкой, обильно смачиваем водой, промокаем руками, намыливаем и слегка трем.

Шаг 2.2: Валяние шерсти

Переворачиваем изделие и опять трем. При работе следим, чтобы сетка не привалялась к изделию.

Усиливаем движения, трем более интенсивно.

Взрослый контролирует степень свалянности изделия и подсказывает детям, когда нужно перейти к следующему этапу.

Шаг 3:  «Отбивание» шерсти

Начинаем легонько бросать изделие с высоты вытянутой руки на стол, постепенно усиливаем степень броска.

Периодически педагог проверяет степень сваленности изделия, вместе с детьми расправляет деталь.

Шаг 4:Полоскание шерсти

После этого деталь тщательно выполаскивают

Шаг 5: Вырезание лепестков

 Шерсть делят на 5 частей, вырезают лепестки

Шаг 6: «Доваливание»изделия

Снова намыливают изделие и доваливают его путем бросания о стол с усилием.

Шаг 6:  Полоскание и придание формы

Когда изделие сваляно, его тщательно выполаскивают и сразу в мокром виде придают нужную форму, а затем оставляют сушиться.

Шаг 7:  Оформление броши.

На этом этапе сухую брошь сшивают, пришивают тычинки, бусинки, крепеж.

2. Проверить отдельные шаги

Наблюдение за тем, как выполняют последовательность действий другие люди

3. Составить шаги в упорядоченную последовательность

4. Определить дискриминативные стимулы и соответствующие реакции

Способы оценки навыков: Какие шаги ребенок может выполнить самостоятельно?

  • до первой ошибки
  • оценивается способность обучающегося выполнить каждое действие цепочки в правильной очередности
  • с начала до конца

Оцениваются навыки для всех действий в последовательности с помощью чек-листов.

Метод формирования поведенческой цепочки целиком «Total Task»

Разновидность цепочки в прямой последовательности. Во время каждого занятия ученика обучают всем шагам цепочки. Подсказки (вербальные подсказки минимизированы) предоставляются на любом шаге, где требуется помощь.

Цепочка отрабатывается до тех пор,  пока ученик  не сможет выполнять все действия последовательности в соответствии с заранее заданным критерием.

Визуальная поддержка

  • Визуальное расписание на каждую из операций
  • Визуальные подсказки внутри операции:
  • Видеомоделинг (видео с выполнением всей цепочки инструктором)

Обозначение времени:

  • Таймер или песочные часы для действия внутри цепочки 
  • Таймер для обозначения времени на все операции

Заключение

Данная методика формирования социальных и трудовых навыков будет способствовать улучшению качества жизни детей с ОВЗ.  У детей, у которых отработан  и генерализирован  трудовой навык, сформирована конвейерность действий (как в нашем примере валяние шерсти) больше шансов получить профессию, и в зависимости от особенностей здоровья развивать трудовые навыки.

 

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации