12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Васильева Оксана Сергеевна33
Россия, Московская обл., Пушкино
2

Доклад на тему «Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС»

Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС.

Психолого-педагогические условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы.

Принципы педагогической деятельности:

- комплексный подход к организации процесса обучения;

- целевое планирование самостоятельной работы;

- завершенность управленческого цикла;

- личностно-деятельностный подход.

Образовательная среда включает в себя:

Учебно-методическую базу;

Психологическую готовность обучающихся;

Психологическую и профессиональную готовность учителя.


 

Уровни самостоятельной деятельности: воспроизведение, репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность и творческая деятельность.

Умение работать с информацией – это общеучебные умения и навыки: чтение, понимание смысла текста, письмо, счет. За понимание прочитанного отвечает процесс памяти и продукт мыследеятельности, а также коммуникация и мотивация.

Самоорганизация ученика:

- умение управлять своим временем;

- умение планировать свои действия.

2. Нормативно-правовые аспекты организации самостоятельной работы в образовательном процессе как приема обучения.

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как процесс получения знаний и комплекс приобретаемых обучающимся знаний, компетенций, личностных ценностей. (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».)

ФГОС основного общего образования:

- требования к минимуму знаний и умений;

- практическое применение полученных знаний;

- темы для изучения в конкретном году обучения;

- ориентация на модернизацию образовательных организаций.

Формирование способностей у обучающегося:

- планировать свою учебную деятельность;

- контролировать продвижение и успешность своей учебной деятельности;

- вносить корректировки в план изучения вопроса;

- ставить новые цели.

Создавая в процессе обучения системы задач и упражнений, обучающиеся смогут научиться самостоятельности планирования и реализации своей учебной деятельности (метапредметные), получат готовность к самовоспитанию, к самоопределению, пониманию ценности таких позиций как самостоятельность и инициатива (личностные).

ФГОС включает развитие подходов к обучению, средствам обучения, качественное изменение урока, дифференцированный подход к самостоятельной работе.

Подходы к определению самостоятельной работы на уроке по Р.М. Микельсону:

- опирается на характер взаимоотношений между педагогом и обучающимся;

- позиция учителя – наблюдение;

- обязательный предварительный инструктаж по выполнению задания;

- возможна взаимопомощь между обучающимися;

- возможна консультативная помощь учителя.

Подходы к определению самостоятельной работы на уроке по М.Л. Кашину и Б.П.Есипову: признаком самостоятельной работы является то, что учитель не принимает непосредственного участия в выполнении задания обучающимися, а педагог является организатором самостоятельной деятельности учеников, он управляет этой деятельностью.

Самостоятельная работа, как приём обучения, предполагает участие учителя как руководителя деятельностью, но без непосредственного участия в самом процессе.

Признаки, характеризующие самостоятельную работу:

Цель и формулировка учебной задачи;

Время для выполнения задания;

Формат представления результатов;

Наличие умственных усилий у обучающегося, готовности самостоятельно справляться с возникающими трудностями;

Наличие у обучающегося стремления выполнить задание.

Варианты взаимодействия учителя и обучающихся в ходе обучения

по М.И. Зайкип:

- деятельность под руководством учителя;

- частично самостоятельная деятельность;

- самостоятельная деятельность.

Самостоятельная работа – способ взаимодействия между педагогом и обучающимися во время процесса обучения.

Самостоятельная работа с позиции самостоятельной познавательной деятельности ( по Н.И. Чеканцеву):

- познавательная задача;

- содержательный компонент;

- операционный компонент;

- мотивационный компонент.

 

Этапы организации самостоятельной работы на уроке:

Ознакомительно-ориентационный (воспроизведение);

Исполнительский (репродуктивная деятельность);

Поисковый (продуктивная деятельность);

Творческий (творческая деятельность).

Классификация видов самостоятельных работ

По дидактической цели: обучающие, тренировочные, закрепляющие, на повторение, развивающие, творческие, контрольные.

Обучающая самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – обучение. Применяется:

- для установления связи между ранее изученным и новым материалом;

- для формирования проблемной ситуации;

- для использования ранее сформированных приёмов работы с информацией в процессе изучения нового материала.

Тренировочная самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – отработка «автоматического» применения свойства, правила, теоремы.

- состоит из однотипных заданий;

- предполагает помощь обучающемуся со стороны учителя или одноклассника;

- во время выполнения задания разрешается пользоваться учебником, собственными записями.

Закрепляющая самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – узнать степень усвоения обучающимися учебного материала.

- проводится по итогам одного или нескольких уроков;

- учитель определяет прочность усвоения учебного материала;

- учитель определяет время, необходимое для повторения или закрепления изученного;

- учитель определяет целесообразность перехода к следующему этапу изучения.

Самостоятельная работа «на повторение»

Основная дидактическая цель – повторение обучающимися учебного материала.

- включаются задания, охватывающие материал сразу нескольких тем, которые уже изучены;

- учитель определяет, отработке каких заданий необходимо уделить внимание на уроках.

Развивающая самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – «выход за границы» школьного учебника.

- предлагается для обучающихся при подготовке к турнирам, олимпиадам, математическим боям, к мероприятиям математической недели;

- написание рефератов, докладов, эссе;

- могут использоваться задания исследовательского характера.

Творческая самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – обучение применению знаний в нестандартной ситуации.

- требует высокого уровня самостоятельности у обучающегося;

- использование знаний и умений из разных предметных областей;

- могут включаться задачи, условия которых требуют поиска нескольких вариантов.

Контрольная самостоятельная работа

Основная дидактическая цель – контроль знаний.

Требования к заданиям:

- равноценные по содержанию и объему;

- предполагают отработку конкретных навыков;

- набор заданий должен учитывать тот материал, который запланирован к контролю в данный момент;

- задания должны быть сформулированы понятным для детей языком;

- задания должны быть разного уровня сложности – от более простого к более сложному;

- текст задания должен стимулировать обучающегося к стремлению решить поставленную задачу, показать свои знания.

 

 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.