Доклад на тему «Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов в соответствии с требованиями ФГОС»
Формирование умений и навыков самостоятельной работы у обучающихся 5-9 классов на уроках математики в соответствии с требованиями ФГОС.
Психолого-педагогические условия для формирования умений и навыков самостоятельной работы.
Принципы педагогической деятельности:
- комплексный подход к организации процесса обучения;
- целевое планирование самостоятельной работы;
- завершенность управленческого цикла;
- личностно-деятельностный подход.
Образовательная среда включает в себя:
Учебно-методическую базу;
Психологическую готовность обучающихся;
Психологическую и профессиональную готовность учителя.
Уровни самостоятельной деятельности: воспроизведение, репродуктивная деятельность, продуктивная деятельность и творческая деятельность.
Умение работать с информацией – это общеучебные умения и навыки: чтение, понимание смысла текста, письмо, счет. За понимание прочитанного отвечает процесс памяти и продукт мыследеятельности, а также коммуникация и мотивация.
Самоорганизация ученика:
- умение управлять своим временем;
- умение планировать свои действия.
2. Нормативно-правовые аспекты организации самостоятельной работы в образовательном процессе как приема обучения.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» рассматривает образование как процесс получения знаний и комплекс приобретаемых обучающимся знаний, компетенций, личностных ценностей. (Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».)
ФГОС основного общего образования:
- требования к минимуму знаний и умений;
- практическое применение полученных знаний;
- темы для изучения в конкретном году обучения;
- ориентация на модернизацию образовательных организаций.
Формирование способностей у обучающегося:
- планировать свою учебную деятельность;
- контролировать продвижение и успешность своей учебной деятельности;
- вносить корректировки в план изучения вопроса;
- ставить новые цели.
Создавая в процессе обучения системы задач и упражнений, обучающиеся смогут научиться самостоятельности планирования и реализации своей учебной деятельности (метапредметные), получат готовность к самовоспитанию, к самоопределению, пониманию ценности таких позиций как самостоятельность и инициатива (личностные).
ФГОС включает развитие подходов к обучению, средствам обучения, качественное изменение урока, дифференцированный подход к самостоятельной работе.
Подходы к определению самостоятельной работы на уроке по Р.М. Микельсону:
- опирается на характер взаимоотношений между педагогом и обучающимся;
- позиция учителя – наблюдение;
- обязательный предварительный инструктаж по выполнению задания;
- возможна взаимопомощь между обучающимися;
- возможна консультативная помощь учителя.
Подходы к определению самостоятельной работы на уроке по М.Л. Кашину и Б.П.Есипову: признаком самостоятельной работы является то, что учитель не принимает непосредственного участия в выполнении задания обучающимися, а педагог является организатором самостоятельной деятельности учеников, он управляет этой деятельностью.
Самостоятельная работа, как приём обучения, предполагает участие учителя как руководителя деятельностью, но без непосредственного участия в самом процессе.
Признаки, характеризующие самостоятельную работу:
Цель и формулировка учебной задачи;
Время для выполнения задания;
Формат представления результатов;
Наличие умственных усилий у обучающегося, готовности самостоятельно справляться с возникающими трудностями;
Наличие у обучающегося стремления выполнить задание.
Варианты взаимодействия учителя и обучающихся в ходе обучения
по М.И. Зайкип:
- деятельность под руководством учителя;
- частично самостоятельная деятельность;
- самостоятельная деятельность.
Самостоятельная работа – способ взаимодействия между педагогом и обучающимися во время процесса обучения.
Самостоятельная работа с позиции самостоятельной познавательной деятельности ( по Н.И. Чеканцеву):
- познавательная задача;
- содержательный компонент;
- операционный компонент;
- мотивационный компонент.
Этапы организации самостоятельной работы на уроке:
Ознакомительно-ориентационный (воспроизведение);
Исполнительский (репродуктивная деятельность);
Поисковый (продуктивная деятельность);
Творческий (творческая деятельность).
Классификация видов самостоятельных работ
По дидактической цели: обучающие, тренировочные, закрепляющие, на повторение, развивающие, творческие, контрольные.
Обучающая самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – обучение. Применяется:
- для установления связи между ранее изученным и новым материалом;
- для формирования проблемной ситуации;
- для использования ранее сформированных приёмов работы с информацией в процессе изучения нового материала.
Тренировочная самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – отработка «автоматического» применения свойства, правила, теоремы.
- состоит из однотипных заданий;
- предполагает помощь обучающемуся со стороны учителя или одноклассника;
- во время выполнения задания разрешается пользоваться учебником, собственными записями.
Закрепляющая самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – узнать степень усвоения обучающимися учебного материала.
- проводится по итогам одного или нескольких уроков;
- учитель определяет прочность усвоения учебного материала;
- учитель определяет время, необходимое для повторения или закрепления изученного;
- учитель определяет целесообразность перехода к следующему этапу изучения.
Самостоятельная работа «на повторение»
Основная дидактическая цель – повторение обучающимися учебного материала.
- включаются задания, охватывающие материал сразу нескольких тем, которые уже изучены;
- учитель определяет, отработке каких заданий необходимо уделить внимание на уроках.
Развивающая самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – «выход за границы» школьного учебника.
- предлагается для обучающихся при подготовке к турнирам, олимпиадам, математическим боям, к мероприятиям математической недели;
- написание рефератов, докладов, эссе;
- могут использоваться задания исследовательского характера.
Творческая самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – обучение применению знаний в нестандартной ситуации.
- требует высокого уровня самостоятельности у обучающегося;
- использование знаний и умений из разных предметных областей;
- могут включаться задачи, условия которых требуют поиска нескольких вариантов.
Контрольная самостоятельная работа
Основная дидактическая цель – контроль знаний.
Требования к заданиям:
- равноценные по содержанию и объему;
- предполагают отработку конкретных навыков;
- набор заданий должен учитывать тот материал, который запланирован к контролю в данный момент;
- задания должны быть сформулированы понятным для детей языком;
- задания должны быть разного уровня сложности – от более простого к более сложному;
- текст задания должен стимулировать обучающегося к стремлению решить поставленную задачу, показать свои знания.