Организация работы по самообразованию педагогических работников
Семинар-практикум «Самообразование педагогов»
Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий, и современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе актуальных тенденций развития. Успешные в своей работе педагоги нацелены на самообучение, работу над собой, изучение новых технологий и знаний, оттачивание своего мастерства.
Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего ребенка, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы.
Кроме того, совершенствование профессиональных знаний и навыков через работу по самообучению является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и , соответственно, размере заработной платы.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Несмотря на то, что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.
Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Что же такое
Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.
Какова же цель самообразования?
Цель - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;
овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.
Задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Принципы самообразования
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
Непрерывность.
Самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности педагога в ДОУ. Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем
Взаимосвязь.
Принцип, непосредственно связанный с первым.
Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.
Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
Доступность.
Этот принцип касается, в первую очередь, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями.
А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.
Значит, принцип доступности касается работы с детьми, с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию
- Ежедневная работа с информацией.
Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, родительскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации
- Желание творчества.
Педагог – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать однообразно (по шаблону), проводить одни и те же занятия. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
- Изменения, происходящие в жизни общества.
Эти изменения в первую очередь отражаются на наших воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответственно, педагог должен быть современным человеком.
- Общественное мнение.
Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим преподавателем быть обидно.
• Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены тем, какой педагог будет работать с их ребенком.
- Материальное стимулирование.
Категория педагога, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая естественно, оплачивается выше.
- Интерес.
Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда обучать и воспитывать?
Компоненты готовности педагога к самообразованию
- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять)
- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)
- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)
- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность)
В чем заключается суть процесса самообразования?
Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать?
• Телевидение
Систематический просмотр определенных телепередач
• Газеты, журналы
Чтение конкретных педагогических периодических изданий
•Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Чтение методической, педагогической и предметной литературы
• Интернет
Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий
Изучение информационно-компьютерных технологий
• Видео, аудио информация на различных носителях
Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов
• Платные курсы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег
• Мероприятия по обмену опытом
Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами
Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег
Общение с коллегами в ДОУ, районе, в Интернете.
• Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты
Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету
• Курсы повышения квалификации
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.
Формы работы
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.
Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.
Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.
Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми
Сотрудничество с семьёй.
Эта работа практически реализуется, например, в форме проведения круглых столов, организации телефона доверия, родительских собраний, тренингов с членами семей подопечных.
Тесная связь с коллегами.
Обмен опытом на уровне теории (например, посредством доклада на педсовете) и на стадии практики (к примеру, организация и проведение показательного занятия, которое соотносится с выбранным вопросом самообразования).
Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования педагога.
Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
участие в педагогических советах, методических объединениях;
изучение научно-методической и учебной литературы;
научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения
Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап — диагностический, который предусматривает
создание определенного настроя на самостоятельную работу;
анализ профессиональных затруднений и интересов;
постановку проблемы, выбор цели работы,
формулирование личной индивидуальной темы,
осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).
2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;
знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;
накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.
3 этап — практический,
во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (возрастной группе)
апробирование на практике выбранных методов работы;
мониторинг, анкетирование.
Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.
Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.
4 этап — внедрение,
на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.
Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки);
Также педагог апробирует, корректирует, отслеживает результативность.
Данный этап предусматривает практические выходы:
отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения,
проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег.
5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный),
на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования,
оформить результаты, рекомендации для коллег.
Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Длительность этапов может варьироваться
Темы по самообразованию для педагогов в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения:
социально-коммуникативной,
познавательной,
художественно-эстетической,
области речевого развития,
области физического развития.
Условно темы подразделяются на два вида:
краткосрочные (реализуются в течение года)
долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов делается гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес.
Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования.
Далее педагог составляет план работы по самообразованию. Что он в себя включает?
На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:
Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.
Тематикой самообразования также может быть:
• одна из годовых задач ДОУ;
• проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
• пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
. Срок реализации плана педагог определяет сам.
1. Титульный лист:
название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.
2. Творческая визитка педагога:
Ф. И. О. педагога
образование, специальность
стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально- педагогическое кредо.
3. Научно-методическая и профессионально- педагогическая деятельность:
название темы по самообразованию; цель, задачи;
предполагаемый результат; этапы работы;
сроки выполнения каждого этапа;
действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.
4. Оценка профессиональной деятельности:
способ демонстрации результата проделанной работы;
форма отчёта по проделанной работе.
Проблемы
Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы:
- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность
-не могут правильно сформулировать тему самообразования
- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе
- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал
- не могут сформулировать цель и задачи работы
(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)
Возможная проблема | Пути решения | ||||||
Не могу определиться с темой самообразования | выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат. определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса | ||||||
Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе | Формулируйте темы по схемам: - ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО; - ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО; Например:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:
Например: Определение актуальности: Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности. | ||||||
Подбор литературы осуществляйте следующим образом: - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным; - ответьте на вопрос: могу ли я узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания? С чего начать изучение подобранной литературы: - начните с изучения традиционных методик по данной проблеме - изучите современные взгляды на проблему - используйте опыт других педагогов и ДОУ | |||||||
При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал | По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения; Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом; Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником; Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия. | ||||||
Не могу сформулировать цель и задачи работы | Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. Например: Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста» Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста. Задачи – пути достижения поставленной цели. Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение? Схема формулирования задач:
|
Заключение
Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.