12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина Кузнецова20
1

Организация работы по самообразованию педагогических работников

Семинар-практикум «Самообразование педагогов»

Мы живем в мире стремительно развивающихся инновационных технологий, и современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть в курсе актуальных тенденций развития. Успешные в своей работе педагоги нацелены на самообучение, работу над собой, изучение новых технологий и знаний, оттачивание своего мастерства.

Хороший педагог не может быть пассивным — это аксиома. Причём профессиональная активность важна не только для самой личности, но и для создания положительного имиджа дошкольного учреждения, ведь родители, выбирая детский сад для своего ребенка, интересуются, насколько инициативен педагог, который будет работать с детьми конкретной группы.

Кроме того, совершенствование профессиональных знаний и навыков через работу по самообучению является одним из основных требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и отражается на компетентности педагога, его квалификации и , соответственно, размере заработной платы. 

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.

Несмотря на то, что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.

Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Что же такое

Самообразование — это целенаправленная, осознанная, активная познавательная деятельность педагога, направленная на совершенствование методики работы с воспитанниками, обогащение собственного педагогического опыта в соответствии с современным уровнем развития педагогики и психологии.

Какова же цель самообразования?

Цель - систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

Задачи:

совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий.

Задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.

Принципы самообразования

Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:

Непрерывность.

Самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности педагога в ДОУ. Работа по самообразованию начинается с первых дней профессиональной деятельности и, как правило, не имеет кардинальных смен траектории рассмотрения первоначально выбранных проблем

Взаимосвязь.

Принцип, непосредственно связанный с первым.

Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».

Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду.

Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка с ОВЗ в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.

Доступность.

Этот принцип касается, в первую очередь, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями.

А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.

Значит, принцип доступности касается работы с детьми, с родителями, а также с коллегами, в том числе и в рамках института наставничества


Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию


- Ежедневная работа с информацией.

Готовясь к непосредственно образовательной деятельности, выступлению, роди­тельскому собранию у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой ин­формации
-
Желание творчества.

Педагог – профессия творческая. Творческий чело­век не сможет из года в год работать однообразно (по шаблону), проводить одни и те же занятия. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и достав­лять удовольствие.

- Стремительный рост современной науки. Особенно психологии и педагогики.
-
Изменения, происходящие в жизни общества.

Эти изменения в первую очередь отражаются на наших воспитанниках, формируют их мировоззрение, и соответ­ственно, педагог должен быть современным чело­веком.
-
Общественное мнение.

Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим преподавателем быть обидно.

Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, озабочены  тем, какой педагог будет работать с их ребенком. 


-
Материальное стимулирование.

Категория педагога, мнение аттестацион­ной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правитель­ственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая естественно, оплачивается выше.
-
Интерес.

Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться . Вправе ли он тогда обучать и воспитывать?


Компоненты готовности педагога к самообразованию

- когнитивный (базовая культура личности, профессиональные знания, умение их применять)

- мотивационный (осознание личной и общественной значимости непрерывного образования)

- организационный (умение выбрать источники познания и формы самообразования)

- нравственно-волевой (любознательность, критичность, трудоспособность)


В чем заключается суть процесса самообразования? 

Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.

Все источники делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

 


Каковы же эти источники знаний, и где их искать?


Телевидение

Систематический просмотр определенных телепередач

Газеты, журналы

Чтение конкретных педагогических периодических изданий


Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)

Чтение методической, педагогической и предметной литературы


Интернет

Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий

Изучение информационно-компьютерных технологий


Видео, аудио информация на различных носителях

Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов


Платные курсы

Семинары и конференции

Мастер-классы

Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег


Мероприятия по обмену опытом

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег

Общение с коллегами в ДОУ, районе, в Интернете.


Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты

Посещение предметных выставок и тематические экскурсии по предмету


Курсы повышения квалификации

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации


Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.


Формы работы

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим преподавателем.



Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.

Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.

Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.

Главная цель педагога — найти интересные и продуктивные приёмы в работе с детьми

Сотрудничество с семьёй.

Эта работа практически реализуется, например, в форме проведения круглых столов, организации телефона доверия, родительских собраний, тренингов с членами семей подопечных.

Тесная связь с коллегами.

Обмен опытом на уровне теории (например, посредством доклада на педсовете) и на стадии практики (к примеру, организация и проведение показательного занятия, которое соотносится с выбранным вопросом самообразования).


Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования педагога.

Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

участие в педагогических советах, методических объединениях;

изучение научно-методической и учебной литературы;

научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;

документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения



Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:


1 этап — диагностический, который предусматривает

создание определенного настроя на самостоятельную работу;

анализ профессиональных затруднений и интересов;

постановку проблемы, выбор цели работы,

формулирование личной индивидуальной темы,

осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов).


2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования;

знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране;

накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме.


3 этап — практический,

во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (возрастной группе)

апробирование на практике выбранных методов работы;

мониторинг, анкетирование.

Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов.

Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта.

4 этап — внедрение,


на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением.

Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки занятий и другие методические наработки);

Также педагог апробирует, корректирует, отслеживает результативность.

Данный этап предусматривает практические выходы:

отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения,

проведение открытых занятий, мастер-классов для коллег.


5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный),

на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования,

оформить результаты, рекомендации для коллег.

Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Длительность этапов может варьироваться



Темы по самообразованию для педагогов в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости от области (сферы) применения:


социально-коммуникативной,

познавательной,

художественно-эстетической,

области речевого развития,

области физического развития.

Условно темы подразделяются на два вида:

краткосрочные (реализуются в течение года)

долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).


Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организация самообразования педагогов делается гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс детского сада. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.

Педагог в течение учебного года или другого периода времени углубленно занимается проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо которая вызывает наибольший интерес.

Педагог определяет для себя тему самообразовательной деятельности, она вытекает из профессионального интереса педагога, затем ставит цель и задачи самообразования.


Далее педагог составляет план работы по самообразованию. Что он в себя включает?


На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:


Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегдасвязаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы.

Тематикой самообразования также может быть:

одна из годовых задач ДОУ;

проблема, которая вызывает у педагога затруднение;

пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;



. Срок реализации плана педагог определяет сам.


На основании выбранной темы воспитатель разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. При оформлении работы указываются:

1. Титульный лист:

название учреждения образования, в котором работает педагог, адрес, рабочий телефон.

2. Творческая визитка педагога:

Ф. И. О. педагога

образование, специальность

стаж работы по специальности, категория; курсы повышения квалификации по специальности; профессионально- педагогическое кредо.

3. Научно-методическая и профессионально- педагогическая деятельность:

название темы по самообразованию; цель, задачи;

предполагаемый результат; этапы работы;

сроки выполнения каждого этапа;

действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой.

4. Оценка профессиональной деятельности:

способ демонстрации результата проделанной работы;

форма отчёта по проделанной работе.



Проблемы

Важным условием самообразования является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. К сожалению, не всегда и не все педагоги владеют навыками самостоятельной работы, наиболее часто возникают следующие проблемы: 

- не могут определиться с темой самообразования, выделить ее актуальность 

-не могут правильно сформулировать тему самообразования

- при подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняются в правильном выборе

- при работе с методической литературой не могут глубоко осмыслить прочитанный материал

- не могут сформулировать цель и задачи работы

(педагоги предлагают свои решения обозначенных проблем)


Возможная проблема

Пути решения

Не могу определиться с темой самообразования

выделите из многообразия проблем, которые вытекают из наблюдений за детьми, результатов диагностики, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивый положительный результат.

определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно-образовательного процесса

Не могу правильно сформулировать тему самообразования, выделить ее актуальность















При подборе литературы теряются в ее изобилии. Затрудняют-ся в правильном выборе

Формулируйте  темы по схемам:

- ЧТО-ТО как условие развития ЧЕГО-ЛИБО;

- ЧТО-ТО как средство формирования ЧЕГО-ЛИБО;
- Использование ЧЕГО-ЛИБО как средство (или условие) развития  (или формирования, воспитания, становления) ЧЕГО-ТО

Например:«Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

ФормированиеСтановление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умение что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность 

Наблюдательность

и.т.п.

 

На музыкальных занятиях

На экскурсиях

В процессе изу-чения чего-либо

В процессе зна-комства с чем-либо

В игровой дея-тельности

и т.п.

Например: 
«Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время экскурсий »

Определение актуальности:

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников? Новизна  может заключаться в новом решении вопросов,  затрагивать региональные особенности.

Подбор литературы осуществляйте следующим образом:

 - просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным;

- ответьте на вопрос: могу ли я  узнать из книги то, что мне нужно, изучив оглавление содержания?

С чего начать изучение подобранной литературы:

- начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

- изучите современные взгляды на проблему

- используйте опыт других педагогов и ДОУ

При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения;

Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта, выделяйте главное для себя условным символом;

Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источником;

Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

Не могу сформулировать цель и задачи работы

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы. 

Например:

Тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель работы: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Задачи – пути достижения поставленной цели.

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач:

Содержание

деятельности исследования


Частичный

предмет

 исследования

Изучить,

исследовать, проанализировать, рассмотреть,

обосновать,

объяснить,

разработать, экспериментально проверить,

доказать,

апробировать и т.п.


Условия,

факторы,

подходы,

роль,

значение,

место,

средства, возможности, целесообразность, приемы,

технологии, рекомендации и т.п.





Заключение

Чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.