Статья «Мастер-классы – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогических работников МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

2
0
Материал опубликован 18 September 2018

Мастер-классы – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогических работников МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник».

В МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» проводится большая работа по повышению профессионального мастерства педагогов. Для этого используются самые разнообразные формы.

В 2017-2018 учебном году педагогами запланировано и проведено 14 мастер-классов по разным направлениям.

Для того, чтобы мастер-классы были хорошо организованы и проведены, методисты сопровождали педагогов на всех этапах подготовки и проведения мастер-классов, они:

- мотивировали педагогов;

- направляли педагогов в выборе темы мастер-класса;

- помогали в определении целей и задач;

- помогали определить форму проведения мастер-класса и выстроить структуру;

- помогали оформить в печатном и электронном виде;

- организовывали обмен мнениями педагогов по окончании мастер-классов.

Почему именно мастер-классам мы уделяем большое внимание?

Потому что мастер-класс – это современный и наиболее эффективный способ обмена и распространения педагогического опыта. Педагоги, имеющие категорию или большой опыт работы, в ходе мастер-класса показывают свои приемы и методы работы, делится своим опытом работы с коллегами.

Тематика мастер-классов разнообразна и интересна для педагогов.

Осинцева О.Р., представила мастер-класс на тему «Традиционная народная кукла – тряпичная кукла «Домовушка», который проведен с целью освоения техники изготовления народной куклы. На мастер-классе педагоги познакомились с историей возникновения народной куклы, разнообразием видов кукол, научились изготавливать традиционную классическую народную куклу «Домовушку». Благодаря мастер-классу педагоги могут в дальнейшем применять полученные навыки, методы и приемы в своей педагогической деятельности с учащимися детских объединений.

Давно привлекает педагогов техника песочной живописи. И Климашевская Е.В., на мастер-классе открыла своим коллегам некоторые секреты этой техники. Тема ее мастер-класса - «Изготовление открытки «Осенний листопад» в технике «песочная живопись».

Педагоги, узнали тонкости работы с мраморной крошкой, освоили технику «песочная живопись» и, познакомившись на практике с этой удивительной техникой, убедились в том, что она обладает не только привлекательностью, но и развивает тактильную чувствительность и моторику пальцев, воображение и фантазию. Рисование с использованием мраморной крошки успокаивает, развивает усидчивость, концентрацию внимания, помогает выработать навыки общения и позитивный взгляд на окружающий мир.

Каждый участник мастер-класса в процессе создания творческой работы проявил свое творчество, фантазию, настроение. Опыт работы в технике «песочная живопись» можно применять на практике с детьми при работе с природным материалом.

Ковалева В.В. представила мастер-класс по практическому изготовлению из ткани рождественского цветка «Пуансеттия».

На мастер-классе Ковалева В.В. показала такой способ изготовления цветов из ткани, который не требует использования специальных инструментов и приспособлений, а нужны только ткань, ножницы, и подручные материалы и инструменты, т.е. то, что всегда есть под рукой. В процессе практической работы на мастер-классе педагоги познакомились с особенностями изготовления рождественского цветка Пуансеттия. Цветы, сделанные своими руками можно использовать для украшения рождественской елки, праздничного наряда, подарков, а также как брошь или заколку для волос. Но самое главное для педагога - эту технику можно с успехом использовать для работы с детьми в детских объединениях. При минимальных затратах, такой цветок может сделать каждый учащийся, нужно только желание, терпение и немного фантазии.

С целью освоения навыков работы в сутажной технике Жемеровой В.Ю. для педагогов проведен мастер-класс «Изготовление украшений в сутажной технике».

На мастер-классе педагоги отметили, что техника сутажа оказалась совсем непростой, она требует большого терпения и кропотливости. Но, несмотря на то, что для, начинающих работать в этой технике, сутаж кажется сложным и непонятным, Виктория Юрьевна убедила всех участников мастер-класса, что сутажный шнур очень послушен и удобен в работе, он сам подсказывает направление узора и не дает ошибиться.

Благодаря мастер-классу педагоги смогли поработать в сутажной технике и создать своими руками замечательную брошку. На создание брошки потребовалось достаточно много времени, но окончательный результат всех участников мастер-класса порадовал и удивил. В процессе мастер-класса каждый из педагогов создал свою эксклюзивную брошку, проявив творчество, фантазию. Освоив новую и интересную технику декоративно-прикладного искусства, педагоги смогут своими руками украсить любой, даже самый простой наряд, сделав его интересным, придать индивидуальность, подчеркнуть свою красоту и научить этой технике детей.

На мастер-классе «Изготовление пасхального сувенира» Олейникова Н.В. представила свой опыт работы по освоению практических навыков по изготовлению пасхального сувенира.

Участники мастер-класса освоили практические навыки по изготовлению пасхального сувенира, и каждый проявил самостоятельность, творчество, фантазию, свою индивидуальность, и поэтому все сувениры оказались совсем непохожими на представленный вначале работы образец. Изготовленные сувениры радуют глаз, создают радостное и праздничное настроение и приближали нас к празднику Пасхи.

Для того, чтобы дети удержались в хореографическом коллективе, чтобы им было интересно, и они развивались в различных хореографических направлениях современный педагог-хореограф должен иметь в своем коллективе разнообразный репертуар. Многие педагоги в репертуар своего коллектива включают крымскотатарские, арабские и восточные танцы или используют их элементы. Знание особенностей хореографии разных народов, особенно восточных, очень важно для педагога-хореографа. Поэтому тема мастер-класса, представленного Аджиаблаевой М.З.«Особенности исполнения хореографических элементов крымско-татарского и узбекского танцев».

На мастер-классе в ходе работы с детьми педагог показала особенности исполнения движений крымско-татарского и узбекского танцев - четких, отточенных, отражающих своеобразие национальной хореографической культуры. Но в тоже время, хореографические элементы педагогом предлагались, исходя из возраста детей и степени усвоения хореографического материала. Работая в зале рядом с детьми, Мухаббат Заировна сама заряжала своей энергией, вдохновением, любовью к танцу не только детей, но и своих коллег. Знание особенностей народной хореографии, умение чувствовать и исполнять танцевальные элементы, исходя из национальных стилевых особенностей восточных народов, их традиций, которые педагоги-хореографы получили на мастер-классе, поможет им в дальнейшей работе со своими коллективами.

Особенностью мастер-класса «Исполнение народных вращений в стилизованном танце», который подготовила и провела Алтунина О.Г., является то, что работала она не со своими учащимися, а с учащимися студии современной хореографии «Арабеск». Оксана Геннадьевна пошагово и очень доступно объясняла все тонкости и трудности, с которыми сталкиваются практически все хореографы при исполнении или проучивании техники вращения – постановка корпуса, рук, работа головы, ног. Она показала основные виды вращений в народном танце на середине и по диагонали, и, используя свои педагогические находки, отрабатывала с детьми каждый вид вращений, которые по итогам мастер-класса сложились в танцевальные комбинации.

Многие девочки мечтают встать на пуанты, научиться на них танцевать. Упражнения на пальцах – одно из самых сложных разделов урока классического танца. «Овладение техникой классического экзерсиса на пуантах» - так назвала свой мастер-класс Немцева И.Я., и провела его в форме открытого занятия. Она показала работу с детьми на пуантах у станка и на середине зала, начиная от простых элементов и постепенно их усложняя. Ирина Яковлевна открыла коллегам свои секреты работы с детьми на пуантах, чтобы их движения были легкими, воздушными, пластичными, отличались динамикой и выразительностью.

Кендзерский В.Г. представил педагогам тему своего мастер-класса - «Формирование исполнительских навыков в работе над программным репертуаром».

На мастер-классе педагог представил практический опыт по формированию у учащихся исполнительских навыков в процессе работы над программным репертуаром, а именно: применение авторских упражнений и распевок, которые направлены на развитие индивидуальных способностей каждого учащегося. Методические подходы и приемы, используемые Кендзерским В.Г., позволяют развивать у обучающихся детей и подростков звуковысотный, гармонический и ладотональный слух, правильно формировать артикуляционный певческий аппарат, вырабатывать оптимальную исполнительскую манеру, развивать индивидуальный тембр голоса каждого участника ансамбля. Яркое подтверждение этой плодотворной работы - концертное выступление солистов и всего ансамбля «Чаровницы» и для родителей и отдыхающих санатория «Приморье». На концерте учащиеся показали сформированные исполнительские навыки при исполнении репертуара, в котором – народные и современные песни в оригинальной авторской обработке и авторские песни руководителя коллектива.

Банаева Г.М. мастер-класс провела в форме открытого занятия. Тема мастер-класса - «Работа над строем и чистотой интонирования в вокальном ансамбле с детьми младшего и среднего школьного возраста».

Педагог показала применение в практической деятельности системы упражнений и распевок, направленных на улучшение строя ансамбля, чистоты интонирования, на развитие индивидуальных вокальных данных учащихся, а также правильный подход к формированию репертуара, в котором присутствует разнообразие вокальных произведений – народные песни, праздничные рождественские колядки, а также – авторские произведения Булякова Г.Г., концертмейстера ансамбля «Млада». Разнообразие репертуара дает возможность применять различные вокальные техники, способствует формированию у учащихся учебной мотивации и интереса к вокальным занятиям. В ходе обмена мнениями педагоги отметили, что тема мастер-класса для педагога-вокалиста очень важна, ведь Галина Михайловна показала весь процесс работы над строем и чистотой интонирования, именно, то, что скрыто от зрителей во время выступления.

На мастер-классе «Создание фотоколлажа и его применение» Друкар А.Э. познакомил с одним из способов создания фотоколлажа с использованием программы FOTOR. Фотоколлаж — это удобный способ создания фотоальбомов детского объединения, составления фотоотчета о проведении воспитательного мероприятия или учебного занятия, оформления портфолио педагога или детского объединения.

Участники мастер-класса научились работать программе FOTOR, создавать фотоколлажи. Полученные знания каждый из участников мастер-класса может использовать в своей работе.

Необычная форма - форма интеллектуальной игры была выбрана Жбанковой Г.В. для своего мастер-класса. Тема проведенного ею мастер-класса – «Проведение интеллектуального мульти-турнира «Сказочный сундучок». Галина Вадимовна показала, как можно использовать форму мультитурнира для мотивации детей к чтению лучших произведений детской мировой литературы и научить детей применять полученные знания в игровой форме. Педагогический опыт Галины Вадимовны можно применить в любом детском объединении и для проведения воспитательного мероприятия в форме интеллектуального турнира.

Мастер-классы проводили не только педагоги дополнительного образования, но и концертмейстеры.

Мастерство концертмейстера очень специфично. Полноценная профессиональная деятельность концертмейстера предполагает не только наличия у него высокого профессионализма как музыканта-исполнителя, но и большого объема памяти, высокой работоспособности, мобильности реакции и находчивости в неожиданных ситуациях, выдержки и воли, педагогического такта и чуткости.

Буляков Г.Г., на мастер-классе «Использование вальсовых ритмов в музыкальном сопровождении занятий хореографического коллектива» открыл коллегам свой стиль концертмейстера и представил свой опыт в использовании вальсовых ритмов в музыкальном сопровождении занятий хореографического коллектива. Им хорошо были представлены музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятий фольклорного ансамбля «Млада», а также интересные импровизации-«шутки», когда меняется ритм или размер мелодии, и знакомая мелодия приобретает новое звучание.

В ходе мастер-класса ярко продемонстрировано, как использование музыкальных произведений композиторов-классиков с вальсовым ритмом, которые представлены Буляковым Г.Г., наиболее ярко развивают «танцевальность» движений учащихся.

Перекликается с темой, раскрытой Мухаббат Заировной, мастер-класс, представленный концертмейстером Аблаевым Ф.Р., - «Особенности музыкального сопровождения хореографических занятий в процессе работы над молдавским, узбекским, крымскотатарским и арабским танцами». Цель его проведения - ознакомление с народной инструментальной музыкой и особенностями ее исполнения.

Народная музыка восточных народов ритмически очень сложна, что требует от педагога выбора точных танцевальных движений, а от концертмейстера – точного музыкального сопровождения этих движений, сохраняя при этом национальный колорит народа и особенности народной музыки. Аблаев Ф.Р. показал эти особенности при музыкальном сопровождении хореографических занятий в ансамбле «Кунешчик» в процессе изучении узбекского, крымскотатарского и восточного танцев. Кроме того, исполнение на хореографических занятиях народных восточных мелодий требует от музыканта яркой исполнительской фантазии, быстрых переключений, постоянного поиска новых средств выразительности и специфических ритмических систем. Это в полной мере Аблаевым Ф.Р. было продемонстрировано.

 

Мастер-классы были хорошо организованы и проведены. Они объединили педагогов для ознакомления с опытом работы своих коллег, освоения и использования разработанных педагогами программ, методик, педагогических технологий и апробированных ими на практике.

Педагоги не только ознакомились с опытом работы коллег, но и показали свой опыт работы, индивидуальный стиль педагогической деятельности, освоили практические навыки. Активизировалась познавательная активность участников мастер-классов, повысилась их мотивация к дальнейшему совершенствованию творческой педагогической деятельности.

Но самое ценное в проведенных мастер-классах – это то, что все они имеют практическое применение. Материалы проведенных педагогами мастер-классов опубликованы на портале «Инфоурок.ру». Методистами обобщен опыт работы педагогов по проведению мастер-классов и издан сборник «Мастер-классы – одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов».

Маркелова И.Н., методист МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации