Выступление «Совершенствование профессионально-значимых психолого-педагогических умений и навыков педагогов МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»»
Совершенствование профессионально-значимых психолого-педагогических умений и навыков педагогов МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Данное направление предусматривает работу практического психолога по обучению педагогов и применению полученных знаний в практической деятельности. Данные знания должны способствовать стабилизации психо-эмоционального состояния воспитанников, развития социальной активности.
Вопросы, которые возникают у педагогов в процессе педагогической деятельности в этом направлении, решаются путем самообразования и в ходе практической деятельности.
Посещая учебные занятия, убеждаемся в том, сколько усилий, разных методов и приемов применяют наши педагоги для создания эмоционально стабильного климата в детском коллективе, создания творческой атмосферы, где важным является определение значимости каждого ребенка; применение собственных методик повышения мотивации у воспитанников к обучению и получению знаний в определенном направлении, а также эффективного усвоение программного материала.На учебных занятиях, в ходе выполнения определенных заданий, у детей воспитывается ответственность, целеустремленность, последовательность действий, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, формируется социальная компетентность, умение работать в коллективе, распределять обязанности, аргументировать собственную точку зрения, принимать иное мнение для достижения общей цели.
Своим опытом делятся педагоги на заседаниях методических объединений. Так, например, Олейникова Н. В., педагог детского объединения «Умелые руки», в своем выступлении на заседании метод.объединения по теме «Задачи декоративно-прикладного творчества в развитии детей младшего школьного возраста, на примере изготовления народной игрушки» отметила, что воспитание — это не просто один из важных факторов психического развития ребенка, но и необходимое условие и движущая причина этого развития. Большое значение для воспитания детей имеет их трудовая деятельность. Воспитывая у ребенка трудолюбие, самостоятельность в выполнении работы, педагог, тем самым учит детей ценить как свой, так и чужой труд.
Ковалева В.В., педагог детского объединения «Лоскутная мозаика», стремится создать настрой у ребят в ожидании результата работы. Это выражается в одобрении, совете или предложении обратиться за помощью к товарищу. Иногда, трудную часть работы выполняют вместе с воспитанником. Для медлительных, застенчивых ребят уменьшается объем работы, такие дети чаще подбадриваются, поощряются словом. Несобранным, неусидчивым детям педагог старается показать, что только терпение, старание может привести к хорошим результатам. На занятии выполняется и коллективная работа, в ходе которой каждый ребенок выполняет лишь определенную часть. При такой организации от качества работы одних детей зависит результат других. При организации коллективного труда у детей формируются навыки самоконтроля и самооценки. Выступление на тему «Развитие навыков техники шитья у учащихся первого года обучения» данного педагога заслушано на заседании метод.объединения руководителей детских объединений декоративно-прикладного направления.
Использование в учебно-воспитательном процессе метода проектов дает возможность преодолеть пассивность ребенка, приобщить его к активной преобразовательной деятельности. КОНКУРС ПРОЕКТОВ. Работа над проектом дает возможность ощутить детям значимость своей деятельности, связать знания, умения и навыки, полученные на занятиях с реальной жизнью.
Игра-конкурс «Если бы я был мэром», проведенная творческим объединением «Основы ученического самоуправления», показала, что у воспитанников сформирована активная гражданская позиция, ответственность. Игра - «Добро пожаловать в дебаты» способствует развитию у детей умения правильно вести дискуссию, приводить нужные аргументы, отстаивать личную позицию и уважительно относиться к оппененту. Учащиеся данного творческого объединения (педагог — Жемкова Н.Г.) участвуют и в реализации различных социальных проектов, целью которых является освещение важных вопросов, которые волнуют евпаторийских подростков.
В детских объединенниях спортивного и технического направления: «Пешка» (педагог - Михальченко С.Л.), «Икар» (педагог- Бережной С.Г.), СБТ «Волны вальса» (педагог - Паталаха Е.Н.); туристско-краеведческого направления - «Турист» (педагог -Шаповалова Т.А) - основное внимание уделяют качествам, которые способствуют работе в коллективе. При подготовке к соревнованиям каждый участник мечтает стать победителем. Искусство педагогов перечисленных детских объединений выражается в том, что они умеют направить личные интересы ребенка общекомандным, сотрудничать для достижения общей цели. Работа в детских объединениях построена таким образом, чтобы в процессе занятий сформировать у детей чувство взаимопомощи.
Большая моральная ответственность ложится на педагога при воспитании патриотизма, развития командного духа, «чувства локтя», умений и навыков работать в команде, ответственности за общее дело, потому что на соревнованиях команды представляют свой кружок, внешкольное учебное заведение, город. Педагог должен создать тот морально-психологический настрой, который обеспечит успех каждого воспитанника и всей команды.
Необходимо сказать о той психологической нагрузке, которая ложится на коллектив детей и педагога, родителей, когда они принимают участие в различных конкурсных программах, и умение педагогов объединить всех в единую творческую команду.
Руководители детских объединений художественного направления применяют методы, которые дают детям уверенность в своих силах, а именно: личный пример, беседа, убеждение, вовлечение в сотворчество.
Именно об этом мы говорили на семинаре педагогических работников «Активизация личностного потенциала каждого воспитанника».
Формирование позитивной Я-концепции и умение объективно оценивать себя, свои действия дает научно-исследовательская работа, которая представлена в детских объединениях: «Краевед» (педагог - Бессарабова Т.А.), «Краеведение» (педагог -Лыкус Я.Т.).
Работа по совершенствованию психолого-педагогических умений и навыков ведется в процессе учебно-воспитательной работы каждым педагогом. В этом направлении педагогам МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник» присущ и индивидуальный стиль деятельности.
Воспитанники детских объединений приобретают знания на учебных занятиях, которые в практическом плане помогают им взаимодействовать в группе, коллективе в целом, с другими людьми, придерживаться баланса своих личных и общественных интересов.
Лыкус Я.Т., зав. методическим отделом МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
г.Евпатории Республика Крым