Открытый урок по фортепиано с учащимся 2 класса хореографического отделения «Начальный этап работы»

0
0
Материал опубликован 12 April 2019

Открытый урок по фортепиано с учащимся 2 класса хореографического отделения

Арсением Лагуновым (первый год обучения)

Тема: «Начальный этап работы с учащимися младших классов на уроках общего фортепиано»

 

Цель урока:

Развитие технических навыков учащихся первого года обучения в сочетании с задачей постановки игрового аппарата.

Задачи:

1.     Развитие двигательно-игровых навыков ученика;

2.     Контроль свободы корпуса;

3.     Постановка рук;

4.     Достижение предельной осмысленности учащимся учебно-игрового процесса.

Методы и приемы реализации поставленных задач

1. Словесный;
2. Практический;
3. Игровой (гимнастика для рук и пальцев);
5. Практический (работа на инструменте).

Ход урока:

Учитель: Круг проблем начального обучения достаточно широк; их можно классифицировать следующим образом:

развитие музыкальных способностей,

освоение нотной грамоты,

воспитание навыков звукоизвлечения,

проблемы развития фортепианной техники,

чтение нотного текста, работа над музыкальным произведением, взаимоотношения ученика и педагога.

Конечно, нельзя забывать, что обучение детей – процесс единый, где всё взаимосвязано.

Буквально с первых уроков следует начать осваивать комплекс упражнений для рук и пальцев. В последние годы огромной популярностью в работе с детьми пользуется пальчиковая и ручная гимнастика. Она очень нравится детям. Этот комплекс играет большое значение в процессе постановке руки.

Помимо упражнений для рук, в начале урока необходимо провести гимнастику, как общефизическую, так и дыхательную. Она должна стать одной из составляющих учебного процесса. Она даёт возможность учащемуся почувствовать своё тело, снять напряжение, выработать осанку.

Арсений, что вы первым делом делаете на уроках хореографии, прежде чем начать танцевать? Правильно, разминку. Она нужна для того, чтобы наши мышцы разогрелись. Так же и пальчики нужно сначала разогреть, прежде чем начинать играть.

1.     Разминка.

Упражнение №1 «Пугало», или «Тряпичная кукла»

Ноги на ширине плеч. Корпус чуть прогнут. Спина прямая, руки распахнуты в разные стороны, дыхание спокойное. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Упражнение позволяет распрямить туловище, ощущать руки «из корпуса», освободить мышцы рук от зажимов.

Упражнение №2 «Стирка»

Упражнение №3 «Деревья»

Посадка за инструмент. Правильная посадка предполагает непринуждённость, отсутствие напряжения спины, но в то же время и организованность, подтянутость корпуса, удобное ощущение плечевых суставов, опору ног.

2.     Пальчиковая гимнастика. «Согреваем пальчики»

 

*Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев.

 

3.     Упражнение на штрих non legato. Упражнение «Радуга» на крышке инструмента.

Арсений, представь, что ты находишься в лесу после дождя. И вдруг ты видишь радугу – она такая красивая, что тебе сразу захотелось ее нарисовать, а под рукой нет ни красок, ни бумаги. Ну ничего страшного – нарисуем ее в воздухе. (Рисует радугу) А теперь перенесем руку на инструмент и будем рисовать над клавиатурой, приговаривая стишок (3ми пальцами). Сначала правой рукой, затем левой.

 

«Ой ты радуга – дуга, под тобой лежат луга.

В небе ты повисла, словно коромысло.

Я красивую такую в полминуты нарисую.»

 

Затем открываем крышку инструмента и переносим упражнение на клавиши.

4.     Упражнение на штрих legato. «Паучок» на крышке инструмента.

 

 

После игры на крышке инструмента, переносим упражнение на клавиатуру.

Великий пианист Г.Г.Нейгауз говорил: «Наилучший звук – тот, который наилучшим образом выражает данное содержание». Руки – это твой голос, с помощью звуков они передают твои желания и чувства. Теперь давай попробуем пропеть руками пьесу, которую мы с тобой учим в классе.

Ученик играет пьесу «На катке» К.Лонгшамп-Друшкевичова.

А теперь давай сделаем небольшое творческое задание:

1.     Прохлопаем ритм, называя ноты

2.     Найдём повторяющиеся ритмические фигуры и мелодические повторы

3.     Разберём динамику пьесы

4.     Определим настроение и характер пьесы.

Теперь пробуем сыграть произведение с учётом всего проделанного анализа.

Далее играем второе произведение: ансамбль.

«Земляника и лягушки» Н.Соколовой

После проигрывания произведения ставим задачи:

1.     Назовём длительности

2.     Каким штрихом играть данное произведение.

3.     Определим тональность произведения и какие случайные знаки встречаются в пьесе

4.     Какой характер у пьесы

После анализа произведения играем его еще раз. Попробуем играть пьесу со словами

Учитель: Сегодня на уроке ты работал очень хорошо и активно. Я думаю, что тебе можно смело поставить оценку «отлично». Осталось только записать задание на дом.

 

Домашнее задание:

1.     Выполнять упражнения для рук и пальцев: «Пугало», «Пальчики здороваются». Упражнения на крышке инструмента (на столе) – «Радуга», «Паучок».

2.     Играть и петь пьесу «Земляника и лягушки» со словами.

Комментарии
Комментариев пока нет.