Задачи и организация работы с детьми со сложными нарушениями в развитии

3
0
Материал опубликован 3 December 2015

Целью моего доклада является обобщение опыта педагогической работы с особой категорией учеников – с детьми, со сложной структурой дефекта.

В 6 классе, обучается 5 детей 12 – 14 лет со сложными и множественными нарушениями развития .В классе создана обстановка, способствующая развитию ребёнка. Соблюдается принцип зонирования, кабинет разделён на учёбную зону, игровую зону, зону уединения. Благодаря  зоне уединения  у ребенка появляется возможность расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение ,напряжения, восстановить силы, почувствовать себя защищенным, поскольку зачастую бывает такой момент, когда необходимо уединиться, особенно, «особым»  детям. Соответствующая коррекционно – развивающая среда класса стимулирует детей для обучения и игры..

В соответствии с заключением ОПМПК все воспитанники имеют умственную отсталость легкой степени в сочетании с другими выраженными функциональными нарушениями развития. Им рекомендовано обучение по Программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Однако,  опыт педагогической практики показывает ,что применение этой  программы  в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких  первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия. Так ,как любое дополнительное нарушение еще более ограничивает небольшие познавательные возможности умственно отсталого ребенка .

Неоднородность состава класса, проявляется в способности к овладению знаниями и умениями, социально значимыми навыками, в проявлении эмоционально-волевых качеств. Для повышения качества обучения класс был мною  разбит на две подгруппы.

В первую подгруппу включены дети, которые наряду с интеллектуальными недоразвитием имеют нарушениями опорно-двигательного аппарата неврологического генеза и различные нарушения речи. Они имеют достаточный уровень знаний и умений по предметам школьного цикла, удовлетворительно владеют навыками коммуницирования, проявляют интерес к общению и взаимодействию со сверстниками и педагогами. Таким образом, представители первой подгруппы способны овладеть рекомендованной им программой при наличии специально созданных условий и способов альтернативного общения.

Во вторую подгруппу вошли дети, которые наряду с более выраженной интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми нарушениями речи имеют функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. Уровень познавательного, сенсомоторного и эмоционально-волевого развития представителей второй подгруппы не позволяет овладевать рекомендованной программой в полном объеме. Обучение этих детей требует не только соблюдения специальных условий, но и снижения уровня требований к достижениям.

Для реализации индивидуально-дифференцированного обучения детей со сложной структурой дефекта на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В. Воронковой в рамках учебных планов (Инструктивными письмами МО РФ № 3 от 26.12.2000 г., №27/2722-6 от 03.04.2003 г.) с учетом рекомендаций по обучению детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата было разработано вариативное календарно-тематическое планирование по основным предметам школьного цикла. Авторская ВКТП было утверждено и рецензировано Центром специального образования Самарской области.

Уроки  с детьми данной категории делятся на две части: первая-образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение проводится в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий.

Основными направлениями  деятельности по сопровождению являются:

- выбор образовательного маршрута  в процессе сопровождения развития ребёнка;  в соответствии с концепцией СФГОС в образовании умственно отсталых детей из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники разных классов.  На начальной ступени образовательного маршрута предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие как академический компонент, так и жизненной компетенции:

I. Язык и речевая практика

1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

3. Развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию ребенка.

II. Математика и применение математических знаний

1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);

2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

3. Развитие вкуса и способности использовать математические знания для творчества.

- выбор коррекционно-развивающего маршрута является ,следующим направлением в деятельности системы сопровождения ,для  преодоление личностных проблем в развитии ребенка .Основными задачами коррекционно-развивающего маршрута являются:

1.     Формирование представлений ребенка о себе;

2.     Формирование умений позаботиться о себе и содействовать обеспечению своего существования;

3.     Формирование представлений об окружающем мире и ориентации в среде;

4.     Развитие навыков коммуникации и общения в доступных видах социальных отношений;

5.     Познание предметного мира и участие в созидательной деятельности.

- и одним из важнейших, актуальных направлений сопровождения выступает  игрокоррекция с ипользованиемздоровьесберегающихтехнологий,которые в итоге  способствуют усвоению школьных базисных знаний и умений. Коррекционная направленность игрокоррекции  проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.

Для обучения и развития особых  детей мною широко применяется методика М. Монтессори, которая направлена на коррекцию психомоторных и сенсорных функций.

Предметно-пространственная развивающая среда класса по методике Монтессори делится на ряд зон:

В зоне практической жизни расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используя рамки с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, булавки, шнурки, банты и крючки) ребенок учится самостоятельно одеваться; пересыпать и переливать (рис, воду); перекладывание (из одной ёмкости в другую), встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой, закапывание / откапывание (в крупе, в песке) ,выдувание мыльных пузырей, мыть стол и убирать за собой; 

В зоне сенсорного развития расположен материал, который поможет ребенку научиться различать высоту, длину, вес, цвет, шум, запах, форму различных предметов; познакомиться со свойствами тканей, что также ему необходимо в дальнейшей жизни;

В зоне языковой и математической расположен материал, основной целью которого является умственное развитие ребенка.

Особенностью занятий по системе М. Монтессори состоит в оказании комплексной дифференцированной помощи детям, направленной на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.

В ежедневной практике я много времени уделяю массажу кисти рук и пальчиковой гимнастике. Специально для этого приобрела массажные шарики и колечки Су Джок. Массируя пальцы рук при помощи кольца и шарика  (заодно учим/повторяем понятия, что массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Дети прекрасно знают что, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний - с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца . Массаж губ, языка проводятся систематически при помощи артикуляционной гимнастики. Так же для  решения коррекционных задач используется: нетрадиционные виды  рисования, песочная терапия,аромотерапия,сказкотерапия,упражнения по дыхательной системе А.Н.Стрельниковой.

В процессе учёбы  использую специальные компьютерные  программы ,что позволяет повысить эффективность обучения,компьютер берёт на себя механическую тренировочную работу там, где это возможно.

Получая, таким образом, осмысливаемое образование, ребенок с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Коррекционная работа с  детьми   со   сложными  (комплексными) нарушениями развития должна  быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала ,учитывать зону ближайшего развития и  постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.Коррекционно-педагогическая работа с детьми со сложной структурой дефекта может быть эффективна при условии овладения педагогами содержанием и методами социального воспитания детей, а также при систематическом самообразовании.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации