Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведения ВПР, системе оценивания, по структуре и содержанию проверочных и диагностических работ

0
0
Материал опубликован 25 April 2020

ДОКЛАД НА РМО


Тема: Организация работы учителей математики по вопросу подготовки и проведения ВПР, системе оценивания, по структуре и содержанию проверочных и диагностических работ


учитель математики, информатики высшей категории МКОО Прибрежненская СШ МО «Старомайнский район» Ульяновской области



ВПР – проект уже не новый для российского образования, но по-прежнему вызывающий разные отзывы, часто не лестные. Цель моего выступления – обсуждение роли этой оценочной процедуры во внутренней системе оценки качества образования.

Для этого я остановлюсь на следующих вопросах:

что такое ВПР зачем они нужны;

почему необходима модернизация системы оценки качества образования;

как и для чего используются полученные результаты;

на что нужно обратить внимание школам и родителям;

ВПР в 2019-2020 учебном году.

Что такое ВПР и зачем они нужны?


Цель проведения Всероссийских проверочных работ (далее–ВПР) –обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации, поддержки введения ФГОС за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений школьников и осуществление мониторинга результатов введения ФГОС.

Назначение ВПР по математике – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся класса в соответствии с требованиями ФГОС. ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

Результаты ВПР могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования методики преподавания математики, муниципальными и региональными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

Не предусмотрено использование результатов ВПР для оценки деятельности образовательных организаций, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

Возникают вопросы: зачем исследовать качество образования? зачем школе проводить внутреннюю оценку качества образования? Возникают другие вопросы: зачем участвовать в процедурах ВПР, зачем школьникам выполнять эти работы, ведь нагрузка у них и так большая, а выпускникам еще нужно готовиться к ГИА (ОГЭ, ЕГЭ), может, лучше обойтись без них?


Зачем нужно выстраивать новую систему оценки качества образования?

Все процедуры оценки качества образования, по отношению к участникам оценивания, делятся на

«безответственные» – не влияющие на аттестацию и служащие для обеспечения «обратной связи» для управленцев в образовании (мониторинги всех уровней);

«ответственные» – влияющие на дальнейшую учебную траекторию участника и служащие для аттестации, отбора (рейтингования) (государственные экзамены).

ВПР – «ответственная» процедура оценки качества образования: они призваны вовремя выявить проблему и предпринять необходимые меры для ее устранения.

Как и для чего используются полученные результаты?

Уровень

Направления использования результата

Общероссийский уровень

Развитие единого образовательного пространства Российской Федерации, формирование единых ориентиров в оценке результатов обучения, мониторинг введения ФГОС.

Региональный уровень

Диагностика качества образования формирование программ повышения квалификации учителей.

Управленческие решения по низким результатам не принимаются!

Школьный уровень

Самодиагностика, повышение квалификации учителей, повышение информированности обучающихся и их родителей об уровне подготовки школьников.

Родители, школьники

Выявление склонностей, проблемных зон, планирование повторения, получение ориентиров для построения образовательных траекторий.

Вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты ВПР для повышения качества образования, представляется ключевым. Все способы использования данных ВПР могут быть разделены на две категории:

использование для принятия решений в отношении конкретных учащихся (например: диагностика проблем в обучении — определение мер по их преодолению — корректировка образовательного процесса);

использование для принятия решений в отношении системы образования на одном из её уровней, например, оценка деятельности образовательной организации с целью принятия решения о её аккредитации или проектирования «шага развития».

Существует ряд условий, от которых зависит эффективность использования результатов оценки, в том числе результатов ВПР. Вот некоторые из них.

1. Контроль или поддержка?

Следует различать две принципиально разные стратегии управления образованием. Эти стратегии создают контекст, который оказывает важнейшее влияние не только на то, как и для чего используются результаты оценки, но и на то, какие будут получены результаты, насколько они будут достоверны и т.п. Эти стратегии — контроль и поддержка.

Основными мерами поддержки в школе могут быть:

организация повышения квалификации педагогов;

приобретение учебного оборудования и учебных материалов («формулировка заданий на ВПР как в УМК!»;

стимулирование сетевого взаимодействия учителей и т.п.

При осуществлении стратегии поддержки важными являются не сами результаты ВПР, которые демонстрирует школа и отдельные учащиеся, а наличие у образовательной организации инструментов и процедур, позволяющих проектировать свой «шаг развития».

Из оценочных процедур к ним могут быть отнесены: формирующее оценивание учащихся, мониторинг, самооценка, самоанализ, самоконтроль и самопроверка.

2.Поддержка заинтересованных сторон

Крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны пришли к согласию относительно необходимости проведения ВПР и оказывали поддержку при их проведении. Этой целью необходимо поддерживать постоянную связь со всеми заинтересованными группами: учителя, родители и учащиеся. Необходимо постоянно информировать эти целевые группы о наиболее важных вопросах организации и проведения ВПР (включая вопрос интерпретации полученных результатов) и привлекать их к обсуждению.

3. Ориентация на информационные потребности основных групп пользователей результатов ВПР.

При проведении ВПР важно ориентироваться на существующие информационные потребности и запросы различных заинтересованных групп. Информацию следует представлять в форме, понятной потенциальным пользователям.

Необходимо использовать не только стандартные отчёты, но и другие информационные продукты


Информационные продукты и способы распространения информации

Информационные продукты

Распространение информации

Специализированный отчёт о результатах ВПР (по школе, предмету, группе учащихся).

Печатные отчеты.

Аналитическая записка.

Материалы в Интернете.

Информационный буклет для родителей.

Статьи в СМИ.

Пресс-релиз.

Интервью.


Пресс-конференции, конференции и семинары.


4. Учёт дополнительных данных при принятии управленческих решений по итогам ВПР

Крайне важно, чтобы при принятии решений выводы о качестве обучения делались не только на основе одних лишь результатов ВПР. Эта информация должна использоваться наряду с данными из других источников (самооценка, портфолио педагога и др.) для составления целостной картины о качестве обучения с учётом различных факторов и условий:

ресурсное обеспечение (педагогический состав);

социально-экономические условия (особенности класса, характеристика семей);

внутришкольные факторы (организация обучения, специфика учебного

Кроме того, необходимо учитывать и сравнительную динамику результатов оценки. В любом случае оценка качества работы учителя, школы требует использования данных разных оценочных и иных процедур.

5. Корректное сравнение результатов

Продолжая тему, обозначенную в предыдущем пункте, отмечу, что при оценке качества работы учителей по итогам проведения ВПР необходимо осуществить корректное сравнение результатов, избегая упрощённых выводов и решений. Только в таком случае можно обеспечить адресные меры поддержки наиболее нуждающимся в этом учителям и учащимся.

Традиционно мы ориентированы на принятие простых решений. Выстраивается линейный рейтинг результатов, показанных учителями, а затем принимается решение поощрить сильных (находящихся вверху рейтинга) и наказать слабых (находящихся внизу рейтинга). Такая модель совершенно не учитывает условия, в которых находятся учителя, зачастую это сравнение «пингвинов с помидорами», на основе которого происходит «наказание невиновных и награждение непричастных».

Иная модель возможна.

При оценке качества работы школы, учителя необходимо отказаться от линейного рейтинга и перейти к кластерному сравнению результатов и анализу факторов, лежащих в основе низких результатов (сравнение в своей весовой категории).

Использование результатов ВПР должно приводить к решениям, ориентированным на выработку и реализацию адресных мер поддержки учителей и наиболее уязвимых групп детей.

При этом надо иметь в виду, что информация об индивидуальных достижениях обучающихся не персонифицирована на уровне вне образовательного учреждения.

Можно выделить следующие виды решений по результатам ВПР:

Решения относительно ученика.


Здесь необходимо выяснить, на каком уровне освоена основная образовательная программа по учебным предметам и метапредметным результатам (базовый …) в соответствии с требованиями ФГОС. Принимаются решения относительно готовности ученика осваивать образовательную программу в следующем классе по конкретному предмету.

Также готовятся педагогические рекомендации для учащихся «группы риска» с целью индивидуальной поддержки учащегося при обучении (какие имеются дефициты в необходимых для продолжения обучения знаниях и навыках, и каким образом их можно восполнить).

Решения относительно учителя.

Полученные данные могут использоваться для аттестации педагога. В этом случае результаты ВПР должны служить одним из критериев деятельности педагога, наряду с профессиональным портфолио, самооценкой учителя, оценкой администрацией школы, оценкой родителями, результатами методической работы, свидетельствами о прохождении повышения квалификации, а также с учетом условий работы учителя (контингент учащихся, степень подготовленности учеников и т. п.).

Выработка плана профессионального развития и повышения квалификации с целью преодоления профессиональных дефицитов и повышения качества обучения школьников.

(Очевидно: в разных классах «западают» разные проверяемые требования освоения ООП. Причем размах отклонений (0 – 5% норма, 6 – 10% - допустимые, более10% - критические)тоже различный. Значит, методическая поддержка также будет различна. Важна работа ШМО).

Решения относительно школы.

Администрация школы может учитывать результаты ВПР в качестве одного из критериев результативности работы школы при проведении самооценки общеобразовательной организации.

Использование ВПР в качестве одного из элементов системы внутришкольного мониторинга качества образования.

Администрация образовательной организации и методические объединения учителей проектируют систему методической работы и повышения квалификации педагогов.

Администрация образовательной организации и методические объединения учителей принимают решения относительно выбора учебно-методических комплектов, по которым проводится обучение.

ИТАК, результаты ВПР позволяют:

оценить качество преподавания определенных предметов в конкретных классах и у конкретных учителей;

проконтролировать работу учителей-предметников;

продемонстрировать родителям реальный уровень знаний их детей;

указать учителям и самим детям, каким темам стоит уделить больше внимания;

строить дальнейшую стратегию развития образования с учетом реального положения.

На что нужно обратить внимание образовательным организациям и родителям.

Руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов в своём выступлении обратил внимание на то, что объективность в проведении массовых диагностических работ остаётся одной из актуальных проблем оценочных процедур.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Сергей Станченко сообщил, что, по данным анализа результатов ВПР, признаки необъективности их проведения выявлены. В некоторых образовательных организациях результаты были значительно выше средних по региону, хотя предметы, по которым большинство учеников показали отличные знания, в этих школах углубленно не изучались. Да и баллы выпускников на ЕГЭ оказались совсем не такими высокими. Подозрения у экспертов вызвали школы, где ученики справились со сложными заданиями лучше, чем с простыми. Это могло означать, что детям помогали.

В Рособрнадзоре собираются бороться с проблемой комплексно: усиливать контроль за оказавшимися в «черном списке» школами и работать над общим климатом в системе образования. Для образовательных организаций планируют открыть курсы по анализу и использованию результатов ВПР для повышения качества обучения, методики выявления школ с необъективными результатами будут развиваться.

Далее представлены кодификаторы проверяемых элементов содержания и требований к уровню подготовки по математике для учащихся 5-7 классов, взятые из демоверсий проверочных работ – 2018, в которых можно подробно ознакомиться с их полным описанием.

Ежегодно в контрольных материалах проверки знаний разного уровня происходят хотя бы малейшие изменения. В 2019-2020 учебном году планируют в очередной раз изучить качественный состав заданий, содержащихся в проверочных работах всероссийского уровня.

Учителя и родители укоряют составителей КИМов (контрольно-измерительных материалов), путающих при составлении заданий годы обучения детей. Далеко не все школьники, учащиеся, могут ответить на вопрос, изучаемый годом позже. Надеемся, что эти моменты будут попадаться все реже.

8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.