Содержание и организация работы по развитию речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

0
0
Материал опубликован 10 May 2016

Содержание и организация работы по развитию речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Важнейшей задачей уроков ''Развитие речи'' в коррекционной школе является накопление и систематизация представлений и элементарных понятий о природе и жизни общества в тесной взаимосвязи с овладением приемами анализирующего наблюдения, действиями сравнения и обобщения.

В неразрывном единстве с выработкой системы знаний и соответствующих умений и навыков находится работа по совершенствованию речи обучающихся, в том числе обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной (монологической) речи.

Известно, что основой становления связной речи является богатый и разнообразный словарь. Так как объем сведений об окружающем у детей с ограниченными возможностями значительно уступает объему знаний нормально развивающихся учащихся, то и словарь их значительно беднее. В связи с этим важное место в системе уроков ''Развитие речи'' занимает словарная работа, принцип проведения которой состоит в том, что новая лексика вводится в активную речь детей в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, и в том, что обогащение словаря должно находиться в единстве с развитием познавательной деятельности.(В.Ф.Махичина, Н.А.Цыпина).

Большое значение придается обогащению словаря разнообразными частями речи. Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, происходит на данных уроках в процессе анализа конкретных предметов, на основе упражнений в выделении и описании их свойств и качеств.

Постепенно, развивающиеся познавательные возможности детей позволяют усложнять содержание словарной работы. Так, в теснейшей связи с овладением практическими навыками группировки и классификации изучаемых объектов, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам, в речи детей появляются слова, обозначающие элементарные общие (родовые) понятия. Таким образом, содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление, систематизацию знаний детей о предметах и явлениях окружающей действительности.

Особое внимание на уроках уделяется воспитанию у обучающихся умения связно, в определенной логической последовательности, грамматически верно описывать изучаемые предметы, явления, события.

Чтобы ребенок смог логично, связно рассказать об объекте или событии, ему необходимо уметь рассмотреть его или отчетливо представить себе, отобрать основные свойства, установить причинно – следственные, временные отношения между предметами и явлениями. Такая работа осуществляется в процессе рассматривания и обсуждения учащимися конкретных предметов картин или серии картинок.

Большого внимания заслуживает составление индивидуальных и коллективных устных рассказов, лексические и грамматические упражнения, логически связанные с содержанием изучаемого материала. Они позволяют привлечь внимание детей к грамматическому оформлению фразы, приучают осознанно подходить к построению собственных высказываний.

Целенаправленное формирование познавательных интересов к явлениям природы и общества способствуют развитию у школьников любознательности, наблюдательности, умению рассуждать о причинах, делать элементарные выводы.

Разностороннее содержание учебного материала позволяет решать в определенной системе вопросы воспитания, обогащения нравственного опыта учащихся, формирования у них навыков правильного поведения в семье, в школе, на улице, в общественных местах, в природе.

Задачи, стоящие при изучении каждой темы программы довольно широки и разнообразны. Так, во время целенаправленных прогулок и экскурсий у детей складываются первоначальные понятия об изучаемых предметах и явлениях, формируется умение наблюдать. На последующих уроках проводится обобщение полученных в процессе наблюдений об окружающей природе и жизни людей. На других уроках, где обучающиеся получают отчетливые разносторонние представления об отдельных конкретных предметах происходит формирование умений планомерно рассматривать воспринимаемый объект, выделять его отличительные признаки при сравнении с другими предметами, составлять рассказ-описание. По каждой теме проводятся уроки, на которых детей учат группировать обобщать, классифицировать знакомые предметы быта и труда, природные объекты, понимать связь и причины событий, изображенных на сюжетных картинах или происходящих в природе и в жизни людей, передавать свои наблюдения и впечатления в связном рассказе.

Интерес к познавательной деятельности ребят в значительной мере зависит от того, насколько сформировано умение наблюдать изучаемые предметы и явления. Это умение вырабатывается у детей первоначально путем анализа и сравнения объектов во время экскурсий, развивающих прогулок, демонстрации предметов на уроках.

Для организации экскурсии учитель должен хорошо знать особенности наблюдаемого объекта, составить четкий план экскурсий, определить ее основную задачу, учеником должно быть понятно с какой целью они идут на экскурсию.

В обучении наблюдению огромную роль играет слово учителя. Без помощи взрослого ребенок с ограниченными возможностями не увидит того главного, что характерно для данного объекта или явления. Именно учитель своими вопросами и указаниями обеспечивает полное и разностороннее рассматривание, обследование учащимися предмета в определенной последовательности. Готовясь к экскурсии, учитель должен также предусмотреть работу по обогащению и активизации словаря учащихся. Во время экскурсии необходимо акцентировать внимание на новых словах, вопросы ставить так, чтобы ответы обязательно содержали эти слова или знакомые слова в новом значении. Слушая высказывания детей, учитель должен следить за употреблением ими разнообразных определений, обозначающих признаки предметов или явлений, а также за правильностью грамматического оформления речи.

Активизации познавательной деятельности учащихся в процессе экскурсии способствуют дидактические игры. Так при изучении темы ''Растения'' можно провести игры: '' Подбери листок'', ''Найди дерево или кустарник по описанию''. Во время посещения цветника при изучении темы ''Растения'' можно организовать дидактическую игру ''Садовник''.

Учитель – садовник дает описание цветка, дети должны узнать цветок, подойти к нему и выполнить разнообразные поручения ''Садовника'', сосчитать сколько у цветка лепестков, назвать их цвет, понюхать и сказать какой у цветка запах, рассмотреть стебель, определить его длину, толщину. Игровой задор можно усилить введением элементов соревнования ''Кто больше?'',''Кто быстрее?'' Сочетание непосредственных наблюдений с выполнением практических работ вызывает у учащихся познавательный интерес , что становится основой развития их наблюдательности.

На уроках обобщающих наблюдение учащихся (к примеру, по теме ''Птицы'') используются рассказы, загадки, иллюстрированный материал (рисунки, чучело), презентации, фильмы.

Обобщающий урок направлен не только на обогащение знаний учащихся, но и на выработку умения использовать эти знания в разнообразной деятельности. На обобщающем уроке должны создаваться условия для того, чтобы ученики имели возможность рассуждать, приходить к определенным выводам и умозаключениям, решать познавательные задачи. Для этих целей полезно включать в урок игры, дидактические задачи которых совпадают с задачами данного урока.

Примером может служить игра ''Когда это бывает?'' Основная дидактическая цель её - систематизировать знания учащихся о сезонных изменениях в природе. К доске прикрепляют четыре конверта разного цвета, обозначающие определенное время года, например: желтый – осень, белый или голубой – зиму, зеленый – весну, красный – лето. Можно использовать рисунки: желтые листья – осень, снежинки – зима, зеленые листья – весна, яркое солнце - лето, ученик получает разнообразные картинки и помещает их в соответствующие конверты, объясняя, почему изображенные предметы или явления относятся к данному времени года. (Ефименко Л.И.)

С распределением по конвертам картинок, изображающих резко отличающиеся сезоны, дети справляются легко. Гораздо труднее им дается объяснение произведенного действия. Обычно они лишь описывают выбранную картинку, используя простые, чаще нераспространенные предложения, но не объясняют, почему отнесли ее к зиме или лету.

Необходимо в процессе игры специально учить детей строить свое высказывание. На первых этапах обучения их речь бедна, однообразна, они употребляют неточные выражения, часто дополняют свой рассказ мимикой, жестами, в высказывании часто присутствует ненужная детализация, но в то же время ощущается недосказанность. Дополнительные, уточняющие вопросы учителя, требующие от ребенка доказательства, обоснованности ответа, как правило, помогают ему справиться с заданием полностью.

Большое внимание в процессе изучения отдельной темы уделяется формированию элементарных общих понятий, таких, как ''мебель'', ''посуда'', ''бытовая техника'' и др. Усвоение родовых понятий предполагает, с одной стороны, хорошее знание конкретных предметов (''Птицы – это воробей, ворона, галка, сорока, дятел и многие другие''.), с другой – овладение точными общими наименованиями соответствующих групп предметов (помидор, морковь, огурец и другие – это овощи)

Усвоить учащимся родовые понятия помогает практическая деятельность. Чтобы распределить предметы или их изображения, например игрушки и учебные принадлежности по существующим группам, учащиеся должны знать и уметь называть общие признаки, служащие основанием для объединения тех или иных предметов в группы.

Методы и приемы работы, способствующие возникновению и развитию у детей познавательных интересов, направлены также и на активизацию их мышления – это непосредственные наблюдения, простейшие опыты, анализ и сравнение предметов для выявления их сходства и отличия, составление рассказов по серии последовательных картин, дидактические игры, широкое использование предметно – практической деятельности учащихся. Однако для эффективного использования заложенных в программу возможностей формирования познавательных интересов необходимо так организовать процесс обучения, чтобы новые знания возникли в результате активной умственной деятельности самих учащихся, направленные на решение возникающих у них вопросов и принятых ими самими учебных задач. (Морозова Н.Г.)

Это достигается такими способами, при которых деятельность детей направляется на самостоятельный анализ отмеченных фактов, на поиск решений, выводов, умозаключений.

Литература:

  1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. М., 1994г.
  2. Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов М.: Владос,,2001г
  3. Формирование познавательных интересов у детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии// В сб. Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта / Под. ред. Л.П. Носковой. – М., 1984.
  4. Обучение детей с задержкой психического развития в подготовительном классе. Редакторы и составители В. Ф.Махичина, Н. А. Цыпина.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации