12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

Методические материалы на тему «Система работы учителя по подготовки ГИА по истории и обществознанию»

Система работы учителя по подготовке ГИА по истории и обществознанию: из опыта работы учителя ГБОУ гимназии г. Сызрани Самарской области Казаченко И.А.

В условиях ГБОУ гимназии на старшей ступени три профиля:

в 10 классе физико-математический, химико-биологический с 2 часами истории и гуманитарный класс -4 часа истории; они обучаются по ФГОСам.

в 11 классе гуманитарный - 4 часа истории, социально-экономический и физико-математический по 2 часа истории. Историю в формате ЕГЭ в 2018 году выбрали 17 человек из гуманитарного профиля, 4 человека не гуманитарии; 20 человек сдают ВПР по истории по выбору.

Время на подготовку к экзамену – актуальная проблема. Следовательно, главный вопрос при подготовке к ЕГЭ не только «Как?», но и «Когда начинать готовить и готовиться?». Вопросы эти взаимосвязаны. Невозможно подготовить учащихся на должном уровне к ЕГЭ ни за два месяца (как это пришлось делать для определенного процента учеников, выбравших экзамен в новой форме в прошлом учебном году в апреле месяце), ни за год (для тех, кто определился только в сентябре-октябре этого учебного года). То есть, необходима система подготовки к сдаче учащимися итогового единого государственного экзамена, а не судорожные попытки подтянуть в режиме аврала до необходимого минимального уровня.

Подготовка к ЕГЭ по истории и обществознанию начинается в среднем звене с 5 и 6 класса и ведётся вплоть до окончания 11 класса. Достаточно взглянуть на типологию заданий, входящих в КИМы по истории и обществознанию, чтобы эту закономерность проследить. Подготовка к ЕГЭ требует систематической работы по развитию у учащихся 5-11 классов таких УУД, как: 1. Предметные: основных фактов, событий и процессов, умение соотносить их с эпохой, периодом на основе научной периодизации истории; основных положений важных исторических документов; исторической карты и умение ее использовать при ответе (параллельно с изучением географической карты). Знание современных политических, экономических, социальных и культурных процессов, протекающих в стране и мире. Конкретное, грамотное и логичное изложение материала литературным языком с использованием исторической терминологии (взаимодействие с филологами). 2. Метапредметные : Умение сопоставлять события, соотносить факты, рассматривать перспективу их развития; умение делать обобщения, выводы; понимание причинно-следственных связей и закономерностей развития общества с учетом конкретно- исторических условий данного периода; восприятие альтернативности общественного развития; знание других подходов к решению исторической проблемы. Умение: давать оценку событиям, явлениям, процессам, историческим деятелям; аргументировать свою точку зрения.

Этот набор УУД формируется из урока в урок от класса к классу. Урок остается главным элементом в системе подготовки школьников ГИА.

Через какие формы организации работы школьников на уроках ?

Широко известные задания на соотнесение терминов и их характеристик, на определение терминов по характеристике, на определение лишних терминов среди перечисленных возможно через такую форму работы в 5- 9 классах как работа со словарями, составленными учащимися: 5-9: алфавитные; 10-11: тематические .

Потребитель – этот тот, кто 1)определяет качество товара 2)устанавливает надбавку к цене товара 3)влияет на доступность товара 4)приобретает и использует товар

Завершите фразу: «Художественное творчество, проявляющееся в различных его видах: живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, постановках театра и кино, называют _________________________». Полюдье в Киевской Руси – это 1)денежный оброк 2)народное собрание 3)сбор дворянского ополчения 4)форма взимания дани с подвластного населения

В честь какого события в истории государства Российского в Москве был построен Покровский собор на рву? 1) взятия Казани 2) окончания Смуты 3) присоединения Западной Сибири 4) венчания Ивана Грозного на царство .

Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, Г.Р. Державин, Н.И. Новиков были современниками 1)Анны Иоанновны 2)Петра I 3)Екатерины I 4)Екатерины II Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите государя, к которому относится эта характеристика. «Приятной наружности, добродушный, новый царь был благочестив. Любил охоту, лето почти постоянно проводил в селе Коломенском, где без конца строил и перестраивал свой деревянный дворец».

В 5-11 классах в каждой блочной теме ведется работа с историческими картами с составлением контурных карт, с заполнением слепых карт.

Территория Финляндии вошла в состав Российской империи в 1)середине XVIII в. 2)начале XIX в. 3)середине XIX в. 4)конце XIX в.

Крупнейшая в России Макарьевская ярмарка после пожара 1816 г. была переведена в 1)Нижний Новгород 2)Петербург 3)Москву 4)Ростов

После окончания второй мировой войны в 1945 г. к СССР отошла часть территории 1)Восточной Пруссии 2)Закавказья 3)Причерноморья 4)Карелии

Укажите основные итоги правления князя Ивана III. Назовите территории, присоединенные к Московскому княжеству в XV – начале XVI вв.


 

В 5-9 классах- регулярный тестовый контроль

Какое из перечисленных событий произошло позже всех других? 1)Куликовская битва 2)набег хана Тохтамыша на Москву 3)«великое стояние» на р. Угре 4)сражение на р. Калке

Какую цель преследовала Избранная Рада, отменяя кормления? 1)заменить власть наместников воеводским правлением 2)заменить власть наместников войсковым казачьим кругом 3)передать местное управление опричникам 4)передать местное управление Боярской думе

Чем знаменателен в истории России 1721 г.? 1)отменой крепостного права 2)провозглашением России империей 3)присоединением к России Крыма 4)принятием «Соборного уложения»

Какие из перечисленных ниже событий, явлений, понятий были связаны с понятием «аракчеевщина»? А) военные поселения Б) временщик В) учреждение Государственного совета Г) вольноотпущенные крестьяне Д) ужесточение цензуры Е) учреждение Государственной думы

Экономика России начала XX в. характеризовалась 1)узостью внутреннего рынка, обусловленной низкой покупательной способностью населения 2)низкой концентрацией производства и рабочей силы в новых отраслях промышленности 3)отказом русских предпринимателей использовать технические достижения передовых европейских стран 4)завершением процесса индустриализации

В 5-11 классах Работа с документами

Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, кому была открыта дорога к престолу после описываемого заговора. «Однако главная причина падения Лжедмитрия I была другая. На собрании заговорщиков накануне восстания бояре откровенно заявили, что признали Лжедмитрия только для того, чтобы избавиться от Годунова. Большим боярам нужно было создать самозванца, чтобы низложить Годунова, а потом низложить и самозванца, чтобы открыть дорогу к престолу одному из своей среды. Они так и сделали». 1)Василию Шуйскому 2)Ивану Заруцкому 3)Прокопию Ляпунову 4)Лжедмитрию II

Прочтите отрывок из постановления ЦК ВКП(б) 1930 г. и укажите, в школах какого уровня вводилась упоминаемая мера. «Развитие социалистического строительства и связанные с этим огромные задачи по подготовке кадров, ликвидации культурно-технической отсталости и коммунистическому воспитанию широких масс требуют скорейшего проведения всеобщего обязательного … обучения как важнейшей предпосылки дальнейшего развития культурной революции». 1) начального 2) неполного среднего 3) среднего 4) высшего

Прочитайте текст и выполните задания . Все виды материальной и духовной деятельности человека производны от труда и несут в себе его главную черту – творческое преобразование действительности, а в итоге и самого себя. Важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный предметный характер, – все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама она обязательно направлена на творческое созидание определенного материального или духовного продукта (так, благодаря деятельности рабочего создаются реальные машины, здания, а в деятельности писателя и художника создаются художественные произведения). Если мы хотим осознанно употребить слово «деятельность» применительно к той или иной сфере жизни человека, то обязательно должны представлять себе предметное содержание ее компонентов, содержание ее конечного «продукта». Но если в наблюдаемых нами жизненных событиях мы не можем выделить и определить содержание компонентов деятельности, не можем проследить реальное преобразование человеком той или иной материальной или духовной действительности, то термин «деятельность» к этим событиям применять нельзя. Жизнь некоторых людей лишь частично связана с полнокровной человеческой деятельностью, она лишь теплится у них в неразвитой форме. (В.В. Давыдов)

1. Каковы, по мнению автора, общие черты всех видов человеческой деятельности? Укажите две черты.

2. В каких случаях, по мнению автора, термин «деятельность» не может быть использован? Укажите два случая.

3. Какие примеры преобразований материальной и духовной действительности приводит автор? Приведите по одному собственному примеру таких преобразований.

4 Что называет автор «неразвитой» формой деятельности? Приведите по одному собственному примеру такой деятельности в материальной и духовной сферах жизни.

5-11 Составление таблиц разных видов

Установите соответствие между необходимым условием функционирования экономической системы и её типом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. (хронологических, сравнительных, информационных.

УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ А) командно-административная; Б) рыночная

1) преобладание (господство) государственной собственности

2) свободное ценообразование

3) контроль государства за производством и распределением

4) экономическая самостоятельность производителей

5) конкуренция

6) централизованное планирование производства

Установите соответствие между названиями организаций и именами их участников. Буквы, соответствующие выбранным элементам, запишите сначала в таблицу, приведенную в тексте задания, а затем перенесите их в бланк. НАЗВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИМЕНА УЧАСТНИКОВ

1) «Народная расправа» А) П.И. Пестель

2) Северное общество Б) С.Г. Нечаев

3) Южное общество В) А.И. Желябов

4) «Народная воля» Г) С.П. Трубецкой

Д) В.Г. Белинский

Сравните положение освободившихся от крепостной зависимости русских крестьян в периоды 1861 – 1881 гг. и после принятия Положения 1881 г. – вплоть до конца XIX в. Назовите общие черты и различия. Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ). Общее Различия

В 6-11 Разработка и применение исторических алгоритмов

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ ЭССЕ

1. Сначала в работе необходимо показать насколько правильно понята проблема. Предложение может быть построено следующим образом:

Высказывание «...............................................» связано с ......................................... проблемой. Т.е. нужно увязать то или иное высказывание с конкретной проблемой.

2. Причины выбора данной темы. Необходимо отметить почему из 6 предложенных высказываний он выбрал именно это, связанное с данной тематикой.

3. Показать авторское видение темы, проблемы. Учащийся, показав, что он знает проблему и тему с которой связано высказывание, должен показать что он понимает и ее авторское видение. Иное дело проблема, факт и иное дело – интерпретация факта, точка зрения на проблему.

4. Выразить свое отношение к мнению автора: а) согласие полное («Я согласен (а) с автором, т.к. ............................»); б) частичное согласие («Я согласен (а) с автором в .........................., т.к..........................; Я не согласен(а) с автором в ..................................., т.к...............................»); в) полное несогласие с автором («Я не согласен(а) с автором, т.к......................»). Когда что либо утверждается или отрицается, необходима аргументация. Аргументация осуществляется по следующей схеме: а) Концептуально-теоретическая (со ссылкой на теории и ученых). б) Примеры. в) Опора на собственную личную практику, опыт. Только после того, как выпускник раскроет авторское видение проблематики, можно приступить к выражению своего отношения к нему, которое может быть выражено трояко.

5. Выводы (Формулируя выводы необходимо подвести итог своему размышлению. Ясно, что он должен быть прямо связан с исходной посылкой эссе – выбранной цитатой.)

7-11 Логические схемы Какое слово пропущено в схеме? Формы чувственного познания ощущение … восприятие

8-11 Задания проблемного характера (докажите, обоснуйте, выскажите свою точку зрения)

Верны ли следующие суждения о деятельности производителя в условиях рынка? А. Рынок побуждает товаропроизводителя к повышению производительности труда. Б. В условиях конкуренции производителю невыгодны затраты на совершенствование техники. 1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

По мысли русского философа Н. А. Бердяева, «можно сказать, что старая культура была опасна для человеческого тела, она оставляла его в небрежении, часто его изнеживала и расслабляла. Машинная, техническая цивилизация опасна, прежде всего, для души». Приведите три аргумента в поддержку или опровержение мнения известного мыслителя.

После провозглашения Манифеста 17 октября 1905 г. лидеры буржуазных партий рассматривали ситуацию как фактическую победу революции. Какие события, явления свидетельствовали о том, что революция продолжалась? Почему события развивались таким образом?

Некоторые политики, историки оценивают выдвижение М. Горбачевым концепции «нового политического мышления» в период перестройки в СССР как шаг, предпринятый под давлением Запада, направленный на отказ от собственных национальных позиций, государственных интересов СССР. Какие другие оценки политического курса М.С. Горбачева Вам известны? Какую из оценок Вы считаете более убедительной? Приведите положения, факты, которые аргументируют избранную Вами точку зрения.

8-11 Система тематических зачётов

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА» I. Даты (число, месяц, год): начало и завершение II Мировой войны и Вов

основные битвы Вов (периодизация) блокада Ленинграда парад Победы

2.Персоналии. К. Ворошилов В. Теркин Д. Эйзенхауэр А. Гитлер Г. Жуков Молодогвардейцы Б. Монтгомери Ф. Паулюс С. Тимошенко Панфиловцы У. Черчилль Э. Манштейн Д. Г. Павлов Р. Зорге Ш. Де Голль В. Браухич К. Рокоссовский Н. Кузнецов Ф. Рузвельт Г. Геринг И. Конев А. Матросов Г. Трумэн Г. Гейдрих И. Кожедуб Я. Павлов Й. Риббентроп М. Тухачевский З. Космодемьянская К. Дениц А. Маринеско В. Талалихин Х. Гудериан А. Туполев Н. Гастелло А. Власов Н. Поликарпов К. Симонов С. Бандера В. Молотов Т. Савичева И. Сталин Д. Карбышев А. Василевский М. Егоров и М. Кантария С. Ковпак

3.Понятия: РОА «Барбаросса» Бомбардировщик Брестская крепость КВ «Тайфун» Блокада Город-герой Т-34 «Цитадель» Гетто Директива №21 ГКО «Дорога жизни» Концлагерь Система коллективной безопасности Смерш «большая тройка» Второй фронт Таран (воздушный) «Ост» «Багратион» Вермахт Ленд-лиз «тигр» Штурмовик Абвер Антигитлеровская коалиция «катюша» истребитель система коллективной безопасности Коренной перелом Хатынь Бабий яр пакт «Священная война» Агрессия Третий Рейх Трибунал Пакт Молотова- Риббентропа Линия Маннергейма Стратегическая инициатива Приказ № 227 «Котёл» Плацдарм Форсирование «Восточный вал»

4. Теоретические вопросы: СССР накануне ВОв. Международные отношения и предвоенная дипломатия СССР ВОв: понятие, периодизация, причины, итоги и значение Начальный период ВОв БЛОКАДА Ленинграда Битва за Москву Сталинградская битва Курская дуга Коренной перелом в ВОв Советский тыл в годы ВОв Оккупационный режим. Националистическое движение. Партизанское движение и деятельность подполья Боевые действия в 1944/45 гг. Берлинская операция Советско-японская война. Цена Победы Антигитлеровская коалиция. Второй фронт Союзники Германии и их участие в военных операциях на территории СССР Окончание второй мировой войны: итоги, причины и цена победы.

5. Проблемные вопросы. Виноват ли СССР в развязывании II Мировой войны? Насколько вероятна была победа Германии в Вов? Внешняя политика СССР в 1930-е годы: причины смены внешнеполитического курса. Возможно ли было предотвратить вторую мировую войну? Свою точку зрения обоснуйте. Дайте обоснованную оценку зимнему наступлению РККА 1941-1942 гг. Наступательные операции РККА в 1944-1945 гг. Цели освободительного похода в Европу.

Что входит в систему подготовки ЕГЭ кроме урока?

2.Элективные курсы в 11 классе на расширение тематических блоков

"Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории XX века"- 1 полугодие;

"Альтернативные ситуации в истории России"-2 полугодие

3.Внеурочная деятельность в 10 классе:

Курс "История России в лицах"на 34 часа.

4. Проведение пробных ЕГЭ и анализ результатов выполнения с ранжированием заданий по степени усвоения, с определением % выполнения заданий, выявлением типичных ошибок.

5.Подготовительная работа к мониторингам как внешней экспертизе уровня подготовленности школьников

Это далеко не полный список элементов системы подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию, который используется мной на уроках в 5 – 11 классах. Однако для достижения цели – успешная сдача учащимися ЕГЭ – необходима не только работа учителя, но и осознанная целенаправленная, целеполагающая работа самого ученика. В ходе подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ выявлены такие проблемы субъективного и объективного характера, как:

Пробелы в знаниях. Самоподготовка или сведена к минимуму или отсутствие перспективного планирования деятельности по подготовке к итоговой аттестации в виде ЕГЭ учеником.

Проблемы профориентационного характера, поздний выбор профиля обучения, ВУЗа и авральная подготовка к экзамену по предмету, ранее отнесённого к разряду «мне его не сдавать».

Невнимательность учащегося, в том числе при заполнении бланков, при прочтении заданий, при понимании сути задания. Неумение рационально рассчитать время на выполнение работы.

Несмотря на выявленные проблемы, подготовка, проводимая в системе, даёт свои положительные результаты. Проблемы, обозначенные мной, решаются в гимназии не только в рамках предметов история, обществознание. Немаловажную роль играет система подготовки учащихся в ОУ в целом, которая осуществляется посредством межпредметных связей, например: история/обществознание – литература – русский язык, история/обществознание – алгебра – геометрия, история/обществознание – информатика, история/обществознание – география и другие. Идеального рецепта по подготовке учащихся к ЕГЭ, на мой взгляд, не существует. На одну успешно решённую проблему тотчас же появляются несколько новых. Поэтому для меня основным ориентиром в этой работе является лозунг: «Дорогу осилит идущий».

При подготовке доклада использованы: КИМы http://www.ege.edu.ru / и http://fipi.ru/; материалы семинара Кишенковой О. В. «Алгоритм написания эссе»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.