Рекомендации по организации самообразования педагогу дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Рекомендации по организации самообразования педагогу дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДЮТ «Ровесник»
Развитие личности педагога дополнительного образования неразрывно связано с его работой над собой и стремлением к поиску новых знаний. Более того, сегодня самообразование - одна из важных форм системы непрерывного повышения квалификации педагогов дополнительного образования.
Постоянная работа педагога над совершенствованием своего интеллектуального роста важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на развитие и воспитание ребёнка. Педагогу не обойтись без серьёзных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью и профессиональной деятельностью вопросах. Только путём самообразования и творческих поисков педагог придёт к своему мастерству. Именно поэтому постоянное стремление к самосовершенствованию должно стать потребностью каждого педагога дополнительного образования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.
Самообразование — это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной и политической среде и вписаться в контекст происходящего.
Самообразование педагога дополнительного образования многогранно и многопланово. Основными направлениями в системе самообразования педагогов могут быть:
Ознакомление с новыми нормативными документами;
Изучение учебной и научно-методической литературы;
Знакомство с новыми достижениями педагогики, детской психологии;
Изучение новых программ и педагогических технологий;
Знакомство с передовой практикой;
Повышение общекультурного уровня.
Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Поэтому организацию самообразования педагогов необходимо делать гибкой, позволяющей приобщать каждого сотрудника, активно включать всю работу по самообразованию в педагогический процесс. При этом очень важны последовательность действий и постепенность в решении задач.
Методические рекомендации по самообразованию:
Изучать специализированную профессиональную литературу предпочтительно поэтапно по различным направлениям, т.е. выписывая, принципы данной программы, методики. В тетрадь по самообразованию следует записывать выходные данные изучаемой книги, указывая страницы с наиболее значимой информацией.
Анализируя прочитанное, нужно сравнить его с ранее изученным материалом, выявить сходство и различие систем.
Следует обсудить изученное с коллегами на творческом объединении. В ходе обсуждения могут выявиться неточности в осмыслении прочитанного, значит, следует скорректировать знания.
Изученное следует внести в перспективный план на весь учебный период.
При использовании новаций необходимо приобрести или изготовить дидактические пособия согласно рекомендациям автора.
Рекомендации занимающимся самообразованием:
Важно
чтобы знания по какому-либо вопросу, приобретаемые из одного источника, дополнялись сведениями из другого документа. Это заставляет занимающегося сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать свое собственное мнение по данному вопросу.
научиться пользоваться библиотечными каталогами. Это сократит время поиска нужной литературы, так как многие карточки содержат краткую аннотацию или перечисление основных вопросов, раскрываемых в книге.
уметь собирать, накапливать и хранить сведения, факты, выводы. Они пригодятся для выступления на педагогических советах, участия в дискуссиях и т. д.
Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.
Для молодых специалистов:
Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития;
Формирование основ педагогического мастерства;
Развитие умений и конструктивных способностей.
Для педагогов, работающих свыше 5 лет:
Овладение способами проектирования образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования;
Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей.
Для опытных, творчески-работающих педагогов:
Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
Проявление творческого потенциала педагога;
Пропаганда своих достижений;
Развитие исследовательской деятельности.
Для педагогов без специального образования:
Овладение методикой работы с детьми;
Адаптация к педагогической деятельности.
Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Правильно организованная работа по самообразованию должна стать стимулом как для повышения профессионального мастерства педагога, так и для развития его личности.
17 фактов о самообразованииИсточник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a2596b4ad0f220f8e6bf370/17-faktov-o-samoobrazovanii-5a2bfaf3f03173d2c86b1af9
1. Знания усваиваются глубже и дольше сохраняются, если мы тратим на их приобретение определенные усилия. Что легко пришло, то легко и уйдет.
2. Мы сами не в силах оценить насколько эффективно мы учимся и, если процесс обучения тормозится, мы хватаемся за знакомые приемы, которые кажутся нам продуктивными (такие как «зубрёжка»). Но при этом забываем, что результаты таки приемов обычно поверхностны и недолговечны.
3. Самые распространённые методы самообразования – чтение и зубрежка, результаты которых на первый взгляд даются быстро и легко, но на самом деле поверхностны и недолговечны. То есть мы чаще выбираем популярные, но неэффективные методы обучения.
4. Более действенный и простой метод, чем перечитывание и повторение, - это припоминание.
5. Гораздо эффективнее для запоминания и понимания по окончании после прочтения текста выполнить тест или попытаться сформулировать ключевые мысли и идеи, заложенные в тексте.
6. Нервные окончания в мозгу усиливаются, когда мы напрягаем память и повторяем пройденное.
7. Регулярная практика и припоминание препятствует забыванию и упрощает пути поиска информации в нашем мозгу.
8. Припоминание через увеличивающиеся интервалы и перемеживание знаний при изучении из разных тем, приводит к впечатлению, что с каждым разом припоминание дается труднее, даёт ложное ощущение неэффективности, но на самом деле позволяет надолго запомнить информацию и применять её более гибко в дальнейшем.
9. Пытайтесь найти решение задач и ответы на вопросы самостоятельно, до того, как сможете получить информацию в готовом виде. Это требует усилий, но окупается лучшим результатом.
10. Есть мнение, что люди делятся на визуалов (тех, кто предпочитает иметь дело со зрительными образами) и аудиалов (тех, кто лучше воспринимает информацию на слух). Исследования, проведённые учеными, опровергают данное разделение и приводят к тому, что для эффективного обучения нужно по возможности задействовать все возможные способы получения информации человеком.
11. Во всём, что мы изучаем нужно искать основополагающие принципы, позволяющие определить типологические отличия между предметами. Данные принципы являются «стволом дерева» знаний, без которого бессмысленно приступать к изучению «ветвей» и «листьев».
12. Наиболее эффективный способ проверки насколько усвоены знания — это применение их на практике в реальной ситуации.
13. Любое новое знание накладывается на фундамент предшествующего. Прежде чем научиться искать неисправности в автомобиле нужно изучить как работает исправный автомобиль.
14. Зубрежка приводит к эффекту забивания памяти малым объемом информации, припоминание и осмысление позволяют усваивать безграничный объем информации.
15. Пытайтесь применить новые знания как можно к большему количеству ситуаций, явлений и других знаний.
16. Исследования ученых показывают, что возможности к обучению не являются врожденными, а могут тренироваться у всех людей.
17. Исследования так же опровергли заблуждения о том, что нейронные связи в мозгу формируются лишь до наступления совершеннолетия. На самом же деле они формируются в любом возрасте. Поэтому осваивать новые навыки и изучать новое можно в любом возрасте.