Организация самостоятельной исследовательской работы студентов познавательно-практического типа по дисциплине «Маркетинг»

9
0
Материал опубликован 27 April 2021 в группе

Организация самостоятельной исследовательской работы студентов познавательно-практического типа по дисциплине «Маркетинг»


Выполнила:Костоусова Елена Юрьевна,

преподаватель БУ ПО «Югорский политехнический колледж»


Понятие «самостоятельная работа» трактуется как самостоятельный поиск необходимой учебной информации, приобретение новых знаний и их использование для решения ученых научно практических и профессиональных задач. Как вид ученой деятельности, самостоятельная работа складывается из многих элементов: творческого восприятия и осмысления учебного материала, подготовки к занятиям, экзаменам, зачетам, выполнения курсовых и дипломных работ.

Самостоятельная работа может быть представлена разными видами индивидуальной или групповой познавательной деятельности студентов как на занятиях, так и во внеаудиторное время без непосредственного руководства, но под наблюдением преподавателя.

«Самостоятельная работа» – это вид учебной деятельности, выполняемый учащимся без непосредственного контакта с преподавателем или управляемый преподавателем опосредовано через специальные учебные материалы; неотъемлемое обязательное звено процесса обучения, предусматривающее прежде всего индивидуальную работу учащихся в соответствии с установкой преподавателя или учебника, программы обучения.Самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов.

Отличие самостоятельной работы студентов от аудиторной работы заключается в том что, в условиях аудиторной работы преподаватель сам ставит цель деятельности, и соответственно будет ставить цель каждого отдельного действия. При выполнении задания каждое отдельно взятое действие студента стимулируется преподавателем. В этом случае предмет и средства деятельности хотя и осознаются учащимся, но все же в его сознании не воспринимаются в единстве.

В случае самостоятельной работы - студент приобщается к целеобразованию на основе анализа опыта, конкретных фактов и собранных материалов. В данном случае учащийся предпринимает не отдельные действия, а систему взаимосвязанных действий в соответствии с предметом деятельности. Он сам ставит цель и в соответствии с ней регулирует свою деятельность. Предмет и средства деятельности достигают здесь своего полного единства на основе самостоятельной выработки цели.

Самостоятельная деятельность как процесс, включает в себя такие компоненты как:

- выделение учащимися познавательной задачи, общей и частной (умение в структуре учебной ситуации выбрать цель, увидеть задачу);

- подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи (умение выбрать пути и средства для ее решения);

- выполнение операций контроля (умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи).

Цель самостоятельной работы студента – научить его осмысленно и самостоятельно работать с информацией; заложить основы самоорганизации и саморегуляции, для того, чтобы привить студенту умение непрерывно повышать свою квалификацию, формировать и развивать свои профессиональные навыки.

Основными видами внеаудиторной самостоятельной работы являются:

подготовка к аудиторным занятиям: проблемным лекциям, дискуссиям, деловым играм и т.п;

изучение отдельных тем ученых дисциплин в соответствии с ученой программой, составление конспектов, самоконтроль знаний;

подготовка и написание рефератов, докладов, эссе и других письменных работ на заданные темы;

выполнение индивидуальных заданий (проектов, курсовых работ, индивидуальных творческих заданий; выполнение индивидуальных заданий направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы.)

В современной дидактике отсутствует единое мнение по вопросу классификации самостоятельных работ, т.е. нет их общепринятой классификации.В связи с тем, что признаки, характеризующие формы организации обучения, делятся на внешние и внутренние (Таблица 1)

Таблица 1 Типология самостоятельных работ

Основание

классификации

Типы самостоятельных работ


Внешняя сторона самостоятельной работы

1.

Способ организации учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая

2.

Место выполнения

Классная, внеклассная

3.

Способ выполнения

Устная, письменная, практическая, комбинированная

4.

Используемый источник знаний

- Работа с учебником;

- Работа с дополнительной литературой;

- Работа с документами;

- Работа с раздаточным материалом;

- Работа с материалом телепередач;

- Работа с компьютером и пр. (Л.В.Жарова)


Внутренняя сторона самостоятельной работы

5.

Дидактические цели

- Приобретения новых знаний; приобретение умений и навыков; применение знаний; повторение и проверка знаний, умений, навыков (Б.П. Есипов).

- Приобретение новых знаний и овладение умениями самостоятельно приобретать знания; закрепление и уточнение знаний; выработка умения применять знания на практике; формирование умений практического характера; формирование умений творческого характера (А.В.Усова)

- Предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний; работы, организуемые с целью изучения нового материала; работы, направленные на повторение, закрепление знаний; работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений; обобщающие самостоятельные работы; проверочные самостоятельные работы (Л.В.Жарова).

6.

Тип мыслительной деятельности

(В.А. Сластенин)

По образцу;

Конструктивно-вариативные;

Эвристические;

Исследовательские

7.

По характеру познавательной деятельности

Репродуктивные; проверочные; тренировочные; творческие (В.И. Загвязинский)

Воспроизводящие(по образцу); реконструктивно-вариатив-ные; эвристические; творческие (П.И. Пидкасистый)

Воспроизводящие; поисковые (эвристические); творческие работы (Л.В.Жарова)

8.

По роли в формировании понятий (А.В. Усова)

- Первичное знакомство с понятием, вычленение его существенных признаков; уточнение признаков понятия; выработка умения оперировать понятием в решении задач; конкретизация понятий; классификация и систематизация понятий; применение понятий в решении задач творческого характера.

Как видно из таблицы, авторы классифицируют самостоятельные работы по разным основаниям, если одни берут за основание классификации что-то одно, например, дидактическую цель или характер познавательной деятельности, то другие строят классификации по разным основаниям (Л.В.Жарова, А.В.Усова), показывая недостатки той или иной классификации.


Самостоятельная работа по МДК02.03 «Маркетинг» специальности 38.02.04 Коммерция по отраслям представляет собой учебное задание.

Самостоятельная работа предполагает работу в группах, состоящих из 3-4 человек.Малыми группами студенты во внеаудиторное время выполняют заранее полученное задание. Результатом проведенной работы является оформленный Проект и его презентация.

В результате написания и защиты проекта проверяются следующие элементы компетенций:

анализировать окружающую среду организации на основе результатов маркетинговых исследований;

анализировать и прогнозировать конъюнктуру рынков товаров и услуг;

выявлять потребности на целевых сегментах рынка;

комплексно анализировать и оценивать ценовую и сбытовую политику;

изучать перспективы сбыта новых товаров с учетом социально-демографических особенностей различных групп населения, состояния и динамики, их доходов, традиций и вкусов;

применять средства и методы маркетинга для формирования спроса и стимулирования сбыта.

Целью самостоятельной внеаудиторной работы по МДК 02.03 «Маркетинг» является формирование у студентов потребности самостоятельного поиска и приобретения новых знаний в области маркетинговых исследований, анализа маркетинговой среды, оценки ценовой политики и формирования спроса.В ходе выполнения самостоятельной работы студенты получают дополнительные знания и некоторый практический опыт.

Самостоятельная работа по МДК02.03 «Маркетинг» позволяет развить у студента следующие качества:

гибко адаптироваться в сложившейся ситуации, са­мостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;

самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возни­кающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные технологии;

четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими зна­ния могут быть применены в окружающей действительности;

быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (уметь собирать необходи­мые для исследования определенной задачи факты, анализировать их, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать ста­тистические закономерности, формулировать аргументированные выводы и на их основе выявлять и решать новые проб­лемы);

быть коммуникабельными, контактными в различных социаль­ных группах, уметь работать сообща в разных областях, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них; самостоятельно трудиться над развитием собственной нравст­венности, интеллекта, культурного уровня.

Таблица 2 Характеристика самостоятельной работы по «Маркетингу» по классификационным признакам

Основание

классификации

Тип самостоятельной работы

1.

Способ организации учащихся

Групповая

2.

Место выполнения

Внеаудиторная

3.

Способ выполнения

Комбинированная

4.

Используемый источник знаний

Работа с дополнительными источниками; работа с информа-цией, полученной в результате исследования рынка и анкетирования группы потребителей.

5.

Дидактические цели

Проявление соответствующей познавательной деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении студентами учебного задания, которое, в конечном счёте, приводит его либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

6.

Тип мыслительной деятельности

исследовательский

7.

По характеру познаватель-ной деятельности

исследовательская работа познавательно-практического типа

8.

По роли в формировании понятий

применение понятий в решении задач творческого характера.


Приложения - [7.1]https://cloud.mail.ru/public/8mUa/uVHoPxCH3 -Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы

[7.2] https://cloud.mail.ru/public/7WqK/4J814eoKf - Отчет студентов о самостоятельной работе.


Список источников

Гречухина Т.И., Меренков А.В. Самостоятельная работа студентов: виды, формы, критерии оценки : [учеб.-метод. пособие] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал.федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 2016. — 80 с.;

Жарова Л.В. Учить самостоятельности. Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. — 205 с.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д., 1997; Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьника в обучении. – М., 1980.

Теория деятельности в трудах Леонтьева [Электрон.ресурс]. - Режим доступа на 23.08.2018 :http://psylist.net/obh/00007.htm , свободный. - Загл. с экрана.

Цыварева М.А. «Проектирование системы самостоятельной работы студентов в процессе профессиональной подготовки учителей начальных классов» // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 1.;https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=5540

Городецкая Е.Я«Педагогические основы организации и управления самостоятельной работой студентов».Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-osnovy-organizatsii-i-upravleniya-samostoyatelnoy-rabotoy-studentov



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации