12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Некрасова Анжелика Ивановна80
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ С РОДИТЕЛЯМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Некрасова Анжелика Ивановна

МБДОУ № 69 г. Миасс

Воспитатель

Актуальность проблемы развития самостоятельности у младших дошкольников связана с определенными перекосами в воспитании детей. Исследования, проведенные в последнее время, свидетельствуют о том, что детям свойственен инфантилизм и синдром беспомощности, так как большинство взрослых в сензитивный период развития самостоятельности подавляют инициативу детей, в результате чего у детей возникают сложности в самообслуживании, инициативности и относительной независимости ребенка. Промедление в развитии самостоятельности приводит к появлению детских капризов, упрямства, вредной привычки постоянно надеяться на помощь окружающих.

Самостоятельность - ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.

Образовательные программы уделяют особое внимание таким навыками как самостоятельность и самообслуживание и требуют от воспитателей:

• совершенствовать культурно – гигиенические навыки, формировать простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

• приучать детей следить за своим внешним видом;

• учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Воспитывать навыки опрятности [6, с. 54].

В литературе отмечается, что развитие самостоятельности дошкольников проходит в несколько этапов:

Этап подражания (дети действуют по образцу);

Этап частичной самостоятельности (самостоятельно выполняют части работы);

Этап более полной самостоятельности (выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее значимых видах деятельности).

Учитывая это, актуальным для педагогических коллективов ДОО является поиск эффективных форм вовлечения родителей в образовательный процесс. Одной из таких форм, по нашему мнению, может быть организация творческих мастерских с участием родителей и сотрудников ДОО.

Использование творческой мастерской, как формы работы с детьми и родителями возможно в самых разных видах деятельности. Значительный плюс такой формы работы состоит в добровольности работы в мастерской, в возможности родителей к выбору, а детей к самостоятельности, к развитию эмпатии и способности строить совместную деятельность, как со сверстниками, так и с родителями.

Целью исследования является разработка, систематизация и апробация педагогических условий организации творческой мастерской совместно с родителями как средства развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: организация творческой мастерской совместно с родителями будет способствовать развитию самостоятельности детей младшего дошкольного возраста если:

будет обеспечена информационно-просветительская поддержка родителей в организации творческой мастерской;

в ходе работы творческой мастерской совместно с родителями предметно-развивающая среда будет обогащаться предметами и пособиями, которые стимулируют самостоятельную деятельность детей;

предметно-развивающая среда будет наполнена полифункциональными играми и игрушками;

детям будет представлена возможность принятия самостоятельных решений.

В нашей работе мы взяли за основу определение Воскресенской В. А., которая трактует понятие самостоятельность как способность достигать цель деятельности без посторонней помощи, что приводит к обеспечению познавательного и личностного развития.

Исследование проходило во второй младшей группе МДОУ Детский сад № 99 г. Миасс, с декабря 2017 года по март 2018 года. В опытно-практической работе принимали участие дети, в возрасте 3-4 лет и их родители.

На I этапе, констатирующем, мы использовали методику, разработанную Н. М. Крыловой, что позволило нам определить критерии и показатели, по которым проводилась оценка уровня сформированности навыков самостоятельности младших дошкольников. Для достоверности наблюдений также мы провели, предложенную автором А. С. Козловой методику «Оценка самостоятельность и активности детей дошкольного возраста».

Результаты диагностик мы оформили в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты диагностики уровня развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста


Методика 1

Методика 2

Обобщенные данные

Высокий

26%

28%

27%

Средний

51%

55%

53%

Низкий

23%

17%

20%

На втором этапе, формирующем, мы открыли творческую мастерскую для родителей.

В ходе создания творческой мастерской мы провели родительское собрание, на котором, с помощью «метода эвристических вопросов» мы определили тему работы творческой мастерской. Еще древнеримский философ Квинтилиан рекомендовал своим ученикам для сбора достаточно полной информации о каком-либо событии поставить перед собой и ответить на семь ключевых вопросов: Кто? (Субъект) Что? (Объект) Зачем? (Цель) Где? (Место) Когда? (Время) Как? (Метод) Чем? (Средство). Пересечение данных вопросов дает новые вопросы, например, кто – чем?

По заданию, родители должны были разделиться на несколько групп, каждая из которых должна была составить 21 вариант. Таким образом, группы определились с содержанием своей работы.

Примерный перечень вариантов, которые получили родители в результате обсуждения:

Кто? Что? Где?

2. Кто? Когда? Зачем?

3. Где? Когда? Зачем?

4. Что? Где? Кто?

5. Когда? Где? Зачем?

6. Как? Чем? Зачем?

7. Когда? Как? Зачем?

8. Где? Чем? Как?

9. Зачем? Когда? Чем?

10. Зачем? Кто? Что?

11. Зачем? Где? Когда?

12. Зачем? Как? Что?

13. Что? Где? Когда?

14. Что? Зачем? Чем?

15. Что? Когда? Зачем?

16. Что? Как? Чем?

17. Что? Кто? Как?

18. Чем? Когда? Где?

19. Чем? Зачем? Кто?

20. Кто? Где? Когда?

21. Кто? Чем? Зачем?

Затем ответив на эвристические вопросы, родители совещаются о том, какое бы пособие они могли сделать, определяются с материалом и временем создания. Выбирают ответственного и определяются с обязанностями каждого из группы. После этого обсуждается предстоящая работа, возможные сложности, трудности и пути их преодоления.

Перспективный план работы творческой мастерской изложен в таблице 2.

Таблица 2

Перспективный план работы творческой мастерской


Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

I Блок Теоретический

Подготовка воспитателя:

подготовка консультаций;

подготовка видео для родителей;

беседа о пользе пособий-тренажеров для развития самостоятельности;

демонстрация картотеки игр с использованием пособий-тренажеров;

родительское собрание.

Комплектование мини групп

II Блок

Практический

Метод эвристических бесед

Организация консультирования.

Направление работы групп

Пособия-тренажеры для дидактической игры:

пуговицы;

молнии;

шнуровки;

крючки;

липучки.

Развивающий коврик.

Алгоритмы

Коррекция, обмен опытом

Организация консультирования

Презентация

Торжественное внесение в группу пособий

Апробация среди детей

Выводы

Анализ эффективности использования, пособий-тренажеров, алгоритмов, развивающего коврика

III Блок

Заключительный

Торжественное закрытие творческой мастерской

Выход на следующую ступень проблемы

Любая вещь, сделанная своими руками – это необыкновенная, памятная вещь, содержащая частичку души ее создателя, а процесс создания таких вещей – приятные моменты жизни. Пособия, сделанные родителями, становятся самыми дорогими для детей и они с удовольствием с ними занимаются.

После проведенной нами работы по формированию самостоятельности у детей младшего возраста, мы наблюдаем, что дети стали самостоятельнее, интерес родителей повысился. Поэтому, чтобы увидеть результаты проведенной работы мы вновь провели повторно диагностику уровня самостоятельности детей второй младшей группы ДОО, и получили следующие результаты, которые предоставили в виде диаграммы рисунок 1.

t1669171451aa.gif

Рис. 1. Сравнительно-сопоставительные результаты данных констатирующего и контрольного этапа практической работы

Анализ результатов диагностики показывает, что в младшей группе появились позитивные изменения в развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста.

Можно сказать, что организация творческой мастерской совместно с родителями дает результат:

• ребёнок способен самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры и в детском саду и дома с удовольствием;

• умеет замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;

• ребёнок с желанием и интересом принимает участие в играх, с использованием пособий-тренажёров сделанных родителями;

• самостоятельно или после напоминания взрослого соблюдает элементарные правила поведения во время еды, умывания;

• ребенок старается самостоятельно раздеваться и одеваться, а также пользуется алгоритмом, который сделали родители одна из творческих мини групп;

• ребенок может занять себя сам;

• при столкновении с трудностями ребенок пытается самостоятельно преодолеть препятствия.

Выявленная, в ходе повторной диагностической работы положительная динамика формирования навыков самостоятельности позволяет сделать вывод, что организация творческой мастерской с родителями показала успешность по формированию самостоятельности и навыков самообслуживания. Гипотеза подтвердилась, задачи решены.

Опыт организации и проведения творческих мастерских позволяет воспитателям и родителям возникающие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя взаимных интересов и объединяя усилия для достижения более высоких результатов. Именно при объединении усилий воспитателей родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт в дошкольном учреждении.

Кроме известных алгоритмов, с которыми мы их познакомили, родители ознакомились с требованиями программы, решили провести дальнейшее изучение развития самостоятельности с целью всесторонней помощи ребенку.

Таким образом, мы видим, что на заключительном этапе мы выходим на следующую ступень проблемы, так как дети растут, а значит, появляются новые проблемы и пути их решения. И мы надеемся, что организация творческой мастерской и в дальнейшем будет помогать родителям.

Библиографический список

Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций / сост. Н. В. Нищева. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 — 384 с.

Воскресенская В. А. Создаем развивающую среду сами / В. А. Воскресенская // Дошкольное воспитание. – 2004. № 1. - С. 45.

Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., исправ. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2001 – 416 с.

Крылова Н.М., Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы Детский сад - Дом радости / Н. М. Крылова, Л.В. Тимошенко. – М. : ТЦ Сфера, 2013. – 240 с.

Кудряшова Н. А. Семейная творческая мастерская как средство взаимодействия ДОУ и семьи // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 101-104. — URL https://moluch.ru/archive/181/46611 / (дата обращения: 23.12.2017).

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Ваильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.