Выступление «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

2
0
Материал опубликован 18 October 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида» № 6 «Рябинка»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление

«Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

 

 

 

 

Подготовила:

Пахомова Н.В.,

воспитатель,

1 кв.категория

 

 

 

 

 

 

 

 

Моршанск 2020

 

«Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих психическое развитие дошкольника».

Д.Б.Богоявленская

 

Как известно, дошкольники отличаются удивительной любознательностью, готовностью познать. На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание.

В условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу, саморазвитию, самообразованию, способного применить приобретённые знания в совместной деятельности со сверстниками и в самостоятельной деятельности. 

Исходя из этого, в своей работе стремлюсь сформировать у дошкольников элементарные представления о целостной картине мира; развить познавательную активность, любознательность, желание к самостоятельному познанию явлений окружающего мира. 

В связи с этим, выбором моей методической темы стало «Ознакомление с окружающим миром, как средство развития познавательных способностей детей дошкольного возраста»

 

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через ознакомление с окружающим миром.

 

Для достижения цели были определены следующие задачи:

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях

Формировать познавательные действия, становление сознания

Развивать воображение и творческую активность, мышление, память, внимание

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию

Развивать коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Привлекать родителей к процессу познания окружающего мира.

 

Необходимыми условиями успешной реализации данных задач стали: 

личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого и ребёнка;

деятельностный подход; 

использование принципа интеграции образовательных областей и различных видов детской деятельности;

организация предметно-пространственной среды; 

активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. 

Также были определены основные принципы, которые легли в основу моего опыта:

- Принцип целенаправленности.

Цели и задачи могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для успешного развития познавательных способностей дошкольников.

- Принцип доступности.

Учитываются возрастные и индивидуальные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей.

- Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

Стараюсь правильно определять ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую; формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе и применение этого в практике, воспитание любви и чувства ответственности к окружающей среде, развитие культурного, нравственного, эстетического отношения к миру.

- Принцип наглядности обучения.

В работе тщательно продумываю дидактические цели использования наглядности, методику показа, количество и последовательность демонстрации, сочетание определенных видов наглядности.

- Принцип интегрированного подхода.

Использую различные формы и методы в работе с детьми, провожу интегрированные занятия.

- Принцип систематичности и последовательности.

Стремлюсь эффективно реализовать требования выше перечисленных принципов, систематически повторять и закреплять полученные знания, формировать умения и навыки, уметь применять их на практике.

 

Методы и формы работы с детьми которые я использую:

 

Методы, повышающие познавательную активность к ним относятся формы работы такие как:

создание игровой мотивации;

группировка и классификация понятий;

сравнение по контрасту, подобию;

моделирование и конструирование

Методы, вызывающие эмоциональную активность

воображаемая ситуация;

сюрпризные моменты;

игры-драматизации;

игровые технологии

Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности

интеграция образовательных областей;

проектная деятельность

Методы коррекции и уточнения детских представлений

наблюдение;

создание проблемных ситуаций;

беседа;

экспериментирование

поисково-исследовательская деятельность

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА.

Для развития познавательных способностей детей необходима организация предметно-пространственной среды.

Для этого создан уголок экспериментирования, уголки для осуществления сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, речевого, художественно-эстетического развития, физического развития.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПОВЫШАЮТ ИНТЕРЕС К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра стимулирует познавательную активность детей, обучает умению самостоятельно добывать нужную информацию, выделять проблемы, ставить задачи, находить способы их рационального решения, анализировать полученные знания и применять их на практике.

Особое место занимает дидактическая игра, которая является средством обучения и помогает детям усвоить и закреплять знания, а так же овладеть способами познавательной деятельности, дошкольники учатся классифицировать, сравнивать, обобщать понятия.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ПОСОБИЙ

В работе с детьми использую различные электронные пособия. Для себя отметила, что подача информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать электронные пособия при организации образовательной деятельности очень удобно, т.к. большое разнообразие заданий, направленных на активную мыслительную деятельность, способствует развитию познавательных интересов у детей.

 

РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРОТЕКА

Создана игротека, содержащая достаточное количество развивающих игр, которые привлекательны своей разноплановостью, огромным творческим потенциалом, возможностью развивать логическое и математическое мышление, внимание, восприятие, связную речь, память, совершенствовать личность ребёнка.

Многие пособия разработаны мной и родителями (законными представителями) воспитанников.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД. ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ.

Исследовательский метод - эффективный путь познания ребёнком окружающего мира, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ответ на интересующий вопрос.

Основной вид исследовательского процесса - детское экспериментирование, которое способствует развитию у ребёнка умения ставить проблемные вопросы и делать собственные умозаключения.

Каждый ребёнок должен уметь пояснить: что он хотел узнать, как узнал, как проверял, что получилось. Исследование организуется от мотива, потребности детей.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Одним из перспективных методов, способствующих развитию познавательного интереса, формированию навыков сотрудничества является реализация проектов.

В основе проекта лежит идея и для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Через объединение различных видов деятельности, различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (ЗАКОННЫМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ)

Наряду с этим Планирую работу с родителями (законными представителями).

В системе провожу с ними анкетирование, консультации, беседы, круглые столы, родительские гостиные по всем вопросам воспитательно-образовательного процесса и, конечно же, по подбору игрового материала в условиях семьи. От совместной работы родителей и воспитателя зависит дальнейшее развитие ребенка, обеспечение всестороннего развития личности.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Результатом работы является положительная динамика развития детей по всем разделам образовательной программы.

По сравнению с 2014-2015 учебным годом, в 2015-2016 учебном году увеличилось число детей с высоким уровнем развития с 56% до 71%. За этот же период уменьшилось число детей с низким уровнем развития с 44% до 29% .

Таким образом, решение поставленных задач осуществляется не разделением на отдельные составляющие процесса обучения, а интегративно, через взаимодействие, взаимопроникновение методов и приёмов, образовательных областей и различных видов детской деятельности.

 

 

ВЫВОД:

Осознавая важность данной работы в развитии детей, буду продолжать совершенствовать педагогическое  мастерство – заниматься подбором и апробацией новых методов, технологий по развитию познавательных способностей детей.

Считаю, что подобная деятельность способствует развитию активной, самостоятельной и творческой личности.

 

Список литературы:

Айдашева Г.А. Дошкольная педагогика [Текст] / Г.А. Айдашева, Н.О. Пичугина. - М: Феникс, 2004. - С.326.

2. Арапова-Пискарева Н.А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада: Программа и методические рекомендации [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарева, Н.Е. Веракса, А.В. Антонова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - С.57.

3. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика [Текст]/Л.Р.Болотина, Т.С. Комарова. - М.: Академия, 1997. - С.216.

4. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1986.- 228 с.

5. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход [Текст] / Н.Е. Веракса// «Перемены». Педагогический журнал. -2000. -№1. -С. 21-39.

6. Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте [Текст] /Н.Е. Веракса, А.И. Булычева// «Вопросы психологии» 2002. -№. 2.-С.24.

7. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст]/Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 523 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации