ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЕ
Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЕЧЕРНЕЙ (СМЕННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В последнее время образование оказалось в центре внимания общества и государства. На сегодняшний день статус вечерней школы в системе образования не определен. Это проявляется в отсутствии нового базисного учебного плана, программ и учебно-методического комплекса для вечерних школ, в критериальном подходе при оценке качества работы – он такой же, как и для массовых школ. Очевидно, что вечерняя школа не может сравняться по показателям с дневной школой (особенно с лицеями и гимназиями). Там – высокие успеваемость и качество обученности, призеры различных олимпиад, конкурсов, медалисты, что за пределами возможностей педагогов вечерних школ. Вечерняя школа все свое время тратит на «работу над ошибками» дневных общеобразовательных школ, а в вечерних школах при исправительных колониях обучаются далеко не детей, и уже не по разу оступившихся в жизни, а сознательно вставших на путь преступления. Общество воспринимает вечернюю школу как учреждение «на окраине системы образования», в глазах руководителей разных ведомств это своеобразная низшая ступень, где скапливается так называемый отсев из дневных школ. Лишь немногие, кто прошел вечернюю школу, знают о незыблемом законе «вечерки» – жить, учиться и общаться по нормам душевной чуткости и участия, гуманизма и милосердия. Объективная реальность создала ряд противоречий:
между постепенным накоплением проблем в образовании и концентрацией внимания педагогической науки на модернизации образовательной системы; между необходимостью поиска пути развития вечерних школ и отсутствии проработанных путей развития на уровне органов управления образованием; между наличием потенциала вечерних школ при ИУ и отсутствием научно обоснованной системы его реализации.
Опыт работы в вечерней школе при ИУ показывает, что обновление содержания общего образования может быть осуществлено только через разработку и принятие нового Базисного учебного плана для вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений. Вызывают нарекание и примерные программы, и учебно-методический комплекс дневных общеобразовательных школ, не отвечающий специфике вечерних школ, и без учета возраста обучающихся (20-30 лет). Количество часов на изучение предмета в вечерней школе в 2-3 раза меньше, а объем изучаемого материала остается таким же, как и в дневной общеобразовательной школе. На наш взгляд, возникла необходимость создания системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров вечерних школ (и в частности при исправительных колониях). Большую роль в этом сыграет создание системы обмена опытом. Вечерние школы при ИУ – это закрытые школы со своеобразной спецификой, в корне отличающиеся даже от обычных вечерних школ. Поэтому взаимодействие с образовательными учреждениями при исправительных колониях, обмен опытом, имеющим практическую направленность, – это необходимость сегодняшнего дня. Общеобразовательное обучение лиц, отбывающих уголовные наказания, рассматривается Международными стандартными правилами обращения с заключенными и действующими законодательными актами как одно из основных средств исправления данных лиц и подготовки их к жизни на свободе. В соответствии с законами Российской Федерации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы организуется обязательное получение осужденными, не достигшими 30-летнего возраста, среднего (полного) общего образования. В целях создания необходимых условий для его получения Минюстом России совместно с Минобразования России утверждено положение о порядке организации получения основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах. Школа – источник знаний. В условиях исправительной колонии школа – это еще и источник жизни. Она усилиями учителей реанимирует сознание человека, возвращая его к желанию изменить себя, оказывает педагогическую помощь в снятии психологической напряженности, стрессовых состояний, организации самовоспитания спецконтингента учащихся, подготовке их к жизни на свободе. Непредсказуемость поведения плюс влияние уголовных элементов делают общение с осужденными сложным и напряженным. Экстремальность работы и постоянный риск приводит к стойкой эмоциональной напряженности, личностной и ситуативной тревожности снижению общей работоспособности, мотивации и стрессоустойчивости. От неумения устанавливать контакт и вести беседу с осужденными, аргументировано излагать свою позицию, страдают не только ученики, но и педагоги. Но несмотря ни на что учителя должны делать свое дело, причем без ошибок. Работа в вечерней школе пенитенциарного учреждения уголовно-исполнительной системы требует от педагогов и обучающихся умения организовать свою работу по ликвидации пробелов и приведению знаний к единому уровню обученности [3-7]. Данные обследования указывают на перерыв в обучении от 1 года до 20 лет. Естественно, что тот багаж знаний, который осужденные получили в детском возрасте в школе, с годами просто исчез. В начале учебного года проводится работа по определению уровня обученности учащихся (нулевой срез знаний) и установлению точки отсчета коррекции и восстановления утраченных знаний по каждому из изучаемых в школе предметов. Проводимые в течение учебного года поверочные работы по определению качества знаний, умений и навыков обучающихся из числа вновь поступившего контингента показывают низкий уровень знаний, умений и навыков. Таким образом, урок в исправительной колонии должен быть тщательно спланирован, проходить в насыщенном режиме, каждая минута урока четко организована и направлена на выполнение образовательных, развивающих и воспитывающих целей. В вечерней школе при ИУ учебный процесс ведется по очно-заочной, заочной групповой и заочной индивидуальной формам работы. Заочная форма обучения предусмотрена для особых категорий обучающихся и существенно отличается от очной формы обучения. Своеобразие заочной формы обучения состоят в том, что в большей степени, чем очная, строится на самообразовательной работе обучающихся. Основной формой учебных занятий является самостоятельная работа. Она тесно взаимосвязана с групповыми и индивидуальными консультациями, а также с зачетами. В отличие от очной формы, где преобладает фронтальная работа с классом, здесь большое место в учебном процессе занимают групповые и индивидуальные формы занятий. Объем программного материала и требования к уровню его усвоения одинаковы в очной и заочной формах, однако количество часов на классные занятия под непосредственным руководством учителя в заочной форме значительно меньше. Поэтому самостоятельная учебная работа заочников и по значению, и по удельному весу в учебном процессе выступают на первый план. В практике заочного обучения существует несколько режимов:
1. Традиционный – классные занятия проводятся 3 раза в неделю, и один день отводится на зачеты. В данном режиме работают в учебно-консультационных пунктах.
2. Учебный режим, при котором все классные занятия проводятся один раз в неделю, а остальное время отводится на индивидуальную работу. Этот режим работы применяется в учебно-консультационных группах индивидуального заочного обучения.
3. Сессионный режим, при котором все часы, отведенные на групповые консультации и частично на индивидуальные, выносятся на сессии, которые проводятся несколько раз в году.
Продолжительность учебного года при заочной форме обучения составляет 35 недель. Группы по заочной форме обучения открываются в школе при наличии не менее 9 обучающихся. Учебные часы для группы еженедельно равномерно распределяются в течение 3 учебных дней. Факультативы, индивидуальные консультации включаются в общее расписание занятий. При численности менее 9 обучающихся освоение общеобразовательных программ осуществляется по индивидуальному плану. Количество учебных часов в неделю устанавливается из расчета одного академического часа на каждого обучающегося на все виды работ. На прием одной письменной работы отводится 1/3 академического часа. Количество зачетов по учебным предметам школа определяет самостоятельно. Формы проведения зачетов определяются учителем и могут быть устными, письменными или комбинированными. Организация учебной работы по заочной форме обучения специфична и сильно отличается от очной формы. Педагог должен ориентироваться на минимальное число классных занятий в неделю и определять темп изучения нового материала по количеству консультаций в неделю, учитывая при этом возможность самообразовательной работы обучающихся-заочников. Главная трудность состоит в том, что у заочников нет навыков самостоятельной подготовки, особенности содержания осужденных не позволяют многим из них заниматься самообразованием. Поэтому основное внимание учителя сосредоточено на том, чтобы за минимальное количество времени научить многому. Здесь и раскрывается все педагогическое мастерство учителя. Именно учитель решает такие важные для заочного обучения вопросы, как отбор учебного материала для групповых консультаций и индивидуальных занятий. Следует отметить, что групповые консультации не копируют уроки. Главная цель групповых консультаций – помочь заочникам в усвоении наиболее трудных и важных вопросов программного материала. Вместе с тем, принимая во внимание недостаточную готовность обучающихся к заочному обучению, нужно особенно подчеркнуть важность соблюдения принципа «стадийности» в учебном процессе. Начальная (подготовительная) стадия обучения. Она имеет место не только в тех классах, которые укомплектованы учащимися нового набора, но и во всех других классах, где произошло значительное обновление контингента. Значение подготовительной стадии состоит в том, чтобы через систему групповых и индивидуальных консультаций выявить и ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, подготовить их к самостоятельной учебной работе, т.е. поднять уровень готовности к заочному обучению. На консультациях учитель довольно подробно раскрывает содержание первых тем, учит заочников разбирать различный по своей логической структуре учебный материал. Инструкции по выполнению домашних заданий учениками-заочниками носят подробный, развернутый характер. На групповых консультациях преобладают фронтальные формы работы, дополняемые дифференцированным подходом к отдельным группам учащихся. Продолжительность начальной стадии обучения неодинакова. Она зависит от уровня готовности учащихся к заочному обучению. Основная стадия обучения. На этой стадии путем постепенного повышения требований к учебной деятельности заочников ставятся новые задачи, направленные на дальнейшее развитие самостоятельности. Главной целью наряду с приобретением новых знаний теперь становится формирование у заочников умений применять знания при решении различного рода учебных задач. На первый план начинает выступать инструктивно-методическая функция, т.к. увеличивается объем и усложняется характер домашней работы. Заключительная стадия обучения. Наряду с усвоением нового материала осуществляется дальнейшее совершенствование умений и навыков самостоятельной работы, происходит обогащение интеллектуальных умений и перенос их на более широкий круг познавательны задач. Самостоятельная работа учащихся становится преобладающей в учебном процессе. Главную роль играет система вопросов, составленных учителем, расположенная в определенной последовательности. Эти вопросы отражают логику содержания данной темы, служат ориентирами для самостоятельного изучения текста в учебнике. Инструктаж приобретает свернутый характер. На первый план выдвигается корректирующая и контролирующая деятельность: учитель ведет тщательный анализ самостоятельной работы обучающихся, выполненной дома, выявляет типичные ошибки и пробелы в знаниях. В соответствии с полученной информацией об усвоении учебного материала вносятся коррективы в содержание и методику групповых консультаций. Таким образом, стадийность процесса обучения в заочной организационной форме выражена значительно ярче, чем в очной форме. Здесь ярче выступает необходимость индивидуализации обучения, т.к. фронтальной работы под руководством учителя здесь значительно меньше, а гораздо больший упор на самостоятельную работу требует постоянного индивидуального подхода. Блочно-модульное обучение – это, прежде всего, личностно-ориентированная технология, представляющая возможность выбрать самостоятельную и посильную траекторию обучения. Обучающиеся могут реализовать себя в различных видах деятельности: выполнение упражнений или творческих работ, участие в семинарах, изготовление наглядных пособий и т.д. Технология предполагает, что ученик учится добывать информацию, ее обрабатывать, получать готовый продукт. Учитель при этом – руководитель, направляющий и контролирующий его деятельность. Организация блочно-модульного обучения:
обязательное структурирование учебного содержания по блокам;
концентрированное изложение основного материала темы;
определение заданий для самостоятельной деятельности каждого ученика и группы с учетом дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем учебно-познавательных способностей. Понятие «блок» и «модуль» практически равнозначны – любая автономная, укрупненная часть учебного материала, состоящая из нескольких элементов:
учебная цель (целевая программа);
банк информации (собственно учебный материал в виде обучающихся программ); методическое руководство;
контрольная работа. Блок – группа знаний и навыков, которые учащийся должен продемонстрировать после его изучения. Он устанавливает границы, в которых ученик оценивается, и стандарты, в соответствии с которыми проходит обучение и оценка.
Сам по себе блок не является учебной программой или планом. В свою очередь каждый блок состоит из нескольких модулей: 1-й (1-2 урока) – устное изложение учителем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий; при подаче домашнего задания обращается внимание на теоретический материал; опережающие задания; изготовление карточек. 2-й (2-4 урока) – использование теоретического материала при выполнении типовых упражнений: самостоятельные и практические задания, где учащиеся под руководством учителя работают с различными источниками информации, прорабатывают тему, обсуждают, дискуссируют. На этих урока обычно выделяются группы обучающихся, способных самостоятельно составлять логические опорные конспекты, задания «для одноклассника», т.е. работать творчески. 3-й (1-2 урока) – предварительный контроль знаний, повторение и обобщение материала темы; работа на компьютере или с индивидуальными карточками – задания, тесты разного уровня (1-2 урока) – контроль знаний: контрольная или зачетная работы. Такая технология имеет четкую структуру. Учебный материал нацелен на решение интегрированной дидактической задачи, обеспечивает системность деятельности при индивидуальной и групповой работе. При этом все участники учебного процесса оперируют одинаковыми понятиями. Значимость представленной технологии в том, что она комплексная: способы проектирования содержания обучения; система задач и упражнений; конструирование дидактических материалов; рейтинговая система контроля и оценки учебных достижений. Основная цель блочно-модульного обучения – активизация самостоятельной работы учащихся на протяжении всего периода обучения. Ее реализация позволяет повысить мотивацию изучения предмета, качество знаний, уровень образовательного процесса в целом. Принцип – постепенное накопление знаний. Переход к следующему модулю возможен только после полного усвоения предыдущего, причем каждым обучающимся индивидуально. Данное обучение также делает акцент на «ключевые навыки», которые необходимы всегда и везде: общение, грамотность, использование информационных технологий, умение работать в команде. Блочно-модульное обучение позволяет каждому достигать запланированных результатов за счет:
организации обучения индивидуально, парами и в малых группах;
соблюдения темпа продвижения и саморегуляции своих учебных достижений, дозирования индивидуальной помощи;
оценки по конечному результату, контроля внутри модуля (безоценочный, диагностический), что снимает напряжение, неуверенность, раздражительность перед оцениванием.
Блочно-модульное обучение – наиболее приемлемый вариант в вечерней школе при исправительных колониях, в силу их специфики. Следует отметить, что внутри каждой из представленных технологий особое внимание уделяется воспитательной цели урока, т.к. в нашей школе нет классных руководителей и не предусмотрена воспитательная работа с учащимися вне уроков. Работа учителя в школе закрытого типа сложна, напряженна и многогранна, требует не только прекрасного знания своего предмета, но и, прежде всего, высокой нравственности, добропорядочности и милосердия по отношению к осужденным.