Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в ДОУ
Дистанционное обучение, как одна из форм организации учебного процесса в ДОУ
Дистанционное образование - комплекс образовательных услуг, который предоставляется широким слоям населения благодаря специализированной информационной образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Дистанционное обучение , в отличие от традиционной системы, является одной из форм непрерывного образования, которое помогает реализовать право человека на образование и получение информации в новом формате.
Дистанционное обучение - это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео - и аудио- техники.
Для дистанционного обучения характерны общепринятые компоненты системы обучения: цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов.
Дистанционное обучение, также, как и традиционное, предполагает применение пяти методов обучения : информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, эвристический и исследовательский. Они определяют основу для педагогического взаимодействия преподавателя и обучающегося.
При организации дистанционного обучения в ДОУ важным фактором становится вопрос состояния здоровья воспитанника , которое определяет вероятность ограничений по здоровью и применение соответствующих методов обучений при ОВЗ: демонстрация, иллюстрация, объяснение, рассказ, беседа, заучивание литературного и музыкального материала, практические работы по художественно- эстетической деятельности, повторение, предоставление воспитанникам возможности самостоятельного поиска информации по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения через применение материалов в виде презентаций, онлайн мастер- классов, конференций.
В образовательном процессе дистанционно могут применяться такие средства обучения как :
1) книги (в бумажном и электронном формате),
2) компьютерные обучающие программы в обычном и мультимедийном вариантах,
3)аудио, учебно-информационные материалы, видео учебно-информационные материалы, тренажеры, электронные библиотеки с удаленным доступом, дидактические материалы.
Организация самостоятельной, индивидуальной или групповой деятельности воспитанников ДОУ в сети предполагает использование новейших педагогических технологий, позволяющих раскрывать внутренние резервы каждого дошкольника с ограниченными возможностями здоровья и одновременно способствующих формированию социальных качеств личности. Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности дошкольника в сетях), метод проектов (для творческой реализации полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Дистанционное обучение предусматривает взаимодействие с педагогом для организации способов сотрудничества в процессе разнообразной познавательной и творческой деятельности.
Для более тщательного планирования деятельности обучаемого, ее организации, необходима четкая постановка задач и целей обучения, доставка необходимых учебных материалов.
При планировании и разработке дистанционных учебных программ необходимо принимать во внимание то, что основная деятельность педагога, а именно, изложение учебного материала, обратная связь, сохраняют свое значение в практической работе ДОУ. Проблемой создания дистанционного обучения в саду является создание методического материала, основанного на частичном и поэтапном восприятии информации дошкольниками и реализация знаний и умений в проектно- практической деятельности индивидуально или в паре.
Важнейшей проблемой организации дистанционного обучения в ДОУ является подготовка воспитателей, владеющих современными образовательными технологиями . Вместе с тем, от профессионализма таких педагогов во многом зависит успех самого процесса дистанционного обучения. Следовательно, концепция дистанционного обучения должна обязательно включать в себя необходимость подготовки специалистов именно этого профиля.
Главным при организации дистанционной формы обучения является создание и разработка дидактических основ дистанционного обучения. Дистанционное обучение - это коммуникативное пространство, где осуществляется взаимодействие между педагогом и воспитанником через онлайн -трансляции изложения дидактического материала , контроля и самоконтроля за качеством усвоения знаний и умений.
В настоящее время , исходя из неблагоприятной эпидемиологической ситуации применение инновационных форм организации образовательно- воспитательного процесса не только облегчают усвоение учебного материала детьми старшего дошкольного возраста, но и предоставляют новые возможности для интеллектуального развития ,расширения диапазона творческих способностей в практической деятельности , стимулирования личностного роста ребенка, имеющего ограничения по здоровью для занятий в основной группе обучающихся. Дистанционные технологии способствуют формированию учебных действий в цифровом формате, помогают воспитателю качественно улучшить процесс образовательной деятельности у детей с ограниченными возможностями по здоровью, формируют основу для адаптации таких воспитанников в социуме.
Дошкольник , имеющий проблемы со здоровьем, благодаря информационным формам общения не чувствует своего "особого" положения в обществе, активно реализует свое право на учебно- образовательный процесс и владеет определенными навыками и умениями для поиска необходимого материала и применения полученых результатов в практической деятельности.