Родительское собрание «Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики»

7
1
Материал опубликован 19 July 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Родительское собрание

Организация учебной деятельности

в условиях здоровьесберегающей педагогики

Цели и задачи:

Познакомить родителей со статистикой состояния здоровья младших школьников.

Определить пути решения данной проблемы.

Ход собрания

На экране – статистика по теме собрания. Цифры статистики приводятся с целью подчеркнуть актуальность выбранной для собрания темы. (Слайд 2)

Не более 14% детей рождаются физиологически зрелыми.

25 – 35% первоклассников имеют хронические заболевания.

Лишь 20 – 25% первоклассников, переступающих

ежегодно порог школы, остаются здоровыми после

первого года обучения в школе (уже к концу первой четверти худеют 30% учащихся-первоклассников, 15% - жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться).

Только 8 – 10% выпускников можно считать фактически здоровыми.

Вступительное слово классного руководителя.

Начало обучения ребенка в школе – это, в первую очередь, экзамен на зрелость той семьи, в которой он растет и развивается. Если семья не готова к пониманию важности этого этапа в жизни ребенка, со временем есть вероятность того, что ребенок войдет в одну из статистических групп, приведенных на экране.

Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребенка может быть несоблюдение режима дня школьника. Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

(Слайд 3)

Низкая работоспособность характеризуется:

- снижением количества правильных ответов на уроке и дома после того, как ребенок выучил материал урока;

-повышением количества ошибок наряду с хорошо выученным правилом;

- рассеянностью и невнимательностью ребенка, быстрой утомляемостью;

- изменением почерка ребенка в связи с ухудшением регуляции физиологических функций.

Безусловно, нельзя работать без утомления, но ведь наша с вами задача состоит в том, чтобы предупредить переутомление и способствовать такой организации жизни ребенка, которая позволит избежать влияния утомления на его здоровье. Для этого необходимо учитывать динамику работоспособности. Существуют физиолого-гигиенические требования к расписанию уроков (наибольшая нагрузка – во вторник и четверг, наименьшая – в среду, субботу). Необходимо использовать физкультпаузы на уроках. Домашнее задание выполнять не сразу после уроков, а в промежутке между 16 – 18 часами, как вы видите в таблице. (Слайд 4)

Режим дня

(для учащихся I смены)

Режимные моменты

Время проведения

Пробуждение, гимнастика, закаливание

7.00 – 7.10

Завтрак

7.10 – 7.20

Дорога в школу, прогулка

7.20 – 7.40

Учебные занятия, завтрак на большой перемене

8.00 – 12.00

Дорога из школы домой, прогулка

12.00 – 13.30

Обед

14.00

Пребывание на воздухе

14.30 – 16.00

Приготовление уроков (каждые 35-45 минут занятий перерыв на 5-10 минут, во время перерыва – полдник)

16.00 – 18.00

Ужин, свободные занятия, сон

18.00 – 21.00


 

(Слайд 5,6)

Занятия в школе требуют повышенной нагрузки на организм (как умственной, так и физической). С каждым годом учебная нагрузка увеличивается. Большинство детей, помимо школьных занятий, посещают различные кружки по интересам, спортивные секции. Об этом свидетельствуют данные из анкет учащихся. (Слайд 7)

Количество учащихся, занимающихся в кружках, секциях.

Данная диаграмма свидетельствует о том, что из 23 учащихся класса лишь трое не занимаются дополнительно, помимо школьных занятий. (Слайд 8)

Ребёнок, соблюдающий режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. (Слайд 9)

Режим дня помогает сформировать у ребёнка правильные привычки. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. (Слайд 10)

Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

Современные учёные выяснили, что основными нарушениями в питании являются:

Избыток углеводов и жиров животного происхождения;

Дефицит овощей, фруктов и ягод;

Нарушение режима питания.

Детям младшего школьного возраста необходимо есть 4-5 раз в день. Перерыв между приёмами пищи должен составлять не более 3- 3,5 часов. Если режим питания соблюдается изо дня в день, организм начинает заранее готовиться к приёму пищи. Благодаря этому пища лучше переваривается и усваивается. Соблюдение режима питания – лучшая профилактика заболеваний органов пищеварения.

Питание ребенка должно быть полноценным и обеспечивать организм всем необходимым.

Особое место в рационе питания занимают белковые продукты. На завтрак и ужин ребенку полезно употреблять молочные блюда (сырники, вареники, омлет, каши на молоке). Они обеспечивают потребность организма в белке и легко усваиваются.

Мясная пища тоже нужна детям. Но лучше, если блюда из мяса ребёнок съест во время обеда. Избыток мясной пищи столь же вреден, как и её недостаток.

Жиры служат источником энергии и строительным материалом для организма, поэтому их присутствие в дневном рационе ребенка обязательно. Особое место среди жировых продуктов занимает сливочное и растительное масла. В них, помимо жира, содержатся витамины D, E, K, а также полезные минеральные вещества.

Блюда из круп (каши, запеканки) – основные источники углеводов. Каши легко усваиваются и обладают обволакивающим действием, что важно для предупреждения заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Много углеводов и витаминов содержится в растительной пище. Овощи и фрукты необходимы ребёнку каждый день.

 

Ребята провели анкетирование в школе, по результатом которого выяснилось, что около 90% учащихся завтракает дома перед началом школьных занятий. Но на завтрак предпочитают чай с печеньем или бутербродами. (Слайд11)

 

 

В нашем лицее работает столовая и дети с удовольствием посещают её. Раньше, по данным анкеты, большинство ребят в столовой питалось булочками и другой выпечкой. (Слайд 12)

Около 10% учеников приносили еду из дома (бутерброды, сладости), а 6 % ребят в школе не ели вообще. (Слайд13) Такой рацион зачастую приводит к различным заболеваниям желудочно-кишечного тракта. К тому же, необходимо помнить, что дети тратят много энергии, т.к. усиленно растут в этом возрасте, а значит им необходимо употреблять в пищу продукты, в которых много белков и углеводов: мясо, рыбу, молоко, творог. Сейчас 100% учащихся обеспечены горячим питанием. Меню столовой учитывает необходимый набор продуктов для растущего детского организма. (Слайд 14)

Еще несколько важных советов:

Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов.

Не допускается приём пищи урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения.

Не следует наедаться перед сном.

Сон младшего школьника

Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Суточная норма сна младших школьников – не менее 10 часов. (Слайд 15)

Не стоит пренебрегать и другими режимными моментами: прогулками на свежем воздухе, подвижными играми. Физические упражнения и, прежде всего, движения, являются одним из основных средств сохранения и укрепления здоровья, всестороннего физического развития детей. Они важны для всестороннего развития всех систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, скелетно-мышечной.

Естественную потребность в движениях, большую двигательную активность, присущую детскому возрасту, следует поощрять и регулировать, создавая особый двигательный режим, учитывающий личностные особенности ребенка, чтобы избежать перегрузки.

В нашем лицее ведется большая работа по сохранению здоровья и оздоровлению школьников. (Слайд 16)

Здоровьесбережение и оздоровление школьников:

Физиолого-гигиенические требования при составлении расписания уроков;

Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом (требования к учебным помещениям, школьной мебели, влажная уборка между сменами, проветривание кабинета на переменах и т.д.);

Использование и чередование различных видов деятельности на уроке;

Физкультминутки;

Уроки физической культуры;

Занятия группы ЛФК;

Спортивные секции;

Классные часы (о ПДД, о режиме дня, о личной гигиене, об оказании первой помощи, о поведении в чрезвычайной ситуации и др.);

Чистая вода (с добавлением йода и фтора);

Горячее питание в столовой лицея;

Прогулки и игры на свежем воздухе в ГПД;

Ежегодные мед. осмотры и вакцинация;

Тренажерный зал;

Соляная пещера;

Кислородный коктейль.

- Предлагаю вам ответить на вопросы тестов. А также принять участие в организации и проведении праздников здоровья, спортивных мероприятий, поучаствовать в них совместно с детьми. Ведь именно родители служат примером для ребенка. Здоровье ваших детей в ваших руках.


Презентация к собранию
PPT / 2.85 Мб

Предварительный просмотр презентации

Организация учебной деятельности в условиях здоровьесберегающей педагогики Учитель начальных классов высшей квалификационной категории Терехова Я.И. г. Новосибирск 2015 г.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в школу, что является исходным фоном на старте обучения. не более 14% детей рождаются физиологически зрелыми; 25 – 35% первоклассников имеют хронические заболевания; 8 – 10% выпускников можно считать здоровыми.

В современной школе от детей ожидают не столько каких-либо специфических знаний и умений, сколько более сложных форм умственной аналитико-синтетической деятельности, большей работоспособности, чем прежде. Работоспособность – свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определённую деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени.

При этом необходимо учитывать динамику работоспособности в течение дня. Физиолого-гигиенические требования к составлению расписания (наибольшая нагрузка во вторник и четверг, наименьшая – в понедельник и субботу); Использование физкультпауз на уроках; Выполнение домашнего задания с 16 до 18 часов.

Режим дня (для учащихся I смены) Режимные моменты Время проведения Пробуждение, гимнастика, закаливание 7.00 – 7.10 Завтрак 7.10 – 7.20 Дорога в школу, прогулка 7.20 – 7.40 Учебные занятия, завтрак на большой перемене 8.00 – 12.00 Дорога из школы домой, прогулка 12.00 – 13.30 Обед 14.00 Пребывание на воздухе 14.30 – 16.00 Приготовление уроков (каждые 35-45 минут занятий перерыв на 5-10 минут, во время перерыва – полдник) 16.00 – 18.00 Ужин, свободные занятия, сон 18.00 – 21.00

Занятия в школе требуют повышенной нагрузки на организм (как умственной так и физической)

Дополнительные занятия (кружки по интересам, спортивные секции и т.д.)

Распределение учащихся по интересам

Ребёнок, соблюдающий режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Ребёнок, соблюдающий режим дня, гораздо легче справляется со школьными нагрузками, успевает отдохнуть, не переутомляется. Любое нарушение режима (нерегулярное питание, сокращение времени сна, прогулок, выполнение домашних заданий в вечернее время и т.п.) может стать причиной задержки роста и нормального развития детского организма. Режим дня помогает сформировать у ребёнка правильные привычки. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребёнок быстро устаёт, становится рассеянным, ничего не успевает, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Питание Для нормального развития организма ребёнка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Белковые продукты (молочные блюда на завтрак и ужин) Мясо (во время обеда) Жиры (в натуральном виде как добавка к готовым блюдам, заправка для салатов) Блюда из круп Растительная пища (необходима каждый день!)

По результатам анкетирования:

Столовая нашего лицея 100% учащихся нашего класса питаются здесь каждый день.

Раньше около 10% учащихся приносят еду из дома, а 6% ребят в школе не едят вообще.

Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов. Интервал между приёмами пищи не должен превышать 3-4 часов. Не допускается приём пищи урывками, раньше времени, так как это приводит к снижению аппетита. Подобные нарушения в режиме питания могут привести к угасанию пищевого рефлекса и расстройству пищеварения. Не следует наедаться перед сном. Сон младшего школьника Сон обеспечивает отдых и высокую работоспособность человеческому организму. Суточная норма сна младших школьников – не менее 10 часов.

Здоровьесбережение и оздоровление школьников: Физиолого-гигиенические требования при составлении расписания уроков; Выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНом (требования к учебным помещениям, школьной мебели, влажная уборка между сменами, проветривание кабинета на переменах и т.д.); Использование и чередование различных видов деятельности на уроке; Физкультминутки; Уроки физической культуры; Занятия группы ЛФК; Спортивные секции; Классные часы (о ПДД, о режиме дня, о личной гигиене, об оказании первой помощи, о поведении в чрезвычайной ситуации и др.); Чистая вода (с добавлением йода и фтора); Горячее питание в столовой лицея; Прогулки и игры на свежем воздухе в ГПД; Ежегодные мед. осмотры и вакцинация; Тренажерный зал; Соляная пещера; Кислородный коктейль.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Не лишним будет напоминание родителям о некоторых режимных моментах в начале учебного года... тем более,с оглядкой на статистику.

22 July 2016