Доклад «Организация внеклассных занятий в школе по технологии»

3
0
Материал опубликован 15 June 2017

Доклад
 

Тема: Организация внеклассных занятий в школе по технологии.


Выполнила: Певнева Ольга Викторовна

учитель технологии

МОУ ООШ с. Семёновка

Фёдоровский район

Саратовская область
 

Организация внеклассных занятий в школе по технологии.


 

Внеклассная работа не имеет такого жесткого планирования, как школьные уроки, и основывается на других принципах.

Принципы внеклассной работы:

нет обучения, а есть разрешение проблем, экспериментирование, анализ, сравнение;

нет домашнего задания, но постоянно задаются вопросы - дома, на улице, на переменах в школе;

нет отметок, но отмечаются личные продвижения - через взаимооценивание, через результат выполненной работы;

учитель никого не воспитывает, а участвует в решении общих проблем, косвенно помогая и направляя работу;

нет назидательной дисциплины, но дисциплинирует само ощущение собственной и коллективной ответственности, совместной работы;

нет класса в общем смысле, а есть детско-взрослая сообщность.

Формы работы проектируются совместно учителем и учащимися, исходя из организации самой выполняемой работы на каждом конкретном этапе: коллективная, групповая, индивидуальная.

Выработаны требования к внеклассной работе по предмету:

внеклассные занятия по предмету, углубляя и расширяя знания учащихся, не должны отвлекать их внимания от основного содержания учебной программы;

необходима тесная связь учебно-воспитательной работы на уроке и на внеклассных занятиях. Однако внеклассная работа не должна быть простым продолжением учебной работы. Планы внеклассных занятий могут отставать от планов учебных занятий или обгонять их.

Предлагаемый учащимся для изучения материал должен быть доступен им, соответствовать их возрасту, уровню развития.

Содержание внеклассных занятий и формы их организации должны быть всегда интересны учащимся. Любое дело, организуемое учителем с детьми, принесет им полное удовлетворение в том случае, если оно опирается на потребности самого ученика, если находит отклик в его переживаниях, чувствах, положительных эмоциях.

  Внеклассная работа по технологии планируется и заносится в годовой план школы. Всякая внеклассная работа по предметам учитывается и в конце, после её завершения, получает оценку. Открытые обсуждения внеклассного мероприятия повышают значимость и интерес к внеклассной работе.


 

Формы внеклассной работы в школе:


 

Олимпиады. На олимпиадах учащиеся показывают умение разбираться в различных вопросах, проверяют свой уровень подготовки по предмету. Олимпиады способствуют повышению интереса учащихся к предмету и воспитаниют высокой культуры мышления; развитию таких ценных качеств личности, как настойчивость и целеустремленность, самостоятельность и трудолюбие, вырабатывают навыки научно-исследовательского характера; выявлению и отбору талантливых учащихся.


 

Предметные недели. Одно из популярных внеклассных мероприятий, являющихся своеобразным смотром всей проводимой в школе внеклассной работы по предмету. План составляется заранее (в начале учебного года) на основе общего плана внеклассной работы. В проведении недели принимают участие все классы, в которых изучается предмет.

Дух соревнования в жизнь школы вносят различного вида конкурсы, смотры, олимпиады, турниры, фестивали и другие формы состязаний.
Предметные олимпиады — очень важное средство развития интереса к знаниям. Особое значение в воспитательном отношении имеет сама разработка вопросов и заданий к олимпиадам, что является часто результатом творческой деятельности членов соответствующих кружков. В ряде школ есть специальные кружки, которые в течение года работают над заданиями к олимпиаде.
Состязания, смотры и олимпиады часто проводят для всех школ района. Заканчиваются они городскими и республиканскими состязаниями и смотрами.
Часто в связи с этими конкурсами или независимо от них в школах устраиваются выставки. Это могут быть выставки творчества юных умельцев: «Умелые руки», «Подарки мамам», тематические стенды-выставки, выставки-отчеты об экскурсиях и походах и т. д.

Кружок. Занятия в кружке способствуют углублению знаний учащихся, поднимают их образовательную культуру и повышают интерес к дисциплине. Участие в работе кружка способствует приобретению навыков и умений самостоятельной работы над дополнительной литературой по предмету. Руководителями разработаны программы, направленные на развитие личности ребёнка, формирование интеллекта, культуры. Занятия в кружках построены на принципах преемственности урочной и внеурочной деятельностью, объединяя одним общим делом коллектив учителей, детей и родителей.

В школах широко распространена кружковая работа, это предметные кружки, например по истории, литературе, математике, технологии, а также драматические, танцевальные, кружки выпиливания и резьбы по дереву, фото, радио, кинолюбителей.
Очень важно, чтобы занятия кружков проводились по твердому расписанию, без переносов и пропусков, без траты времени на поиск свободного помещения. В ряде школ введен сейчас единый клубный день, в который кружковцы собираются к определенному часу, расходятся по заранее намеченным местам. Эта организационная четкость и планомерность, сложившиеся традиции создают благоприятные условия и психологическую установку на творческую работу в области добровольно избранного и интересующего школьника занятия. Кружковая работа обеспечивает возможности и для осуществления более тесной связи и общения между школьниками разных классов, встречающихся в условиях благоприятной эмоциональной обстановки, создающейся на основе общности интересов и духовных потребностей.
Распространены диспуты, вечера вопросов и ответов на определенные темы, чаще всего на темы морали, которые привлекают к себе большое внимание, а также праздничные вечера и вечера отдыха.

Очень распространены в школах встречи с приглашенными в школу гостями. Такие встречи могут органически сочетаться с торжественными или тематическими вечерами и утренниками. Однако могут быть и встречи, имеющие специальную воспитательную цель, например встреча старшеклассников с представителями разных профессий в целях подготовки учащихся к выбору жизненного пути.

 

Предметные стенгазеты. Развивают у учащихся интерес к предмету, способствуют выработке навыков работы с литературой, умения в сжатой форме изложить содержание прочитанного.


 

Викторины. У учащихся воспитывается любознательность, повышается интерес к предмету, они приобретают первичные навыки исследовательской работы, приучаются к чтению научно-популярной литературы.

 

Интеллектуальный марафон. Комплекс внеклассных мероприятий, позволяющих осуществить показ знаний, приобретенных учащимися за определенный период учебного года. Открывается простор для проявления очень ценной инициативы и творчества, для развития самодеятельности. Учащиеся чувствуют себя ответственными за самое главное в школе – за учение; у них есть определенные права и обязанности и они занимаются настоящим делом.

Школа принимает воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребенка в современное общество с учетом знаний русской культуры.

Основа нашей педагогической позиции в воспитании – это принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни

Наиболее распространено следующее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые, объединяющие и массовые. Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Например: подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, изготовление поделок, подготовка иллюстрированных альбомов и т.д. Это позволяет каждому найти своё место в общем деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуальных особенностей учащихся путём бесед, анкетирования, изучения их интересов. Кружковая внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. Наиболее распространены такие её формы, как кружки и секции (предметные, технические, спортивные, художественные). В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскурсии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. Отчёт работы кружка за год проводится в виде вечера, конференции, выставки, смотра.

К объединяющим формам работы относятся детские клубы, школьные музеи, общества. Широкое распространение получают клубы дружбы, выходного дня, интересных встреч. Действуют они на началах самоуправления, имеют свои названия, уставы. Работа клубов строится по секциям. Распространённой формой являются школьные музеи. По профилю они могут быть краеведческие, исторические, историко-литературные, природоведческие, художественные. Основная работа в школьных музеях связана со сбором материалов. Для этого проводятся походы, экспедиции, встречи с интересными людьми, ведётся широкая переписка, работа в архиве. Материалы музея должны использоваться на уроках, для просветительской деятельности среди взрослого населения.

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространённых в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоциональное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. Так конкурс, олимпиада, соревнование, игра требуют непосредственной активности каждого. При проведении же бесед, вечеров, утренников лишь часть школьников выступают в качестве организаторов и исполнителей. В таких мероприятиях, как посещение спектаклей, встреча с интересными людьми, все участники становятся зрителями. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле служит важным средством сплочения коллектива. Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. Они посвящаются датам календаря, юбилеям писателей, деятелей культуры. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувство приобщения к жизни страны. Широко используются конкурсы, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу. В связи с конкурсами обычно устраиваются выставки, которые отражают творчество школьников: рисунки, сочинения, поделки.

Смотры - наиболее общая соревновательная форма массовой работы. Их задача - подведение итогов и распространение лучшего опыта, усиление деятельности по профориентации, организация кружков, клубов, воспитание стремления к общему поиску.

Формой массовой работы с детьми является классный час. Он проводится в рамках отведённого времени и является составной частью воспитательной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.